город Омск |
|
24 октября 2013 г. |
Дело N А46-5694/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Плехановой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8676/2013) Дачного некоммерческого товарищества "Мечта" на решение Арбитражного суда Омской области от 06.08.2013 по делу N А46-5694/2013 (судья Глазков О.В.)
по заявлению Дачного некоммерческого товарищества "Мечта" (ИНН 5528201875, ОГРН 1085543034940)
к Администрации Омского муниципального района Омской области
о признании незаконным отказа Администрации Омского муниципального района Омской области в предоставлении земельного участка площадью 27820 кв.м., местоположение которого установлено в 300 метрах на северо-запад относительно трехэтажного жилого дома, расположенного по адресу: Омская область, Омский муниципальный район, с. Красноярка, санаторий "Колос", д. 6, с кадастровым номером 55:20:090301:620 для ведения дачного хозяйства в аренду Дачного некоммерческого товарищества "Мечта"
при участии в судебном заседании представителей:
от Дачного некоммерческого товарищества "Мечта" - Луконин Алексей Леонидович (паспорт, по доверенности б/н от 15.07.2013 сроком действия на три года); председатель Батаршинов Константин Анварович (паспорт);
от Администрации Омского муниципального района Омской области - Понамарева Светлана Дмитриевна (удостоверение, по доверенности N 2 от 09.01.2013 сроком действия до 31.12.2013),
установил:
Дачное некоммерческое товарищество "Мечта" (далее по тексту - заявитель, Товарищество, ДНТ "Мечта") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Администрации Омского муниципального района Омской области (далее по тексту - заинтересованное лицо, Администрация), уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным отказа Администрации Омского муниципального района Омской области, изложенного в письме N 06-03/94 от 18.02.2013, в предоставлении земельного участка площадью 27 820 кв.м., местоположение которого установлено в 300 метрах на северо-запад относительно трехэтажного жилого дома, расположенного по адресу: Омская область, Омский муниципальный район, с. Красноярка, санаторий "Колос", д. 6, с кадастровым номером 55:20:090301:620, для ведения дачного хозяйства ДНТ "Мечта", по мотиву несоответствия площади, конфигурации и местоположения земельного участка с кадастровым номером 55:20:090301:620, площадью 27 820 кв.м., поставленного на кадастровый учет, площади, конфигурации и местоположению земельного участка площадью 44009 кв.м., указанного в Постановлении Администрации Омского муниципального района Омской области N 1438-п от 20.05.2010 и обязать Администрацию Омского муниципального района Омской области устранить допущенные нарушения.
Решением Арбитражного суда Омской области от 06.08.2013 по делу N А46-5694/2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что при обращении с заявлением о представлении в долгосрочную аренду земельного участка, по результатам рассмотрения которого ДНТ "Мечта" был получен оспариваемый отказ Администрации, заявителем к представлению был испрошен земельный участок иной площади (27820 кв.м.) нежели установленной к представлению постановлением N 1438-п от 20.05.2010 исходя, в том числе из норм представления земельных участков в соответствии с утвержденным списком членов дачного некоммерческого товарищества "Мечта".
Не согласившись с принятым судебным актом, Товарищество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что отказ Администрации Омского муниципального района Омской области является необоснованным, поскольку изменения в земельном участке (площадь 44 009 кв.м.) заключаются лишь в исключении из его состава участков земель лесного фонда. Земельный участок с кадастровым номером 55:20:090301:620 площадью 27 820 кв.м. имеет то же местоположение, что и земельный участок площадью 44 009 кв.м., находясь в пределах его внешних границ.
Представитель Дачного некоммерческого товарищества "Мечта" в суде апелляционной инстанции поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Администрации Омского муниципального района Омской области просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным; выступил с пояснениями; ответил на вопросы суда.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Постановлением Администрации Омского муниципального района N 1438-п от 20.05.2010 "О предварительном согласовании места размещения дачного некоммерческого товарищества "Мечта" утверждены:
- Акт выбора земельного участка от 05.05.2010 N 1 для размещения дачного некоммерческого товарищества "Мечта", расположенного в границах Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области. Из текста акта N1 следует, что компетентная комиссия произвела выбор земельного участка для размещения ДНТ "Мечта", местоположение которого определено относительно трехэтажного жилого дома, имеющего почтовый адрес: Омская область, Омский район, с. Красноярка, санаторий "Колос", д.N6, площадью 44009 кв.м., из земель сельскохозяйственного назначения. Заключение: комиссия считает возможным выбор указанного земельного участка для размещения дачного некоммерческого товарищества "Мечта";
- Список членов дачного некоммерческого товарищества "Мечта";
- Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 44009 кв.м. местоположение которого установлено в 300 метрах на северо-запад относительно трехэтажного жилого дома, расположенного по адресу: Омская область, Омский муниципальный район, с. Красноярка, санаторий "Колос", д. 6, из состава земель сельскохозяйственного назначения. Утвержденная Администрацией схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории была подготовлена по заданию ДНТ "Мечта" ООО "Национальный земельный фонд", имеющим необходимые лицензии. В соответствии со схемой формируемый земельный участок площадью 44009 кв.м. был указан за кадастровым номером 55:20:09 05 01:ЗУ1.
ООО "Национальный земельный фонд" по заданию ДНТ "Мечта" проведены землеустроительные работы, по результатам которых 18.06.2010 подготовлен межевой план земельного участка площадью 44009 кв.м. с кадастровым номером 55:20:090501 :ЗУ1.
В составе межевого плана имеется акт согласования местоположения границы земельного участка (лист N 10, 2), из которого следует, что местоположение границы земельного участка согласовано правообладателем смежных земельных участков (находятся в государственной собственности, которая не разграничена), что подтверждается подписью начальника Управления имущественных отношений Администрации Омского муниципального района Омской области М.В. Евсеева.
03.08.2010 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области на основании рассмотрения заявления от 14.07.2010 N 5520/105/10-562 о постановке на кадастровый учет земельного участка, межевого плана от 18.06.2010, подготовленного по заказу ДНТ "Мечта", вынесено решение об отказе в осуществлении кадастрового учета. В качестве оснований отказа в названном решении указано, что в Акте согласования местоположения границ земельного участка (:ЗУ1) отсутствуют подписи заинтересованных лиц или их представителей, права которых могут быть затронуты при проведении кадастровых работ, в этом случае границы не считаются согласованными, а именно границы образованного земельного участка необходимо согласовать с Территориальным Управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (г. Омск, ул. Тарская, 11). Разрешенное использование образуемого земельного участка (:ЗУ1) указанное в разделе "Сведения об образуемых земельных участках и их частях" реквизит "4" не соответствует разрешенному использованию указанному в Постановлении Администрации Омского муниципального района от 20.05.2010 N 1438-п.
В ответ на обращение от 02.09.2010 N 5360 о согласовании границ земельного участка с кадастровым номером 55:20:0905010:ЗУ1, местоположение которого установлено в 300 метрах на северо-запад относительно трехэтажного жилого дома, расположенного по адресу: Омская область, Омский MP, с. Красноярка, санаторий "Колос", д. 6, Территориальным управлением Федерального агентства но управлению государственным имуществом в Омской области письмом от 20.09.2010 N ТУ-02/11700 сообщило заявителю о том, что при согласовании указанного земельного участка с материалами лесоустройства выявлено, что в границы участка 55:20:0905010:ЗУ1 включены участки земель лесного фонда, вернув межевой план для внесения изменений и последующего согласования.
12.04.2012 Администрацией Красноярского сельского поселения было принято Постановление N 50, которым установлен вид разрешенного использования земельного участка площадью 27 820 кв.м., местоположение которого установлено в 300 метрах на северо-запад относительно трехэтажного жилого дома, расположенного по адресу: Омская область, Омский муниципальный район, с. Красноярка, санаторий "Колос", д.6, для ведения дачного хозяйства.
16.04.2012 по заказу ДНТ "Мечта" подготовлен межевой план земельного участка площадью 27820 кв.м. Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области и Администрацией Омского муниципального района был подписан акт согласования местоположения границ земельного участка площадью 27820 кв.м. (лист N 11,2 межевого плана).
15.05.2012 указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет за кадастровым номером 55:20:090301:620 (кадастровый паспорт земельного участка N 55/201/12-57979).
31.05.2012 ДНТ "Мечта" обратилось в Администрацию с заявлением о внесении изменений в пункт 3 постановления от 20.05.2010 N 1438-п в связи с изменением площади земельного участка при постановке на кадастровый учет, на что был получен отказ во внесении изменений в постановление (письмо от 29.06.2012 N 06-03/356).
22.01.2013 ДНТ "Мечта" обратилось в Администрацию с заявлением о представлении в долгосрочную аренду земельного участка площадью 27 820 кв.м. с кадастровым номером 55:20:090301:620, расположенного в границах Красноярского сельского поселения Омского муниципального района для ведения дачного хозяйства.
