г. Москва |
|
24 октября 2013 г. |
Дело N А41-47675/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Мищенко Е.А., Бархатова В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: Ишаевым А.С.,
при участии в заседании:
от заявителя - Горохов К.П., по доверенности от 31.12.2012 N 615,
от заинтересованных лиц:
от Управления Росреестра по Московской области - Черненко А.М., по доверенности от 20.12.2012 N 367-Д,
от ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области - Зеленцов В.П., по доверенности от 30.01.2013 N 50/2013-36,
от третьего лица - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании заявление ОАО "Э.ОН Россия", уточненное в порядке статьи 49 АПК РФ, к Управлению федеральной службы, государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, третье лицо: администрация Шатурского муниципального района Московской области, об исправлении кадастровой ошибки,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Э.ОН Россия" (далее - ОАО "Э.ОН Россия", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице Филиала по Московской области (далее - кадастровая палата) и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра) с требованием об исправлении кадастровой ошибки, содержащейся в государственном кадастре недвижимости в сведениях об удельных показателях кадастровой стоимости и кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 50:25:0010113:18, 50:25:0010113:22, 50:25:0010114:30, 50:25:0010114:31, 50:25:0010114:40, 50:25:0010115:36, 50:25:0010115:60, 50:25:0010115:70, 50:25:0010115:74, 50:25:0010115:77, 50:25:0010115:78, 50:25:0010115:79, 50:25:0010115:80, 50:25:0010115:81, 50:25:0010115:82, 50:25:0010115:83, 50:25:0010116:1; обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда внести в государственный кадастр недвижимости с 25 ноября 2011 года следующие сведения об удельных показателях кадастровой стоимости и кадастровой стоимости указанных земельных участков, исходя из 10 вида разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов).
Решением от 23 апреля 2013 года Арбитражный суд Московской области заявленные требования общества удовлетворил.
Не согласившись с указанным судебным актом, Управление Росреестра по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считает незаконным и необоснованным, считает, что судом не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы указывает на то, что у Управления Росреестра по Московской области отсутствуют полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, в том числе по внесению либо изменению содержащихся в нем сведений.
Определением от 29.07.2013 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела судом первой инстанции, привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрацию Шатурского муниципального района Московской области.
В суде апелляционной инстанции ОАО "Э.ОН Россия" в порядке статьи 49 АПК РФ уточнило заявленные требования, в соответствии с которыми просит исправить кадастровую ошибку, содержащуюся в государственном кадастре недвижимости в сведениях об удельных показателях кадастровой стоимости и кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 50:25:0010113:18, 50:25:0010113:22, 50:25:0010114:30, 50:25:0010114:31, 50:25:0010114:40, 50:25:0010115:36, 50:25:0010115:60, 50:25:0010115:70, 50:25:0010115:74, 50:25:0010115:77, 50:25:0010115:78, 50:25:0010115:79, 50:25:0010115:80, 50:25:0010115:81, 50:25:0010115:82, 50:25:0010115:83, 50:25:0010116:1; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда внести в государственный кадастр недвижимости с 25 ноября 2011 года сведения об удельных показателях кадастровой стоимости и кадастровой стоимости указанных земельных участков, исходя из 10 вида разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов).
В судебном заседании апелляционного суда представитель общества поддержал доводы заявления с учетом уточнений. Пояснил, что просит рассматривать и считать предметом спора по делу требования, изложенные в объяснениях от 10.10.2013, указав, что с заявлением об устранении кадастровой ошибки в сведениях о виде разрешенного использования земельных участков (для промплощадки ГРЭС, под сооружения, обслуживающие ГРЭС) не обращались.
Представители Управления Росреестра по Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области возражали против доводов заявления. Указали, что споры, связанные с изменением удельных показателей кадастровой стоимости, не могут рассматриваться путем предъявления требований об исправлении кадастровых ошибок. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в результате проведения государственной кадастровой оценки земель. Кроме того, согласно информации, представленной Кадастровой палатой, в результате анализа документов кадастровых дел земельных участков технических ошибок в части указания вида разрешенного использования земельных участков в сведениях государственного кадастра недвижимости не выявлено.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителей администрация Шатурского муниципального района Московской области, извещенной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований общества, предъявленных к ФГБУ ФКП Росреестра в лице филиала по Московской области.
Как следует из материалов дела, и установлено судом, решением главы администрации Шатурского района от 01.09.1993 N 1417 АО "Мосэнерго" в лице филиала "Шатурская ГРЭС N 5 им. В.И.Ленина" предоставлен на праве бессрочного (постоянного) пользования земельный участок площадью 150,71 га с разрешенным использованием "для основной промплощадки ГРЭС N 5" (земельный участок с кадастровым номером 50:25:0010115:0014 - кадастровая выписка от 27.12.2004 года).
