Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 19 декабря 2007 г. N КА-А40/13117-07
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2007 г.
Открытое акционерное общество "Нефтяная компания "Роснефть" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюжетного надзора в городе Москве (далее - Управление) N 454-07/400М от 19.06.2007.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.08.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.10.2007 заявленные требования были удовлетворены. При этом суды исходили из того, что отсутствует состав правонарушения, поскольку невнесение изменения в паспорт сделки сведений об изменении кода страны не повлекло предоставления недостоверных сведений органам валютного контроля, следовательно, отсутствует событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.25 часть 6 КоАП РФ. Кроме того, суды указали на то, что нет оснований для безусловного вывода о том, что Общество обладало информацией об изменении кода страны, поскольку на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии приказ N 122-ст не был опубликован.
Управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты, поскольку полагает что выводы судов об отсутствии состава правонарушения в связи с недоказанность события правонарушения и вины Общества не соответствует нормам права. По мнению Управления судами неправильно применена ч. 6 статьи 15.25 КоАП РФ, статья 20 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (деле - Закон), пункт 3.15.1 Инструкции Центрального банка РФ от 15.06.2004 N 117-И "О порядке предоставления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций и оформления паспортов сделки" (далее - Инструкция).
В судебном заседании представитель Управления поддержал требования кассационной жалобы.
Представитель Общества возражал против ее удовлетворения, поскольку считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными. Представлен отзыв по кассационной жалобе.
Обсудив доводы сторон по кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов в порядке, установленном статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд кассационной инстанции полагает, что они подлежат отмене, как принятые с неправильным применением норм права.
Как установлено судами, Общество во исполнение внешнеторгового контракта от 17.09.2004 N 0000704/1375К, заключенного с компанией "Р-Трейд 2 Лимитед" (Джерси, Нормандские острова), на поставку сырой нефти в уполномоченном банке ЗАО "АБН АМРО Банк" был оформлен паспорт сделки N 04090020/2594/0000/1/0 на общую сумму 1875000000 долларов США.
В разделе 2 "Реквизиты иностранного контрагента" паспорта сделки N 04090020/2594/0000/1/0 в графе 2 "Наименование" заявитель указал: "Нормандские острова", а в графе 3 "Код" - код 830.
Приказом N 122-ст Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии внесло Изменения в Общероссийский классификатор стран мира с 01.10.2006, касающиеся наименования страны иностранного контрагента, а также цифрового кода, классифицирующего данную страну, ТУ ФСФБН по г. Москве пришел к выводу о том, что ОАО "НК "Роснефть" было обязано с учетом данных изменений осуществить переоформление паспорта сделки и внести соответствующие изменения не позднее осуществления следующей валютной операции по контракту.
Учитывая, что паспорт сделки был переоформлен Обществом лишь 30.03.2007, а следующая валютная операция по контракту от 17.09.2004 была осуществлена 15.11.2006, Управление пришло к выводу о совершении заявителем административного правонарушения в сфере валютного законодательства, ответственность за совершение которого установлена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Постановлением Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Москве от 19.06.2007 N 454-07/400М Общество было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, и обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400 МРОТ, что составляет 40000 руб.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Часть 6 статьи 15.25 КоАП РФ устанавливает, что несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
Из вышеизложенного следует, что одно из нарушений, за которое установлена ответственность данной нормой, является нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок.
В соответствии с часть 1 статьи 20 Закона Центральный банк РФ в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям может устанавливать единые правил оформления резидентами в уполномоченных банках паспортов сделок при осуществлении валютных операций.
Порядок оформления паспортов сделок определяется разделом II "Порядка оформления паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами" Инструкции.
Согласно пункту 3.15.1 Инструкции резидент представляет документы, указанные в пункте 3.15 Инструкции после внесения соответствующих изменения в контракт (кредитный договор) либо изменения иной информации, указанной в оформленном паспорте сделки не позднее дня осуществления следующей валютной операции по контракту (кредитному договору) либо не позднее очередного срока представления в банк паспорта сделки документов и информации в соответствии с требованиями настоящей Инструкции и нормативными актами Банка России.