В ответ на указанное обращение Администрация письмом от 18.02.2013 N 06-03/94 сообщила ДНТ "Мечта" о том, что постановлением Администрации Омского муниципального района от 20.05.2010 N 1438-п "О предварительном согласовании места размещения дачного некоммерческого товарищества "Мечта" утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 44 009 кв.м., местоположение которого установлено в 300 метрах на северо-запад относительно трехэтажного жилого дома, расположенного по адресу: Омская область, Омский муниципальный район, с. Красноярка, санаторий "Колос", д. 6. Однако, площадь земельного участка, поставленного на кадастровый учет, не соответствует площади земельного участка, которая указана в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной Постановлением. На основании вышеизложенного, для предоставления испрашиваемого земельного участка необходимо конфигурацию и местоположение данного земельного участка привести в соответствие с ранее утвержденными документами.
Полагая, что отказ Администрации изложенный в письме N 06-03/94 от 18.02.2013 не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, ДНТ "Мечта" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
06.08.2013 Арбитражным судом Омской области принято решение, которое обжаловано Товариществом в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность принятого судебного акта, суд апелляционной инстанции считает, он подлежит отмене исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как следует из части 1 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации, объектами земельных отношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков.
Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки (статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации, земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Как установлено частью 1 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (часть 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (далее - Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ) обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.
Как следует из части 2 статьи 13 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ, регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений.
Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список.
Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан.
В силу части 4 статьи 13 указанного закона, орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
Орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков (часть 1 стать 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ).
Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ).
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ).
В силу части 4 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ, после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, предоставление земельных участков для дачного строительства производится в особом порядке, регламентированном Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ, согласно которому земельный участок для ведения дачного хозяйства персонифицирован и может быть предоставлен только конкретному дачному некоммерческому объединению, поскольку вариант размещения земельного участка и его размеры определяются с учетом пожеланий и потребностей граждан, нуждающихся в получении дачных земельных участков, с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
Администрацией Омского муниципального района Омской области отказано Товариществу в предоставлении земельного участка. Основанием отказа явилось то, что площадь земельного участка, поставленного на кадастровый учет, не соответствует площади земельного участка, которая указана в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной Постановлением.
В части 1 статьи 15 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ указаны ограничения предоставления садовых, огородных и дачных земельных участков.
Так, в силу названной нормы права, на территории муниципального образования в соответствии с законодательством могут быть выделены зоны, в которых не предоставляются садовые, огородные и дачные земельные участки или ограничиваются права на их использование (особо охраняемые природные территории, территории с зарегистрированными залежами полезных ископаемых, особо ценные сельскохозяйственные угодья, резервные территории развития городских и других поселений, территории с развитыми карстовыми, оползневыми, селевыми и другими природными процессами, представляющими угрозу жизни или здоровью граждан, угрозу сохранности их имущества).
Иного основания, в частности, такого основания отказа, как несоответствие площади земельного участка, поставленного на кадастровый учет, площади земельного участка, которая указана в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, ни в Земельном кодексе Российской Федерации, ни в Федеральном законе от 15.04.1998 N 66-ФЗ не содержится.
В виду отсутствия установленного законом основания для отказа, по убеждению суда апелляционной инстанции, Товариществом соблюдены все условия предусмотренные действующим законодательством.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации Омского муниципального района N 1438-п от 20.05.2010 "О предварительном согласовании места размещения дачного некоммерческого товарищества "Мечта" утверждены:
акт выбора земельного участка от 05.05.2010 N 1 для размещения дачного некоммерческого товарищества "Мечта", расположенного в границах Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области;
список членов дачного некоммерческого товарищества "Мечта";
схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 44009 кв.м. местоположение которого установлено в 300 метрах на северо-запад относительно трехэтажного жилого дома, расположенного по адресу: Омская область, Омский муниципальный район, с. Красноярка, санаторий "Колос", д. 6, из состава земель сельскохозяйственного назначения.
Проведены землеустроительные работы, по результатам которых 18.06.2010 был подготовлен межевой план земельного участка площадью 44009 кв.м. с кадастровым номером 55:20:090501 :ЗУ1.
На кадастровый учет земельный участок не был поставлен в связи с тем, что границы образованного земельного участка не согласованы с ТУ Росимущества в Омской области.
При согласовании межевого плана в ТУ Росимущества в Омской области стало известно, что в границы участка 55:20:090501 :ЗУ1 включены участки земель лесного фонда.
Таким образом, было выявлено, что при утверждении акта выбора земельного участка 55:20:090501 :ЗУ1, площадью 44 009 кв.м., и согласовании схемы его расположения на кадастровом плане территории, Администрация превысила свои полномочия, поскольку не вправе была распоряжаться данным земельным участком в той его части, в которой в него входят участки земель лесного фонда.
То есть иное указание площади земельного участка произошло по вине самой Администрации, но ни как не по вине Товарищества.
При этом в оставшейся части земельного участка (27 820 кв.м.) у Администрации соответствующие полномочия на распоряжение им имелись, и Администрация, посредством издания Постановления N 1438-п от 20.05.2010, свою волю надлежащим образом сформировала и выразила.
Вследствие сложившейся ситуации, Товарищество было вынуждено вновь заказать выполнение землеустроительных работ с целью сформировать испрашиваемый участок в той его части, в пределах ранее согласованного земельного участка, в какой он мог быть фактически предоставлен Администрацией для заявленного использования.
По результатам проведения землеустроительных работ ООО "Национальный земельный фонд" подготовило новый межевой план земельного участка, состоящего из двух частей, площадью уже 27820 кв.м.
На основании указанного межевого плана земельный участок площадью 27 820 кв.м. 15.05.2012 поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 55:20:090301:620.
При этом Администрация отказала Товариществу в предоставлении земельного участка, по единственному основанию - несоответствие площади земельного участка, поставленного на кадастровый учет, площади земельного участка, указанной в Постановлении N 1438-п. Каких-либо иных причин при совершении отказа Администрацией указано не было, в связи с чем суд апелляционной инстанции оценивает отказ Администрации именно по указанному основанию.
Однако из заключения кадастрового инженера Е.С. Гельрот от 23.07.2013 следует, что при сравнении координат характерных точек границ земельного участка, содержащихся в двух межевых планах, выявлено, что образованный многоконтурный земельный участок (площадь 27 820 кв.м.) не выходит за границы ранее сформированного земельного участка (площадь 44 009 кв.м.). Совпадение границ проиллюстрировано на графической схеме. Изменения в земельном участке заключаются лишь в исключении из его состава участков земель лесного фонда, которые изначально не могли быть предоставлены Администрацией Товариществу для заявленных целей использования.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 55:20:090301:620 площадью 27820 кв.м., при иной конфигурации и площади, имеет то же местоположение, что и земельный участок площадью 44009 кв.м., находясь в пределах его внешних границ. Иная же конфигурация и площадь земельного участка не имеет правового значения для разрешения рассматриваемого спора.
Издавая Постановление N 1438-п, Администрация, заблуждаясь, исходила из наличия у нее полномочий на распоряжение земельным участком площадью 44 009 кв.м., и приняла решение о введении этого участка в гражданский оборот путем предоставления ДНТ "Мечта" для целей дачного строительства. Как указано ранее, предоставление Товариществу земельного участка иной площади, является исключительно виной самой Администрации.
Более того, Товарищество дважды обращалось в Администрацию: в заявлении ВХ-12/ОМС-1765 от 31.05.2012 и в заявлении ВХ-12/ОМС-3703 от 24.09.2012, предлагало внести изменения в Постановление N 1438-п, указать уменьшившуюся площадь земельного участка, и привести его, тем самым, в соответствие с фактически сложившейся ситуацией.
Из ответа Администрации N ИСХ-13/ОМС-297 от 22.01.2013 следует: "ввиду того, что указанное Постановление фактически реализовано путем осуществления межевания земельного участка и его государственного учета в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденном Постановлением у Управления отсутствуют основания для внесения изменений в Постановление".
Суд первой инстанции в судебном акте указал, что Товарищество не предоставило доказательств того, что площадь 27 820 кв.м. была установлена Администрацией в соответствии с Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ, в том числе исходя из утвержденного в установленном порядке списка членов ДНТ "Мечта".
Действительно, орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования (часть 4 статьи 13 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ).
Однако апелляционный суд, исходит из того, что отказывая Товариществу в предоставлении земельного участка площадью 27820 кв.м., Администрация не ссылалась в обоснование причины отказа на несоответствие площади участка установленному нормативу предоставления земли для дачного строительства.
Кроме того, ни при принятии соответствующего решения, ни в суде первой инстанции не было представлено никаких доказательств (расчетов) нарушения установленных нормативов.
В суде апелляционной инстанции представитель Администрации указал, что Товариществом нарушены нормы Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области" (принят Постановлением ЗС Омской области от 26.01.2006 N 7).
В части 1 статьи 7 указанного Закона установлены нормы предоставления земельных участков.
Так, предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, составляют:
1) для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства от 0,04 га до 100 га;
2) для садоводства от 0,04 га до 0,15 га;
3) для огородничества:
- на территории города Омска от 0,04 га до 0,15 га;
- на территории муниципального района Омской области от 0,02 га до 0,15 га;
4) для животноводства от 0,04 га до 7,5 га;
5) для дачного строительства от 0,04 га до 0,15 га.
В суде апелляционной инстанции представитель Администрации настаивал на несоответствии площади земельного участка (27 820 кв.м.) установленным нормативам. Однако доказательств в подтверждение данного довода (расчетов) представлено не было. Между тем, возможность оценить размер земельного участка на его соответствие установленным нормативам предоставления у Администрации была.
При этом на момент совершения оспариваемого отказа Администрации было известно, что количество членов ДНТ "Мечта" уменьшилось. Товарищество заявлением ВХ-12/ОМС-3703 от 24.09.2012 направляло в Администрацию новый (уменьшившийся) список членов Товарищества. Доказательства уменьшения количества членов Товарищества имеются и в материалах дела.
Членство в дачном некоммерческом товариществе является правом гражданина.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения имеет право добровольно выходить из садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Подпункт 2 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) относится прием в члены такого объединения и исключение из его членов.
В суде апелляционной инстанции обозревался имеющийся в материалах дела, протокол N 4 от 12.08.2012, согласно которому с даты проведения собрания, рассмотрены заявления о выходе и утвержден новый список членов Товарищества. Количество членов Товарищества по нему составляет 62 человека.
Представитель Дачного некоммерческого товарищества "Мечта" представил суду для обозрения документы, а именно: уточненный список (приложение к протоколу N 4 от 12.08.2012); заявление об исключении из списка членов Дачного некоммерческого товарищества "Мечта".
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что на момент обращения в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 27 820 кв.м., с учетом требований Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ, площадь земельного участка, учитывая уменьшившееся количество членов Товарищества до 62 человек, соответствовала установленным нормативам.
Доказательств иного Администрацией не представлено.
Более того, несоответствие площади земельного участка установленным нормативам, в соответствии с действующим законодательством, не являлось основанием для отказа Администрации в предоставлении Дачному некоммерческому товариществу "Мечта" земельного участка.
В силу пунктов 1, 2 части 2 статьи 270 АПК РФ, неправильным применением норм материального права является, неприменение закона, подлежащего применению; применение закона, не подлежащего применению.
В свою очередь, нарушение или неправильное применение норм материального права в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 АПК РФ, является основанием для отмены судебного решения.
Учитывая изложенное, решение Арбитражного суда Омской области от 06.08.2013 по делу N А46-5694/2013 подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта. Признать незаконным отказ Администрации Омского муниципального района Омской области, изложенный в письме N06-03/94 от 18.02.2013.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1, пунктами 1, 2 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Дачного некоммерческого товарищества "Мечта" удовлетворить. Решение Арбитражного суда Омской области от 06.08.2013 по делу N А46-5694/2013 - отменить.
Принять по делу новый судебный акт. Заявление Дачного некоммерческого товарищества "Мечта" удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации Омского муниципального района Омской области, изложенный в письме N 06-03/94 от 18.02.2013, в предоставлении земельного участка площадью 27820 кв.м., местоположение которого установлено в 300 метрах на северо-запад относительно трехэтажного жилого дома, расположенного по адресу: Омская область, Омский муниципальный район, с. Красноярка, санаторий "Колос", д. 6, с кадастровым номером 55:20:090301:620 для ведения дачного хозяйства Дачного некоммерческого товарищества "Мечта", по мотиву несоответствия площади, конфигурации и местоположения земельного участка с кадастровым номером 55:20:090301:620, площадью 27 820 кв.м., поставленного на кадастровый учет, площади, конфигурации и местоположению земельного участка площадью 44 009 кв.м., указанного в Постановлении Администрации Омского муниципального района Омской области N 1438-п от 20.05.2010.
Обязать Администрацию Омского муниципального района Омской области устранить нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с Администрации Омского муниципального района Омской области в пользу Дачного некоммерческого товарищества "Мечта" 3000 рублей государственной пошлины, уплаченной за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-5694/2013
Истец: Дачное некоммерческое товарищество "Мечта"
Ответчик: Администрация Омского муниципального района Омской области