В 2002 году АО "Мосэнерго" было переименовано в ОАО "Мосэнерго". На годовом общем собрании акционеров ОАО "Мосэнерго" от 29.06.2004 N 1 принято решение о реорганизации ОАО "Мосэнерго" путем выделения, в том числе ОАО "ГРЭС-5", зарегистрированного в качестве самостоятельного юридического лица 01.04.2005 (свидетельство 77 N 005900300). В ходе реорганизации земельные участки, используемые Шатурской ГРЭС, были переданы ОАО "ГРЭС-5".
04.08.2005 на внеочередном общем собрании акционеров ОАО "ГРЭС" было принято решение о переименовании ОАО "ГРЭС-5" в ОАО "Шатурская ГРЭС-5".
22.12.2005 Главой Шатурского района Московской области было издано распоряжение N 3944р "О землях Шатурской ГРЭС-5" (т. 6, л.д. 107), которым прекращено право бессрочного (постоянного) пользования ОАО "Мосэнерго" на земельный участок площадью 150,71 га с кадастровым номером 50:25:0010115:0014, свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования N 555 от 09.09.1993 признано утратившим силу. Из земельного участка с кадастровым номером 50:25:0010115:0014 был выделен земельный участок площадью 421520 кв. метров, который одновременно был зачислен в свободные земли. Оставшаяся часть земельного участка с кадастровым номером 50:25:0010115:0014 площадью 1085580 кв.метров была разделена на земельные участки с кадастровыми номерами 50:25:0010115:0002 площадью 143101 кв.метров, 50:25:0010115:0006 площадью 938828 кв.метров, 50:25:0010115:0036 площадью 3651 кв.метров. Этим же распоряжением подтверждены права аренды ОАО "Шатурская ГРЭС-5" на указанные земельные участки.
При осуществлении государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 50:25:0010115:0002, 50:25:0010115:0006 и 50:25:0010115:0036 был указан вид разрешенного использования "под основной промплощадкой", то есть без указания на принадлежность этой промплощадки к объектам энергетики.
01 июля 2006 ОАО "Шатурская ГРЭС-5" было реорганизовано путем присоединения к РОАО "ОГК-4", с передачей всех прав на используемые им земельные участки по передаточному акту от 12.01.2006.
Согласно договору аренды от 12.01.2006 N 6 земельных участков с кадастровыми номерами 50:25:0010115:0006 и 50:25:0010115:0036, заключенному между КУИ Шатурского района (арендодатель) и ОАО "ОГК-4", названные земельные участки предоставлены "под основную промплощадку".
Постановлением Главы Шатурского района от 14.03.2008 N 424 земельный участок с кадастровым номером 50:25:0010115:0006 был разделен на земельные участки с кадастровыми номерами: 50:25:0010115:70 площадью 938,6 кв.метров, 50:25:0010115:74 площадью 3161,20 кв.метров, 50:25:0010115:77 площадью 4012,10 кв.метров, 50:25:0010115:78 площадью 4375,20 кв.метров, 50:25:0010115:79 площадью 5673,30 кв.метров, 50:25:0010115:80 площадью 13584,90 кв.метров, 50:25:0010115:81 площадью 18149 кв.метров, 50:25:0010115:82 площадью 19215,20 кв.метров, 50:25:0010115:83 площадью 857507 кв.метров.
Постановлением Главы Шатурского муниципального района от 14.03.2008 N 423 земельный участок с кадастровым номером 50:25:0010115:0002 был разделен на земельные участки, в том числе с кадастровым номером 50:25:0010115:60 площадью 52362,20 кв.метров.
Указанные вновь сформированные земельные участки были предоставлены частично в собственность и частично в аренду ОАО "ОГК-4".
При этом, в постановлениях о предоставлении земельных участков обществу был указан вид разрешенного использования участков "под основной промплощадкой", без указания на то, что это производственная площадка электрической станции.
На основании постановлений Главы Шатурского района от 18.08.2008 N 1375, от 18.08.2008 N 1370, от 18.08.2008 N 1372, от 18.08.2008 N 1374, от 30.12.2008 N 2488, обществу дополнительно были предоставлены в собственность и в аренду земельные участки: с кадастровым номером 50:25:0010113:18 с разрешенным использованием "для здания управления ГРЭС N 5", с кадастровым номером 50:25:0010113:22 с видом разрешенного использования "под локомотивно-вагонное депо", с кадастровым номером 50:25:0010114:30 с видом разрешенного использования "под центральный склад", с кадастровым номером 50:25:0010114:31 с назначением "для ВПЧ-13", с кадастровым номером 50:25:0010114:40 с видом разрешенного использования "для подъездных железнодорожных путей", с кадастровым номером 50:25:0010116:1 с разрешенным использованием "для разделительной дамбы на оз.Святое".
