город Ростов-на-Дону |
|
28 октября 2013 г. |
дело N А32-40407/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 октября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Близнюк А.А.,
при участии:
от Администрации Афипского городского поселения Северского района: представитель Бобырева Е.С. По доверенности от 22.08.2013;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея: представитель не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 3131.07.20133 по делу N А32-40407/2012 принятое судьей Шкира Д.М.,
по заявлению Администрации Афипского городского поселения Северского района
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Администрация Афипского городского поселения Северского района, пгт. Афипский (далее - заявитель, администрация) обратилась в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, г. Краснодар (далее - административный орган) от 01.12.2011 N 06-14-91ФН-2 о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 110 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 31.07.2013 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован отсутствием доказательств того, что администрация как юридическое лицо, является организацией непосредственно занимающейся деятельностью связанной со сбором, накоплением, использованием, обезвреживанием, транспортированием, размещением и ином обращении с отходами производства и потребления, административным органом в суд не представлено и материалами дела об административном правонарушении не установлено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, сославшись на то, что вина Администрации полностью доказана.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель администрации не согласился с доводами апелляционной жалобы.
Представитель Управления, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
В соответствии с частью 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при неявке в судебное заседание иных лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, при проведении обследования прибрежно-защитной полосы водного объекта р. Афипс по обращению гражданина Добрынина И.Д., было установлено, что напротив домовладения N 112 по ул. Колхозной пос. Афипского было зафиксировано наличие несанкционированного места размещения отходов, находящейся в непосредственной близости от уреза р. Афипс и на расстоянии 1,5 м от металлического гаража, расположенного на земельном участке площадью 21 кв.м. с кадастровым номером 23:26:0203010:124.
При осмотре несанкционированного места размещения отходов были выявлены следующие виды отходов: отходы древесные, обрезки рубероида, твердые бытовые отходы. Площадь свалки мусора составляет примерно 18 кв.м.
Согласно письма Администрации Афипского городского поселения Северского района исх. N 3959 от 09.11.2011, размеры металлического гаража составляет 21 кв. м. Площадь гаража равна площади земельного участка предоставленного Павловой Т.Г. в аренду. Прилегающая территория к гаражу относится к землям улиц Афипского городского поселения. На данной территории зафиксировано несанкционированное место размещения отходов.
По результатам проверки административным органом составлен протокол об административном правонарушении от 28.11.2011 N 06-14-91ФН-1.
Рассмотрев материалы проверки, административный орган вынес постановление о назначении административного наказания от 01.12.2011 N 06-14-91ФН-2, которым администрация признана виновной и привлечена к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 110 000 руб.
Не согласившись с постановлением, Администрация обратилась с заявлением по данному делу.
Согласно статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Субъектом административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 3.7 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N 80 "О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03", определены условия временного хранения отходов на открытых площадках.
Согласно пункту 3.7. СанПиН 2.1.7.1322-03 при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;
- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов подлежит лицензированию.
Статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлен перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется получение лицензии. Данным перечнем предусмотрено лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (подпункт 74 пункта 1 статьи 17 Закона N 128-ФЗ).
Как следует из материалов дела, при проведении обследования прибрежно-защитной полосы водного объекта р. Афипс по обращению гражданина Добрынина И.Д., было установлено, что напротив домовладения N 112 по ул. Колхозной пос. Афипского было зафиксировано наличие несанкционированного места размещения отходов, находящейся в непосредственной близости от уреза р. Афипс и на расстоянии 1,5 м от металлического гаража, расположенного на земельном участке площадью 21 кв.м. с кадастровым номером 23:26:0203010:124.
При осмотре несанкционированного места размещения отходов были выявлены следующие виды отходов: отходы древесные, обрезки рубероида, твердые бытовые отходы. Площадь свалки мусора составляет примерно 18 кв.м.
Согласно письму Администрации Афипского городского поселения Северского района исх. N 3959 от 09.11.2011, размеры металлического гаража составляет 21 кв. м. Площадь гаража равна площади земельного участка предоставленного Павловой Т.Г. в аренду. Прилегающая территория к гаражу относится к землям улиц Афипского городского поселения. На данной территории зафиксировано несанкционированное место размещения отходов.
Администрация как распорядительный орган самоуправления муниципального образования не является хозяйствующим субъектом и не осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами по утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В силу статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Таким образом, деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению и хранению отходов является лицензируемой и осуществляется специализированными организациями.
В то же время доказательств того, что администрация как юридическое лицо, является организацией непосредственно занимающейся деятельностью связанной со сбором, накоплением, использованием, обезвреживанием, транспортированием, размещением и ином обращении с отходами производства и потребления, административным органом в суд не представлено и материалами дела об административном правонарушении не установлено.
При изложенных обстоятельствах, судом первой инстанции правомерно установлено, что в действиях администрации отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок привлечения к административной ответственности обязателен для органов (должностных лиц), рассматривающих дело об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
Как следует из материалов дела, уведомлением от 14.11.2011 законный представитель администрации был извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении на 28.11.2011.
Протокол об административном правонарушении от 28.11.2011 N 06-14-91ФН-1 составлен в отсутствии представителя администрации, извещенного надлежащим образом. Указанным протоколом назначено рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении администрации на 01.12.2011. Указанное определение получено администрацией 29.11.2011 по средствам факсимильной связи.
Постановление от 01.12.2011 N 06-14-91ФН-2 вынесено в отсутствии представителя администрации, извещенного надлежащим образом.
Судом установлено, что административным органом соблюден порядок привлечения к административной ответственности, что обществом и не оспаривалось.
Судом апелляционной инстанции не принимается довод апелляционной жалобы о том, что вина Администрации полностью доказана, в виду следующего.
Статья 12 Закона N 89-ФЗ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Согласно положениям статей 65 и 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое постановление.
Между тем в материалах дела, в протоколе об административном правонарушении и оспариваемом постановлении административного органа не содержится данных о том, что Администрация занималась размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона N 89-ФЗ.
При названных обстоятельствах следует признать, что Администрация привлечена к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ неправомерно.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.07.2013 по делу N А32-40407/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-40407/2012
Истец: Администрация Афипского городского поселения Северского района
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопльзования по Краснодарскому краю
Третье лицо: УФС по надзору в сфере природопользования(Росприроднадзора) по КК и РА