21 октября 2013 г. |
А79-1782/2013 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе в составе
председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Логиновой О.А., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егоровой В.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального отдела Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии в Батыревском районе на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 15.07.2013 по делу N А79-1782/2013,
принятое судьей Щетинкиным А.В.
по заявлению индивидуального предпринимателя Хадарова Леонида Владимировича (ОГРНИП 312213209400010) о признании незаконными и отмене постановлений Территориального отдела Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии в Батыревском районе от 21.02.2013 N 51, N 52.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Территориальным отделом Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии в Батыревском районе (далее - Управление, административный орган) проведен визуальный осмотр вещей индивидуального предпринимателя Хадарова Леонида Владимировича (далее - Предприниматель, Хадаров Л.В.), расположенных на обочине проезжей части дороги рядом с территорией ЗАО МСО "Батыревская" пер.Ярмарочный в с.Батырево Батыревского района Чувашской Республики.
В ходе осмотра установлен факт несоблюдения требований статей 9, 26.2 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", пункта 19 постановления правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного использования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации", а именно: Предприниматель реализует непродовольственные товары (кастрюли алюминиевые, чугунные, сковороды чугунные, удлинители, термосы) без оформления единообразных ценников с указанием наименования товара, его сорта, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника и без предоставления для потребителей в наглядной и доступной форме информации о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего органа.
По результатам осмотра Управлением 25.01.2013 в отношении Предпринимателя возбуждены дела об административном правонарушении, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 14.8 и статьей 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и 08.02.2013 составлены протоколы N 53 и N 54 об административных правонарушениях.
Начальник территориального отдела Управления, рассмотрев материалы административных дел, 21.02.2013 вынес постановления N 51 и N 52 о привлечении Предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 500 руб. и к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 1000 руб. соответственно
Предприниматель не согласился с указанными постановлениями и обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании их незаконными и отмене.
Решением от 15.07.2013 Арбитражный суд Чувашской Республики удовлетворил заявленные Предпринимателем требования.
Управление обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой сослалось на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права, в связи с чем просило решение суда отменить.
Управление полагает, что факт реализации Предпринимателем товаров с нарушением правил продажи отдельных видов товаров подтвержден представленными в материалы дела доказательствами, в том числе фотографиями, поименованных в оспариваемых постановлениях как другие материалы дела.
Хадаров Л.В. в отзыве на апелляционную жалобу просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения, возникающие в процессе заключения с потребителем договоров купли-продажи, выполнения работ или оказания услуг.
Объективную сторону данного административного правонарушения образует нарушение прав потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
Согласно статье 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Изготовитель (исполнитель, продавец) - индивидуальный предприниматель - должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.
Информация, предусмотренная пунктами 1 и 2 настоящей статьи, должна быть доведена до сведения потребителей также при осуществлении торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля, бытовое и иные виды обслуживания потребителей осуществляются вне постоянного места нахождения продавца (исполнителя).
Таким образом, обязанность довести до неопределенного круга потребителей информацию о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и наименовании зарегистрировавшего его органа установлена законом для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю, выполняющих работы или оказывающих услуги.
В статье 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров.
Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, является установленный порядок продажи отдельных видов товаров.
Объективная сторона состоит в совершении противоправных деяний, нарушающих правила продажи отдельного вида товара, или бездействие, выраженное в том, что субъект правонарушения был обязан, но не предпринял действий в отношении данного товара, установленных правилами.
Согласно статье 26.2 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" продажа товаров должна осуществляться в соответствии с правилами продажи отдельных видов товаров, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 утверждены Правила продажи отдельных видов товаров (далее - Правила), разработанные в соответствии с Законом о защите прав потребителей и регулирующие отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов товаров.
Согласно пункту 19 Правил продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.
При продаже товаров, осуществляемой посредством разносной торговли, представитель продавца обязан иметь прейскурант, заверенный подписью лица, ответственного за его оформление, и печатью продавца, с указанием наименования и цены товаров, а также предоставляемых с согласия покупателя услуг.
Из приведенных правовых норм следует, что ценники должны быть оформлены на реализуемые товары (предназначенные для продажи).
В данном случае Предпринимателю вменяется реализация непродовольственных товаров (кастрюль алюминиевых, чугунных, сковород чугунных, удлинителей, термосов) без оформления единообразных ценников с указанием наименования товара, его сорта, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника и без предоставления для потребителей в наглядной и доступной форме информации о государственной регистрации предпринимателя и наименовании зарегистрировавшего органа.
Между тем административным органом в материалы дела не представлено безусловных и достаточных доказательств того, что разложенные предпринимателем на обочине проезжей части дороги в неустановленном для торговли месте кастрюли, сковородки, удлинители, термосы, предназначались Предпринимателем для реализации, предлагались к продаже.
Из протоколов об административных правонарушениях от 08.02.2013 не ясно, по каким признакам административный орган пришёл к выводу о том, что Предприниматель реализовывал непродовольственные товары в неустановленном для торговли месте.
Протокол осмотра с описанием торгового места в порядке статьи 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным органом не оформлялся.
Как пояснил в суде первой инстанции Предприниматель, им продажа товаров не осуществлялась, что не опровергнуто административным органом.
Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Представленные в материалы дела фотографии правомерно признаны судом ненадлежащим доказательством по делу, поскольку в нарушении требований части 3 статьи 26.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в процессуальных документах административного органа отсутствует указание на проведение фотосъемки и приобщение фотографий к материалам административного дела. На этом основании отклоняется ссылка заявителя апелляционной жалобы на наличие в постановлениях формулировки о подтверждении правонарушений протоколами и другими материалами дел.
Из самих фотографий невозможно установить где, когда и при каких обстоятельствах они сделаны, то есть не представляется возможным установить, имеют ли они отношение к спорным обстоятельствам.
Наличие события административного правонарушения подлежит установлению на основании представленных административным органом соответствующих доказательств, полученных в ходе административного расследования и отвечающих требованиям статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного является верным вывод суда первой инстанции о том, что юридически значимые для дела обстоятельства, а именно событие административного правонарушения, административным органом не доказаны, в связи с чем суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование Предпринимателя, признав незаконным и отменив оспоренные постановления административного органа.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как противоречащие установленным по делу обстоятельствам.
Аргументы заявителя апелляционной жалобы относительно нарушения судом первой инстанции норм процессуального права не приняты судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку в силу части 1 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе соединить в одном заявлении несколько требований, связанных между собой по основаниям возникновения или представленным доказательствам.
В данном случае предприниматель обратился с заявлением об оспаривании постановлений административного органа, связанных между собой по основаниям возникновения и представленным доказательствам, поэтому суд правомерно рассмотрел заявление в рамках одного судебного дела.
Арбитражный суд Чувашской Республики полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с апелляционной жалобы не рассматривался с учетом части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 15.07.2013 по делу N А79-1782/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального отдела Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии в Батыревском районе - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
О.А.Логинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-1782/2013
Истец: ИП Хадаров Леонид Владимирович
Ответчик: Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в Батыревском районе
Третье лицо: Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в Батыревском районе