В соответствии с пунктом 4 приложения 4 к Инструкции установлено, что графы 2-3 раздела 2 "Реквизиты иностранного контрагента" паспорта сделки должны содержать сведения относительно наименования и цифрового кода страны регистрации иностранного контрагент в соответствии с Общероссийским классификаторов стран мира.
Из данных норм следует, что у резидента в случае изменении информации, содержащейся в паспорте сделки, в том числе и по коду страны иностранного контрагент, возникает обязанность предоставить документы по данным изменениям.
Как установили суды, не оспаривается сторонами, Приказом N 122-ст Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии внесло изменения в Общероссийский классификатор стран мира, касающиеся наименования страны иностранного контрагента, а также цифрового кода, в установленные пунктом 3.15.1 Инструкции документы Обществом представлены не были. Следовательно, Обществом были нарушены установленные Инструкцией единые правил оформления паспортов сделок.
При таких обстоятельствах вывод судов об отсутствии состава правонарушения в связи с отсутствием события правонарушения не соответствует части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Выводы судом о том, что невнесение изменений в паспорт сделки в части кода страны в связи с изменениями Общероссийского классификатора стран мира не повлекло предоставления недостоверных сведений, что свидетельствует об отсутствии события правонарушения, является неправильным, поскольку часть 6 статьи 15.25 устанавливает ответственность за нарушение порядка правил оформления паспортов, не за предоставление недостоверных сведений.
Является неправильным и несоответствующим нормам права и вывод судом о том, что Общество не могло знать об изменении кода страны.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законом субъектов РФ об административным правонарушениях установлены административная ответственность.
Часть 2 статьи 2.1. КоАП РФ определяет, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суды, исходили из того, что Общество не могло знать о внесении изменений в коды страны мира, поскольку данная информация не была опубликована на сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
В соответствии с часть 2 статьи 43 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" официальное опубликование в установленном порядке национальных стандартов и общероссийских классификаторов осуществляется национальным органом по стандартизации. Порядок опубликования национальных стандартов и общероссийских классификаторов определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2 Положения "Об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации" (далее - Положение), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.09.2003 г. N 594, официальное опубликование национальных стандартов и общероссийских классификаторов на государственном языке Российской Федерации осуществляется Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.
Официальному опубликованию подлежат тексты национальных стандартов и общероссийских классификаторов - в печатных изданиях (книгах, брошюрах, сборниках) и информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.
Подпункт б пункта 3 Положения устанавливает, что информация о внесении изменений, дополнений, поправок, отмене и замене, тексты изменений, дополнений и поправок, а также национальных стандартов, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований технических регламентов, - подлежат официальному опубликованию ежемесячно в печатном издании Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии - информационном указателе "Национальные стандарты" и на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.
Изменения, введенные в Общероссийский классификатор стран мира Приказом N 122-ст, касающиеся выделения Джерси в качестве отдельного субъекта и присвоения ему индивидуально - определенного кода, были официально опубликованы в ИУС "Национальные стандарты", N 9 (сентябрь) 2006 г., то есть заблаговременно до вступления в силу.
Следовательно, вывод суда о том, что Общество не могло знать об изменениях, является не соответствующим Положению. Следовательно, Общество не были предприняты все меры к соблюдению валютного законодательства в части порядка оформления паспортов сделок.
С учетом изложенного, вывод судов об отсутствии события административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.25 часть 6 КоАП РФ, является неправильным.
Поскольку при рассмотрении дела судами правильно установлены все обстоятельства по делу, но имеет место неправильное применение норм права, суд кассационной инстанции считает возможным отменяя решение и постановление, принять новый судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 10 августа 2007 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 октября 2007 года по делу N А40-34793/07-12-224 отменить.
В удовлетворении требований ОАО "НК "Роснефть" о признании недействительным постановления Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по г. Москве от 19.06.2007 N 454-07/400М отказать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 декабря 2007 г. N КА-А40/13117-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании