г. Санкт-Петербург |
|
25 октября 2013 г. |
Дело N А56-32085/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 октября 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей И. А. Дмитриевой, Е. А. Сомовой
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания И. Г. Брюхановой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19273/2013) Межрайонная ИФНС России N 5 по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.07.2013 по делу N А56-32085/2013 (судья О. В. Пасько), принятое
по заявлению ЗАО "Волховское"
к Межрайонная ИФНС России N 5 по Ленинградской области
3-е лицо: Комитет по агропромышленному рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области
о признании недействительным решения, обязании возвратить НДС, штраф, пени
при участии:
от заявителя: Потлачук Ю. В. (доверенность от 25.01.2013)
Холодов М. А. (доверенность от 25.01.2013)
от ответчика: Кетрик Я. М. (доверенность от 03.07.2013 N 03-05/76)
от 3-го лица: Светлова Л. А. (доверенность от 01.07.2013 N 01-507/13)
установил:
Закрытое акционерное общество "Волховское" (ОГРН 1024702049591, место нахождения: 187412, Ленинградская область, Волховский р-н, с. Старая Ладога, Советская, 3; далее - общество, заявитель), уточнив требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ленинградской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 07.08.2013 N 47 и обязании инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем отмены доначисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 85 001 руб. и возврата на расчетный счет общества взысканных на основании решения от 04.06.2013 N 675 по инкассовому поручению от 05.06.2013 N 873 денежных средств в сумме 81 121 руб., возврата на расчетный счет общества взысканного на основании решения от 04.06.2013 N 675 по инкассовому поручению от 05.06.2013 N 875 штрафа в сумме 14 873 руб. 77 коп., возврата на расчетный счет общества взысканных на основании решения от 04.06.2013 N 675 по инкассовому поручению от 05.06.2013 N 874 пеней в сумме 2 116 руб. 23 коп., возмещения из бюджета НДС за 3 квартал 2012 года в сумме 90 443 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по агропромышленному рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области (далее - комитет).
Решением суда от 30.07.2013 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе инспекция просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, заявителем не доказана обоснованность применения ставки НДС в размере 10% при реализации скота в живом весе в 3 квартале 2012 года, поскольку не представлено доказательств отнесения спорного товара к перечню продукции, облагаемой НДС по ставке 10 процентов, поименованной в Общероссийском классификаторе продукции ОК 005-93 (ОКП), утвержденном Постановлением Российской Федерации от 31.12.2004 N 908.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, представители общества и комитета против удовлетворения апелляционной жалобы возражали.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 18.10.2012 обществом в инспекцию представлена налоговая декларация по НДС за 3 квартал 2012 года, согласно которой заявлен к возмещению НДС в сумме 90 138 руб.
22.10.2012 обществом в инспекцию представлена уточненная (номер корректировки - 1) налоговая декларация по НДС за 3 квартал 2012 года, согласно которой заявлен к возмещению НДС в сумме 90 443 руб.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2012 года, по результатам которой составлен акт от 31.01.2013 N 07-11/40 и вынесено решение от 07.03.2013 N 47 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. В соответствии с указанным решением обществу доначислен неуплаченный НДС с учетом состояния расчетов с бюджетом за 3 квартал 2012 года в сумме 85 001 руб. Заявитель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) НДС в виде штрафа в сумме 14 823 руб. 77 коп., начислены пени по состоянию на 07.03.2013 в сумме 2 116 руб. 23 коп., уменьшен предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС за 3 квартал 2012 года в сумме 90 443 руб.
Основанием для вынесения решения явился вывод налогового органа о том, что общество при реализации скота в живом весе (поголовье молочного крупного рогатого скота (Код ОКП 005-93 98 1310 - 98 1330)) применило ставку НДС - 10 %, при этом, не предоставив во время проверки соответствующие документы, дающие право применить данную налоговую ставку.
Решение инспекции от 07.03.2013 N 47 обжаловано налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ленинградской области N 16-21-05/05545@ от 26.04.2013 обжалуемое решение инспекции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба заявителя - без удовлетворения.
Не согласившись с законностью вступившего в законную силу решения инспекции от 07.08.2013 N 47, общество обратилось в суд с заявлением.
Суд, признав заявленные обществом требования обоснованными по праву и по размеру, удовлетворил заявление.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ установлено право налогоплательщиков пользоваться налоговыми льготами при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Согласно статье 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление налоговых льгот в виде установления пониженных ставок НДС 0% и 10%.
В соответствии с пунктом 3 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по общей налоговой ставке 18% в случаях, не указанных в пунктах 1, 2 и 4 этой статьи.
Из материалов дела видно, что определяя условия налогообложения операций по реализации продукции собственного производства - скота в живом весе (коровы и бычки), заявитель руководствовался положениями пункта 2 статьи 164 НК РФ, устанавливающего перечень товаров, при реализации которых налогообложение производится по ставке 10%.
Так, подпунктом 1 пункта 2 статьи 164 НК РФ предусмотрено, что налогообложение по ставке 10% производится при реализации скота и птицы в живом весе. При этом каких либо исключений из перечня скота и птицы в живом весе законодателем не установлено.
Последним абзацем пункта 2 данной статьи установлено, что коды видов продукции, перечисленных в данном пункте, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908 утвержден "Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации" (далее - Перечень).
В примечании к Перечню указано, что принадлежность отечественных продовольственных товаров к перечисленным в настоящем перечне продовольственным товарам подтверждается соответствием кодов по классификации ОК 005-93 (ОКП), приведенных в настоящем перечне, кодам ОКП, указанным в национальном стандарте, отраслевом стандарте, техническом условии.
В соответствии с "Общероссийским классификатором продукции" ОК 005-93, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 N 301, применяющегося в целях налогообложения, "поголовье молочного крупного рогатого скота" идентифицируется под кодовым обозначением 98 1300 (подкоды 92 1310 - 92 1330), и относится к классу 98 1000 "продукция скотоводства".
В Перечне продукция под кодами 92 1310 - 92 1330 поименована как "скот и птица в живом весе", облагаемая по ставке 10 %.
Спор возник ввиду отсутствия у заявителя документов, подтверждающих принадлежность реализованного им товара к поименованным в Перечне. Налогоплательщик считает необоснованным требование налогового органа о необходимости представить сертификаты и декларации соответствия государственным стандартам на товар. По мнению заявителя, при применении ставки НДС 10% при реализации скота в живом весе (коровы и бычки) не требуется представление в обязательном порядке данных документов, поскольку такое требование статья 164 НК РФ не содержит.
Реализацию обществом именно скота в живом весе (коровы и бычки), инспекция не оспаривает. Представленные счета-фактуры и товарные накладные подтверждают, как полагает заявитель, что реализуемый товар относится к категории "скот в живом весе".
Положениями статьи 23 НК РФ во взаимосвязи с нормами подпункта 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщику предоставляется возможность реализовать свое право на налоговую льготу при условии представления им доказательств, подтверждающих, что основания, с появлением которых законодательство о налогах и сборах связывает наличие у налогоплательщика права на налоговую льготу, действительно возникли.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 1650/10 относительно права на применение льготной ставки НДС, установленной статьей 149 НК РФ.
Следовательно, законодательством о налогах и сборах может быть установлен специальный порядок применения налоговых льгот, а также перечень документов, подлежащих представлению для их подтверждения.
При этом статьей 164 НК РФ не предусмотрены конкретные требования в отношении документов, которыми налогоплательщик должен подтверждать право на применение ставки НДС 10%.
Однако из приведенных норм, включая примечание к Перечню, следует, что, применяя ставку 10% при реализации продовольственных товаров, налогоплательщик должен документально подтвердить принадлежность реализуемых им товаров к перечисленным в Перечне, в частности, соответствием кодов, приведенных в Перечне, кодам классификатора, указанным в национальном стандарте или отраслевом стандарте либо техническом условии.
В соответствии с пунктом 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.11.2003 N 677 "Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области" определение по Общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции Общероссийского классификатора, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Для подтверждения соответствия продукции стандартам предусмотрена система сертификации и декларирования. Порядок проведения сертификации определен Законом N 184-ФЗ.
В силу статьи 2 Закона N 184-ФЗ сертификация продукции представляет собой форму осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
Согласно статье 20 Закона N 184-ФЗ подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: принятия декларации о соответствии (декларирование соответствия); обязательной сертификации.
Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии", утвержден перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации. В раздел "Продовольственные товары" данного перечня "скот и птица в живом весе" а также "поголовье молочного крупного рогатого скота" не включены как товары, подлежащие обязательной сертификации или товары, подтверждение соответствия которых осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.
Кроме того, в настоящее время отсутствует орган, уполномоченный осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических условий, отраслевых и национальных стандартов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, принимая во внимание отсутствие конкретных требований в отношении документов, которыми налогоплательщик должен подтверждать право на применение ставки НДС 10%, а также то обстоятельство, что действующим законодательством не предусмотрена обязательная сертификация или подтверждение соответствия в форме принятия декларации о соответствии продукции в отношении товара "поголовье молочного крупного рогатого скота" и орган, уполномоченный осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических условий, отраслевых и национальных стандартов, отсутствует, правомерно пришел к выводу о возможности в силу прямого указания подпункта 1 пункта 2 статьи 164 НК РФ и на основании пункта 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.11.2003 N 677 отнесения товара "поголовье молочного крупного рогатого скота", реализованного обществом, к продовольственным товарам, при реализации которых обложение НДС производится по ставке 10 %.
Налоговый орган, ссылаясь на обязанность налогоплательщика по доказыванию возникновения права на применение пониженной ставки НДС в виде предоставления сертификата или декларации соответствия, не учитывает, что код реализованной обществом продукции, определенный им самостоятельно на основании пункта 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.11.2003 N 677, не соответствует Общероссийскому классификатору продукции, а также классификатору Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Учитывая, что положения налогового законодательства должны применяться с учетом требований пункта 7 статьи 3 НК РФ о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщиков, суд обоснованно признал недействительным оспариваемое обществом инспекции от 07.08.2013 N 47.
При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269 пункт 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.07.2013 по делу N А56-32085/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.Л. Згурская |
Судьи |
И.А. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-32085/2013
Истец: ЗАО "Волховское"
Ответчик: Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Ленинградской области
Третье лицо: Комитет по агропромышленному рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области