08.07.2011 ОАО "ОГК-4" было переименовано в ОАО "Э.ОН Россия", что подтверждается выпиской из протокола общего собрания акционеров общества от 24.06.2011, Уставом общества в новой редакции, а также свидетельством о регистрации изменений в учредительные документы от 08.07.2011.
В 2010 году на территории Московской области, в том числе Шатурского района, проводились мероприятия по государственной кадастровой оценке земель, результаты которых утверждены распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ.
Указанным распоряжением утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Московской области, а также удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков по кадастровым кварталам.
Согласно данному распоряжению, в отношении земельных участков, принадлежащих ОАО "Э.ОН Россия" на праве собственности и праве аренды", утверждены следующие удельные показатели кадастровой стоимости и кадастровая стоимость: 50:25:0010113:18 - 653,78 рублей (657048,9 рублей); 50:25:0010113:22 - 239,24 рублей (6883891,76 рублей); 50:25:0010114:30 - 278,1 рублей (2127743,1 рублей); 50:25:0010114:31 - 239,24 рублей (414602,92 рублей); 50:25:0010114:40 - 239,24 рублей (1776835,48 рублей); 50:25:0010115:36 - 268,65 рублей (980841,15 рублей); 50:25:0010115:60 - 268,65 рублей (14067105,03 рублей); 50:25:0010115:70 - 268,65 рублей (252154,89 рублей); 50:25:0010115:74 - 268,65 рублей (849256,38 рублей); 50:25:0010115:77 - 268,65 рублей (1077850,67 рублей); 50:25:0010115:78 - 268,65 рублей (1175397,48 рублей); 50:25:0010115:79 - 268,65 рублей (1524132,05 рублей); 50:25:0010115:80 - 268,65 рублей (3649583,39 рублей); 50:25:0010115:81 - 268,65 рублей (4875728,85 рублей); 50:25:0010115:82 - 268,65 рублей (5162163,48 рублей); 50:25:0010115:83 - 268,65 рублей (230369255,55 рублей); 50:25:0010116:1 - 239,24 рублей (12579478,44 рублей).
05.06.2012 ОАО "Э.ОН Россия" подало в Управление Росреестра заявление об исправлении кадастровых ошибок, допущенных в сведениях о видах разрешенного использования, удельных показателях кадастровой стоимости и кадастровой стоимости указанных земельных участков, внеся в сведения изменения, в том числе о виде их разрешенного использования "для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов", который выделен специально для объектов электроэнергетики, с соответствующим удельным показателем кадастровой стоимости 42,86 рублей/кв.метр.
Решением, изложенным в письме от 24.07.2012 N РС-3/01-01-6700/12 Управление Росреестра отказало заявителю в удовлетворении требования об исправлении кадастровых ошибок, указав, что наличие таких ошибок не установлено.
Названный отказ в исправлении кадастровой ошибки относительно видов разрешенного использования обществом в судебном порядке не обжаловался.
Не согласившись непосредственно с размером установленной кадастровой стоимости земельных участков, ОАО "Э.ОН Россия" обратилось в суд требованиями об исправлении содержащейся в ГКН кадастровой ошибки в сведениях об удельном показателе кадастровой стоимости и кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований общества в части исправления кадастровой ошибки, содержащейся в государственном кадастре недвижимости в сведениях об удельном показателе кадастровой стоимости и кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером: 50:25:0010113:18; обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области внести в государственный кадастр недвижимости сведения об удельном показателе кадастровой стоимости и кадастровой стоимости указанного земельного участка, исходя из 10 вида разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов) на основании следующего.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5 статьи 65 ЗК РФ).
Частью 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (часть 1 статьи 389 НК РФ).
Согласно статье 390 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ), настоящий закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений (часть 2 статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона N 221-ФЗ, кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Таким органом, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, являются Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы. На территории Московской области в настоящее время таким органом является ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области.
Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ, сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об объекте недвижимости, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии со статьей 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с частью 14 статьи 396 НК РФ, по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения.
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4 Правил).
Частью 2 статьи 7 ЗК РФ установлено, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Вопросы определения кадастровой стоимости земельных участков регламентированы Методическими указаниями по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, согласно которым кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется применительно к определенным видам разрешенного использования.
Пункт 1.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов и его подпункты определяют перечни видов разрешенного использования, в разрезе которых определяется кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом 1.2.10 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, относятся к 10 группе видов разрешенного использования.
10 вид разрешенного использования представляет особую категорию и специальную льготу, установленную в целях сдерживания роста цен на продукцию и услуги субъектов в сфере производства электрической и тепловой категории.
Согласно Уставу ОАО "Э.ОН Россия" (пункт 3.2), одним из его основных видов деятельности является производство электрической и тепловой мощности. ОАО "Э.ОН Россия" имеет филиал "Шатурская ГРЭС", расположенный по адресу: Московская область, г.Шатура, проезд Черноозерский, д.5. В Положении о филиале "Шатурская ГРЭС" указано, что филиал также имеет в качестве основного вида деятельности производство электрической и тепловой энергии и мощности.
В силу статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", ОАО "Э.ОН Россия" является субъектом электроэнергетики.
Энергетический производственно-технологический комплекс - "ЭПТК Шатурская ГРЭС" зарегистрирован ОАО "Э.ОН Россия", и расположен по адресу: Московская область, г. Шатура, проезд Черноозерский, д.5.
Согласно кадастровому паспорту от 25.11.2011, Энергетический производственно-технологический комплекс - "ЭПТК Шатурская ГРЭС" - расположен на земельных участках с кадастровыми номерами, в том числе: 50:25:0010114:40, 50:25:0010113:22, 50:25:0010115:81, 50:25:0010115:82, 50:25:0010115:77, 50:25:0010115:70, 50:25:0010115:83, и 50:25:0010116:1.
На земельных участках с кадастровыми номерами: 50:25:0010113:18, 50:25:0010114:30, 50:25:0010114:31, 50:25:0010115:36, 50:25:0010115:60, 50:25:0010115:74, 50:25:0010115:78, 50:25:0010115:79, 50:25:0010115:80, расположены иные объекты недвижимости, принадлежащие ОАО "Э.ОН Россия".
Как указано выше кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется применительно к определенным видам разрешенного использования.
Из материалов дела следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:25:0010115:81, 50:25:0010115:82, 50:25:0010115:77, 50:25:0010115:70, 50:25:0010115:83, 50:25:0010115:36, 50:25:0010115:60, 50:25:0010115:74, 50:25:0010115:78, 50:25:0010115:79, 50:25:0010115:80 имеют вид разрешенного использования участков "под основной промплощадкой", без указания на то, что это производственная площадка электрической станции.
Земельный участок с КН 50:25:0010113:22 согласно сведениям, содержащимся в ГКН, имеет вид разрешенного использования "под локомотивно - вагонное депо", с КН 50:25:0010114:30 - "под центральный склад", с КН 50:25:0010114:40 - "для подъездных железнодорожных путей", с КН 50:25:0010114:31 - "для ВПЧ-13", с КН 50:25:0010116:1 - "для разделительной дамбы на оз. Святое".
Из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 50:25:0010113:18 следует, что указанный земельный участок имеет вид разрешенного использования "для здания ГРЭС N 5".
Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона N 221-ФЗ, ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости;
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (часть 4 статьи 28 Федерального закона N 221-ФЗ).
Как видно из материалов дела, ненормативные правовые акты Главы Шатурсого муниципального района Московской области о предоставлении обществу в собственность и аренду спорных земельных участков содержат указание на их виды разрешенного использования, которые и отражены в настоящее время в сведениях государственного кадастра недвижимости.
Вместе с тем, ОАО "Э.ОН Россия" по рассматриваемому делу заявило требования об исправлении кадастровой ошибки, содержащейся в государственном кадастре недвижимости непосредственно в сведениях об удельных показателях кадастровой стоимости и кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков; обязании Управление Росреестра по Московской области и ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области внести в государственный кадастр недвижимости сведения об удельных показателях кадастровой стоимости и кадастровой стоимости указанных земельных участков, исходя из 10 вида разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов).
При этом, как пояснил представитель общества в судебном заседании апелляционного суда, с заявлением об устранении кадастровой ошибки в сведениях ГКН относительно видов разрешенного использования земельных участков (промплощадка под ГРЭС, и пр.) общество в суд не обращалось, соответствующий отказ кадастровой палаты не обжаловала.
Однако удельные показатели кадастровой стоимости и кадастровая стоимость земельных участков определялась органом кадастрового учета на основе имеющихся сведений в ГКН относительно вида разрешенного использования каждого земельного участка.
При таких обстоятельствах до исправления в установленном порядке кадастровой ошибки в сведениях относительно видов разрешенного использования спорных земельных участков, основываясь на положениях Методических указаний по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для исправления кадастровых ошибок в сведениях об удельных показателях кадастровой стоимости и кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 50:25:0010115:81, 50:25:0010115:82, 50:25:0010115:77, 50:25:0010115:70, 50:25:0010115:83, 50:25:0010115:36, 50:25:0010115:60, 50:25:0010115:74, 50:25:0010115:78, 50:25:0010115:79, 50:25:0010115:80, 50:25:0010114:40, 50:25:0010113:22, 50:25:0010116:1, 50:25:0010114:30, 50:25:0010114:31, поскольку в настоящее время таких ошибок не выявлено.
Вместе с тем, земельный участок с кадастровым номером 50:25:0010113:18 имеет вид разрешенного использования "для здания ГРЭС N 5", что подтверждено кадастровым паспортом. На земельном участке находится административное здание (управления) ГРЭС N 5.
Апелляционным судом отклоняются доводы кадастровой палаты о том, что административное здание ГРЭС N 5 не относится к сооружению (объекту), обслуживающему электростанцию, при этом по целевому назначению и виду функционального использования земельный участок под зданием ГРЭС участвует в хозяйственной деятельности для производства электрической и тепловой энергии и относится к 10 виду разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов".
Следовательно, в государственном кадастре недвижимости содержится кадастровая ошибка в сведениях об удельном показателе кадастровой стоимости и кадастровой стоимости названного земельного участка. Данная кадастровая ошибка нарушает права и законные интересы ОАО "Э.ОН Россия" как его собственника и плательщика земельного налога.
Данные обстоятельства свидетельствует о наличии оснований для исправления кадастровой ошибки, содержащейся в государственном кадастре недвижимости в сведениях об удельном показателе кадастровой стоимости и кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:25:0010113:18.
Апелляционный суд считает необходимым отметить, что споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с оспариванием действий органов кадастрового учета (Постановления Президиума ВАС РФ от 20.06.2011 N 913/11, от 15.12.2011 N 12651/11). В случае несогласия с кадастровой стоимостью земельных участков у заявителя имеется возможность обратиться в порядке искового производства с требованием об установлении рыночной стоимости земельных участков с учетом их функционального использования.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11 марта 2010 года N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" утвержден План-график наделения федеральных государственных учреждений "Кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Во исполнение вышеуказанного приказа Росреестра полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, переданы Федеральному государственному учреждению "Кадастровая палата".
В соответствии с пунктом 1 Приказа Росреестра от 26.12.2011 N П/531 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик": с 1 марта 2012 года ФГБУ "ФКП Росреестра" наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения заявленных требований к Управлению Росреестра по Московской области у апелляционного суда не имеется.
В силу пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Апелляционный суд, частично удовлетворяя заявленные требования общества, вправе обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области в течение месяца с момента вступления в законную силу судебного акта внести в государственный кадастр недвижимости с 25 ноября 2011 года сведения об удельном показателе кадастровой стоимости и кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:25:0010113:18, исходя из 10 вида разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов): кадастровый номер 50:25:0010113:18, удельный показатель - 42,86 руб./кв.м., кадастровая стоимость - 43 074, 30 рублей.
В связи с удовлетворением заявленных требований ОАО "Э.ОН Россия" в соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы общества по оплате государственной пошлины относятся на ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области и подлежат взысканию в пользу ОАО "Э.ОН Россия" в сумме 2 000 рублей.
Руководствуясь частью 6.1. статьи 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271, 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 23.04.2013 по делу N А41-47675/12 отменить.
В удовлетворении заявления к Управлению Росреестра по Московской области отказать.
Требования к ФГБУ ФКП Росреестра в лице филиала по Московской области удовлетворить частично.
Исправить кадастровую ошибку, содержащуюся в государственном кадастре недвижимости в сведениях об удельном показателе кадастровой стоимости и кадастровой стоимости земельного участка с КН 50:25:0010:113:18, обязав ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области в течение месяца с момента вступления в законную силу судебного акта внести в ГКН с 25.11.2011 сведения об удельном показателе кадастровой стоимости и кадастровой стоимости указанного земельного участка, исходя из 10 вида разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов): КН 50:25:0010113:18; удельный показатель 42,86 руб. / кВ. м.; кадастровая стоимость 43074,30 руб.
В остальной части требований отказать.
Взыскать с ФГБУ ФКП Росреестра в пользу ОАО "Э.ОН Россия" расходы по уплате госпошлины в сумме 2000 руб.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-47675/2012
Истец: ОАО "Э.ОН Россия"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, УФС гос. регистрации, кадастра и картографии по Моск. области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Московской области", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Третье лицо: Администрация Шатурского района