г. Хабаровск |
|
28 октября 2013 г. |
Дело N А73-6543/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 октября 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дроздовой В.Г.
судей Волковой М.О., Иноземцева И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Усановой Т.В.
при участии в заседании:
от Прокуратуры Хабаровского края, ОГРН 1022700920461: Моргунова Н.Н., удостоверение;
от Правительства Хабаровского края, ОГРН 1022700931868: Кан С.Д., представитель по доверенности от 15.08.2013 N 9.3.28-16564;
от Общества с ограниченной ответственностью "Мир", ОГРН 1022700825542: не явились;
от Министерства природных ресурсов Хабаровского края, ОГРН 1072721005532: Зельник Ю.В., представитель по доверенности от 04.05.2011 N 9.3.28-7475,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Хабаровского края на решение от 27.08.2013 по делу N А73-6543/2013 Арбитражного суда Хабаровского края принятое судьей Мельниковой Н.Ю.
по иску Прокуратуры Хабаровского края
к Правительству Хабаровского края, Обществу с ограниченной ответственностью "Мир"
о признании недействительным подпункта договора аренды
третье лицо: Министерство природных ресурсов Хабаровского края
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Хабаровского края обратился заместитель прокурора Хабаровского края в интересах Хабаровского края (далее - истец) с иском к Правительству Хабаровского края (далее - правительство; г. Хабаровск) и Обществу с ограниченной ответственностью "Мир" (далее - ООО "Мир", общество; Хабаровский край, Охотский район, рп. Охотск) о признании недействительным подпункта "е" пункта 12 договора аренды лесного участка от 28.10.2011 N 0978/2011 в части возложения на арендатора в случае возникновения лесного пожара на арендуемом лесном участке обязанности обеспечивать его тушение.
Определением от 24.07.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Министерство природных ресурсов Хабаровского края.
Решением 27.08.2013 иск удовлетворен.
Правительство Хабаровского края обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении иска отказать. В обоснование жалобы указывает, что на момент размещения документации об аукционе действовал приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 12.02.2010 N 48, которым утверждена форма примерного договора аренды лесного участка, содержащая оспариваемое прокуратурой условие, указанный приказ зарегистрирован в Минюсте РФ 31.03.2010 за N 16769, не отменен, не признан недействующим и обязателен к применению. Указывает, что изменение документации об аукционе и проекта договора аренды лесного участка как ее составной части не допускается. Полагает, что спорное условие договора не противоречит законодательству, поскольку, по мнению заявителя жалобы, обеспечение тушения лесных пожаров предполагает выполнение арендатором лесного участка мероприятий, направленных на предупреждение пожаров и возможность оперативного тушения пожаров уполномоченными организациями; полагает, что из буквального смысла оспариваемого подпункта договора не следует, что он содержит обязанность арендатора по непосредственному тушению лесного пожара, однако не исключает привлечение арендатора для тушения пожара в случаях и порядке, установленных законодательством. Полагает, что прокурор обратился в арбитражный суд не в защиту публичных интересов.
Прокуратурой представлен отзыв на апелляционную жалобу с возражениями.
Министерством природных ресурсов Хабаровского края в отзыве на апелляционную жалобу приведены доводы о согласии с жалобой.
В судебном заседании представители Правительства Хабаровского края и Министерства природных ресурсов Хабаровского края настаивали на удовлетворении апелляционной жалобы; представитель прокуратуры просил оставить решение без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
ООО "Мир" извещалось о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, но своего представителя в суд не направило.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с учетом разъяснений, приведенных в пункте 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя ООО "Мир".
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав приобщенные к материалам дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, и отзывов на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Установлено, что по итогам аукциона 28.10.2011 между Правительством Хабаровского края (арендодатель) и ООО "Мир" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 0978/2011.
Согласно пункту 2 данного договора в аренду предоставляется лесной участок, площадью 1,35 га, являющийся частью лесного участка общей площадью 15825444,0 га, расположенного по адресу: Хабаровский край, Охотский муниципальный район, Охотское лесничество, участковые лесничества: Инское, часть 1, кварталы: 1-150; Инское, часть 2, кварталы:1-553; Ульинское, кварталы: 1-196, кадастровый номер 27-27-01/006/2005-982, предоставляемый в аренду, имеет местоположение: Хабаровский край, Охотский район, Охотское лесничество, квартал 96, часть выдела 16 Охотского участкового лесничества (часть-1).
Срок аренды 49 лет с момента государственной регистрации (пункт 21 договора).
