Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 19 декабря 2007 г. N КА-А40/12152-07
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2007 г.
ЗАО "Аргументы и факты" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными действий должностных лиц Московского УГК по составлению протокола об административном правонарушении N 4 от 23 апреля 2007 года.
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 18 июня 2007 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 августа 2007 года, производство по делу прекращено.
В кассационной жалобе ЗАО "Аргументы и факты" просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм материального и процессуального права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель утверждает, что право организаций на обжалование в судебном порядке действий должностных лиц государственных органов предусмотрено статьей 198 АПК РФ, порядок рассмотрения таких дел предусмотрен статьей 197 АПК РФ, в связи с чем вывод судов о неподведомственности данного спора арбитражному суду неправомерен.
В судебном заседании представитель Московского УГК возражал против удовлетворения доводов и требований кассационной жалобы и просил оставить законно принятые судебные акты без изменения.
Представитель ЗАО "Аргументы и факты", извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Арбитражные суды установили, что Московским УГК 23 апреля 2007 года составлен протокол об административном правонарушении N 4 в отношении ЗАО "Аргументы и факты".
ЗАО "Аргументы и факты" обратилось в арбитражный суд с требованием о признании незаконными действий должностных лиц Московского УГК по составлению протокола об административном правонарушении.
Прекращая производство по делу, арбитражные суды обоснованно пришли к выводу, что данный спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
При этом суды правомерно исходили из того, что статьей 27 АПК РФ предусмотрено, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда; об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда; а также другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Суды правильно указали, что в настоящем случае заявитель оспаривает действия должностных лиц административного органа по составлению протокола об административном правонарушении.
Между тем, исходя из положений статьи 28.2 КоАП РФ, составление протокола об административном правонарушении является одним из процессуальных действий в рамках административной процедуры, завершающих формирование доказательственной основы.
Соответственно, по результатам рассмотрения протокола выносится постановление о привлечении лица к административной ответственности, которое и подлежит обжалованию в судебном порядке, как документ, затрагивающий права и законные интересы лица, привлекаемого к административной ответственности.
Установив данные обстоятельства, арбитражные суды правомерно посчитали, что ни сам протокол об административном правонарушении, ни действия по его составлению не подлежат обжалованию в арбитражном суде. Обжалованию подлежит только постановление по делу об административном правонарушении.
Правильность же составления протокола об административном правонарушении, а также правильность оформления иных материалов дела в соответствии со статьей 29.1 КоАП РФ проверяется судьей, органом, должностным лицом при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении.
В связи с этим, вывод арбитражных судов о том, что процессуальные действия должностного лица при составлении протокола об административном правонарушении не могут быть предметом рассмотрения в арбитражном суде, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, обоснован.
При таких обстоятельствах, обжалуемые решение и постановление приняты законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы арбитражных судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Поэтому доводы кассационной жалобы, в том числе и о правомерно обжалования протокола об административном правонарушении в судебном порядке, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражными судами, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых решения и постановления, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
определение Арбитражного суда г. Москвы от 18 июня 2007 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 августа 2007 года N 09АП-10201/2007-АК по делу N А40-21222/07-144-80 оставить без изменения, а кассационную жалобу ЗАО "Аргументы и факты" без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 декабря 2007 г. N КА-А40/12152-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании