Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 31 января 2008 г. N КГ-А40/14658-07
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 января 2008 г.
Департамент имущества города Москвы (далее - ДИГМ) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по г. Москве (далее - УФРС по г. Москве) о признании незаконным отказа в регистрации права собственности города Москвы на здание площадью 31 594,1 кв.м. по адресу: г. Москва, ул. Новая Ипатовка, д. 3А, оформленного письмом от 12 мая 2006 года N 001/2006-595, и обязании УФРС по г. Москве произвести государственную регистрацию права собственности города Москвы на здание площадью 31 594,1 кв.м. по адресу: г. Москва, ул. Новая Ипатовка, д. 3А.
Требования, предъявленные со ссылками на нормы статей 8, 11, 130, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, мотивированы тем, что спорный объект внесен в реестр объектов недвижимости города Москвы на основании постановления Мосгордумы N 367 от 7.12.2005 г., все необходимые документы для регистрации права собственности заявителем были представлены в регистрационную службу, в связи с чем отказ в регистрации права неправомерен.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29 декабря 2006 года заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным отказ УФРС по г. Москве, оформленный письмом от 12.05.06 г. N 001/2006-595 и обязал УФРС по г. Москве зарегистрировать право собственности г. Москвы на здание площадью 31 594,1 кв.м., расположенное по адресу: г. Москва, ул. Новая Ипатовка, д. 3А в десятидневный срок с даты вступления в законную силу решения.
Суд мотивировал свое решение тем, что согласно выписке их технического паспорта спорный объект построен и введен в эксплуатацию в 1988 году, то есть до принятия постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1, на основании постановления Мосгордумы от 7.12.2005 г. N 367 объект внесен в реестр объектов недвижимости, находящихся в собственности г. Москвы и спор о праве между Российской Федерацией в лице уполномоченного государственного органа исполнительной власти и городом Москвой в лице ДИГМ отсутствует. В связи с этим суд счел незаконным и не соответствующим ст. 20 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отказ регистрирующего органа в регистрации права собственности города Москвы.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 ноября 2007 года N 09АП-10200/07-АК решение отменено, в удовлетворении заявления ДИГМ отказано.
Апелляционный суд исходил из того, что с момента введения здания в эксплуатацию оно являлось одним из зданий комплекса госпиталя ГУВД г. Москвы, а согласно п. 2 раздела 2 приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1 имущество органов внутренних дел относится исключительно к федеральной собственности. При этом, ДИГМ не представило доказательств нахождения спорного здания в ведении исполнительных органов государственной власти г. Москвы на момент принятия постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1.
Законность вынесенных решения и постановления проверяется в порядке статей 274, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе ДИГМ, который считает, что при принятии постановления апелляционным судом неправильно применены нормы материального и процессуального права, просит постановление отменить, требования удовлетворить.
По мнению заявителя кассационной жалобы, спорное строение относится к объектам здравоохранения, его застройщиком являлось Главное управление капитального строительства УКС объектов здравоохранения. Согласно постановлению Правительства г. Москвы от 9.03.1999 г. N 175 "О передаче в оперативное управление ГУВД г. Москвы комплекса помещений по ул. Новая Ипатовка, д. 4" четыре строения, фактически занимаемые службами Клинического госпиталя ГУВД г. Москвы, в том числе и спорное строение, передавалось в оперативное управление ГУВД г. Москвы. Вместе с тем, спорное здание внесено в реестр объектов недвижимости города Москвы на основании постановления Мосгордумы от 7.12.2005 г. N 367 и возведено было до издания постановления ВС РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1.
В судебном заседании представитель заявителя кассационной жалобы, поддержал доводы, в ней изложенные, просил постановление отменить.
Представитель УФРС по г. Москве в судебном заседании возражал против доводов кассационной жалобы, полагая, что обжалуемый судебный акт является законным и обоснованным.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения норм процессуального и материального права при вынесении решения и постановления, Федеральный арбитражный суд Московского не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены постановления в связи со следующим.
Как установлено судами обеих инстанций и подтверждается имеющимися в материалах дела документами, 2 февраля 2006 года ДИГМ обратился в УФРС по г. Москве с заявлением о государственной регистрации права собственности г. Москвы на здание площадью 31 594,1 кв.м., расположенное по адресу: г. Москва, ул. Новая Ипатовка, д. 3А.