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
Подпунктом "е" пункта 12 договора установлено, что арендатор обязан в случае возникновения лесного пожара на лесном участке обеспечивать его тушение. Осуществлять противопожарное обустройство лесов на лесном участке, в том числе строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладку просек и противопожарных разрывов, обеспечивать создание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарная техника, оборудование, снаряжение и другие), содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности в объемах, определенных проектом освоения лесов.
Ссылаясь на несоответствие указанного подпункта в части возложения на арендатора обязанности в случае возникновения лесного пожара на арендуемом лесном участке обеспечивать его тушение действующему законодательству, заместитель прокурора Хабаровского края в порядке статьи 52 АПК РФ в интересах Хабаровского края обратился в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно частям 1, 2 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Частью 1 статьи 52 ЛК РФ определено, что охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
В силу части 2 статьи 53.4 ЛК РФ лица, использующие леса, в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно обязаны сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара.
Согласно части 1 статьи 53.4 ЛК РФ тушение лесного пожара включает в себя: обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара; доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно; локализацию лесного пожара; ликвидацию лесного пожара; наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание; предотвращение возобновления лесного пожара.
Пунктом 7 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417, установлено, что привлечение юридических лиц и граждан для тушения лесных пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и планами тушения лесных пожаров, разрабатываемыми и утверждаемыми в установленном порядке.
Подпунктом "г" пункта 13 указанных Правил предусмотрено, что юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны, в частности в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара;
В силу части 3 статьи 53.1 ЛК РФ меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Статьей 7 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определено, что ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 83 ЛК РФ полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности) переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 83 ЛК РФ средства на осуществление переданных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
Из системного и буквального содержания указанных норм материального права следует, что тушение лесных пожаров отнесено к компетенции специализированных органов государственной власти, их территориальных подразделений и органов местного самоуправления и финансируется из средств федерального бюджета.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу, что действующим законодательством не предусмотрено возложение на арендатора лесного участка обязанности по тушению пожара в случае его возникновения на арендуемом лесном участке своими силами.
Установлено, что ООО "Мир" не является специализированной противопожарной организацией.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 9-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит, в том числе деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров (за исключением деятельности добровольной пожарной охраны).
В материалах дела отсутствуют доказательства наличия у ООО "Мир" лицензии на осуществление деятельности по тушению лесных пожаров.
Однако из буквального содержания подпункта "е" пункта 12 договора аренды от 28.10.2011 N 0978/2011 следует, что на арендатора возложена обязанность по тушению лесного пожара на арендуемом лесном участке.
Указанное следует из системного толкования условий названного пункта и содержания, в частности приложения N 6 к договору аренды, которым в число мероприятий, выполняемых арендатором по обеспечению пожарной безопасности, входит организация, содержание пожарных команд.
Согласно положениям статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Поскольку возложение на арендатора лесного участка обязанности по тушению пожара противоречит названным нормам материального права, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил иск.
При этом, разрешая спор, суд правильно исходил из того, что прокурор вправе обратиться с указанным иском.
Согласно статье 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением (иском) о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований; применении последствий недействительности таких сделок.
Публично-правовым образованием, в интересах которого предъявлено исковое заявление, является субъект Российской Федерации - Хабаровский край, уполномоченным органом которого выступает Правительство Хабаровского края.
При этом, публичные интересы Хабаровского края - это интересы проживающих в данном субъекте граждан, здоровью и жизни которых может быть причинен вред в результате возложения противоречащей закону обязанности по тушению пожара.
Недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части (часть 1 статьи 180 ГК РФ).
Ссылки заявителя жалобы на то, что оспариваемое условие договора утверждено приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 12.02.2010 N 48 и содержится в примерной форме договора, обоснованно отклонено судом первой инстанции, поскольку наличие указанного приказа не отменяет действие перечисленных выше нормативных актов, имеющих большую юридическую силу.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции об обстоятельствах дела и подлежащих применению нормах материального права, а свидетельствуют об ином понимании заявителем обстоятельств дела.
Между тем, обжалуемым решением подпункт "е" пункта 12 договора аренды признан недействительным лишь в части возложения на арендатора обязанности в случае возникновения лесного пожара на арендуемом лесном участке обеспечивать его тушение непосредственно.
По приведенным основаниям доводы апелляционной жалобы отклонены.
Нарушение судом норм материального и процессуального права суд апелляционной инстанции не установил.
От уплаты государственной пошлины заявитель жалобы освобожден на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд.
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 27 августа 2013 года по делу N А73-6543/2013 оставить без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
В.Г. Дроздова |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-6543/2013
Истец: Прокуратура Хабаровского края
Ответчик: ООО "Мир", Правительство Хабаровского края
Третье лицо: Министерство природных ресурсов Хабаровского края