Письмом от 12 апреля 2006 года N 09/001/2006-595 УФРС по г. Москве уведомило заявителя о приостановлении государственной регистрации, поскольку согласно паспорту БТИ указанное здание, построенное в 1988 году, находится во владении ГУВД г. Москвы, а в соответствии с приложением N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1 имущество органов внутренних дел относится исключительно к федеральной собственности.
В дальнейшем в связи с непредставлением доказательств наличия оснований для государственной регистрации, УФРС по г. Москве отказало в государственной регистрации права, оформив этот отказ письмом от 12 мая 2006 года N 001/2006-595.
Отказ в государственной регистрации права собственности города Москвы был принят на основании п. 2 ст. 19, абз. 4, 10, п. 1 ст. 20 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и мотивирован тем, что в соответствии с выпиской из паспорта БТИ от 23 марта 2006 года по состоянию на 24 ноября 2004 года N 2304/32, спорное здание является госпиталем ГУВД и в соответствии с приложением N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1 имущество органов внутренних дел относится исключительно к федеральной собственности.
ДИГМ не согласно к названным отказом в государственной регистрации права, в связи с чем обратилось с настоящими требованиями.
Однако, вывод апелляционного суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных ДИГМ требований и признания недействительным отказа УФРС по г. Москве в государственной регистрации права собственности города Москвы является правильным в связи со следующим.
Как установили суды, согласно выписке их технического паспорта здание площадью 31 594,1 кв.м., расположенное по адресу: г. Москва, ул. Новая Ипатовка, д. 3А построено и введено в эксплуатацию в 1988 году.
На основании постановления Мосгордумы от 07.12.2005 г. N 367 названное здание внесено в реестр объектов недвижимости, находящихся в собственности города Москвы.
Между тем, согласно той же выписке из технического паспорта по состоянию на 24 ноября 2004 года в спорном здании находится госпиталь ГУВД.
Кроме того, в судебном заседании кассационной инстанции представитель ДИГМ представил на обозрение акт государственной приемки здания в эксплуатацию от 30 декабря 1983 года, в котором в качестве назначения возведения спорного здания указано - больница для сотрудников ГУВД.
В то же время, согласно пункту 2 раздела 2 Приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" к объектам, относящимся исключительно к федеральной собственности, отнесено имущество органов внутренних дел.
Таким образом, на момент издания постановления N 3020-1 от 27.12.1991 г. в спорном здании находилась больница ГУВД, относящегося к структуре органов внутренних дел, и доказательств обратного заявителем не представлено.
В связи с этим, апелляционный суд сделал обоснованный вывод о том, что отказ УФРС по г. Москве в государственной регистрации права собственности города Москвы на здание, в котором расположен госпиталь ГУВД, является правомерным.
Доводы кассационной жалобы изучены кассационным судом, однако с учетом изложенного они подлежат отклонению как несостоятельные, опровергаемые материалами дела и установленными апелляционным судом обстоятельствами.
С учетом изложенного, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены обжалуемого в кассационном порядке судебного акта, не имеется, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 274, 284, 286, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 ноября 2007 г. N 09АП-10200/2007-АК по делу N А40-62792/06-92-366 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента имущества города Москвы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании постановления Мосгордумы от 07.12.2005 г. N 367 названное здание внесено в реестр объектов недвижимости, находящихся в собственности города Москвы.
Между тем, согласно той же выписке из технического паспорта по состоянию на 24 ноября 2004 года в спорном здании находится госпиталь ГУВД.
Кроме того, в судебном заседании кассационной инстанции представитель ДИГМ представил на обозрение акт государственной приемки здания в эксплуатацию от 30 декабря 1983 года, в котором в качестве назначения возведения спорного здания указано - больница для сотрудников ГУВД.
В то же время, согласно пункту 2 раздела 2 Приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" к объектам, относящимся исключительно к федеральной собственности, отнесено имущество органов внутренних дел.
Таким образом, на момент издания постановления N 3020-1 от 27.12.1991 г. в спорном здании находилась больница ГУВД, относящегося к структуре органов внутренних дел, и доказательств обратного заявителем не представлено."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 31 января 2008 г. N КГ-А40/14658-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
31.01.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КГ-А40/14658-07