город Ростов-на-Дону |
|
28 октября 2013 г. |
дело N А32-36647/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 октября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей О.Ю. Ефимовой, А.Н. Стрекачёва
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от МБДОУ Детсад N 22: заведующий Сотникова Елена Владимировна, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 22 пос. Урожайного муниципального образования Гулькевичский район
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.05.2013 по делу N А32-36647/2012,
принятое судьей Руденко Ф.Г.
по заявлению муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 22 пос. Урожайного муниципального образования Гулькевичский район
к ГУ МЧС по Краснодарскому краю (Отдел надзорной деятельности Гулькевичского района)
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 22 пос. Урожайного муниципального образования Гулькевичский район (далее - Детсад N22, учреждение) обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления заместителя главного государственного инспектора Гулькевичского района по пожарному надзору ГУ МЧС по Краснодарскому краю от 16.11.2012 N178 о привлечении МБДОУ Детсад N22 к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150000 рублей.
Решением суда от 23.05.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что материалами дела подтверждается совершение обществом административного правонарушения. Судом также указано на отсутствие оснований для признания допущенного правонарушения малозначительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, МБДОУ Детсад N 22 обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе детсад просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что совершенное правонарушение является малозначительным.
В судебное заседание не явились представители ГУ МЧС по Краснодарскому краю, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
От ГУ МЧС по Краснодарскому краю в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие управления.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие ГУ МЧС по Краснодарскому краю.
Представитель МБДОУ Детсад N 22 в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда отменить и удовлетворить требования общества.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 09 час. 00 мин. 24.10.2013. После перерыва судебное заседание продолжено.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя МБДОУ Детсад N 22, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Как следует из материалов дела, государственным инспектором Гулькевичского района по пожарному надзору ГУ МЧС по Краснодарскому краю в отношении МБДОУ Детсад N 22 п. Урожайный МО Гулькевичский район составлен протокол об административном правонарушении от 09.11.2012 N 178 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
В протоколе указано, что МБДОУ Детсад N 22 в нарушение п. 14 НПБ 110-03 таблица 1 п. 4 учреждение не обеспечило работоспособность автоматической пожарной сигнализации в помещениях здания пищеблока МБДОУ детсад N 22.
Протокол составлен с участием законного представителя учреждения.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении главным государственным инспектором Гулькевичского района по пожарному надзору ГУ МЧС по Краснодарскому краю вынесено постановление от 16.11.2012 N 178 о привлечении МБДОУ Детсад N 22 к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150000 рублей.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, МБДОУ Детсад N 22 оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 211 АПК РФ установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Согласно ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Статьей 37 Закона о пожарной безопасности установлено, что на каждое предприятие (его руководителя) возложена обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности, разработке и осуществлению мер по обеспечению пожарной безопасности, а также обязанность выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В силу п. 4 НПБ 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315, в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений:
- с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.);
- венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных и др. помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы;
- категории В4 и Д по пожарной опасности;
- лестничных клеток.
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе протоколом об административном правонарушении, подтверждается нарушение учреждением приведенных требований пожарной безопасности.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции полагает, что у ГУ МЧС по Краснодарскому краю отсутствовали основания для привлечения МБДОУ Детсад N 22 к административной ответственности.
Допущенные учреждением нарушения не представляли существенной угрозы охраняемым правоотношениям, не повлекли утраты имущества, угрозы здоровью и жизни людей, в связи с чем подлежат применению положения ст. 2.9 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно п.п. 18, 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ N 10 от 02.06.2004 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
При оценке малозначительности деяния подлежит установлению не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и вопрос о социальной опасности деяния.
Установление содержания понятия малозначительности делегировано судьям, органам, должностным лицам, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении.
Административное правонарушение, совершённое учреждением, посягает на установленный и охраняемый государством порядок правоотношений в сфере обеспечения пожарной безопасности.
В силу Закона о пожарной безопасности, Правил и норм пожарной безопасности, главной целью законодательно установленных требований пожарной безопасности является защита жизни и здоровья людей.
Оспариваемым постановлением N 178 от 16.11.2012 МБДОУ Детсад N 22 привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ в связи с тем, что на момент проверки в пищеблоке отсутствовала работающая система автоматической пожарной сигнализации.
Судом апелляционной инстанции установлено, что МБДОУ Детсад N 22 п. Урожайный было включено в долгосрочную муниципальную целевую программу "Комплексные меры по охране здоровья воспитанников и работников, обеспечнию безопасности функционирования, улучшению материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений в муниципальном образовании Гулькевичский район" (л.д. 7-17 том 1), согласно которой на 2013 год запланировано дообуродование системами автоматической пожарной сигнализации помещений МБДОУ Детсад N 22 - пищеблока.
Судом установлено, что пищеблок является самостоятельно стоящим строением, площадью 48 кв.м., введенным в эксплуатацию в 1956 году. В пищеблоке работает один человек.
В материалы дела представлен договор от 25.01.2013 N 163 на дооборудование пожарной сигнализации, предметом которого является дооборудование автоматическими системами обнаружения и оповещения людей о пожаре на объекте п. Урожайный, ул. Заречная, 28-А МБДОУ Детсад N 22 п. Урожайный (пищеблок) (л.д. 53), а также акт приемки выполненных работ от 21.02.2013 N 000501 (л.д. 56).
Изложенное свидетельствует об исполнении целевой программы и отсутствии на объекте - пищеблок МБДОУ Детсад N 22, как и на территории всего Детсада, угрозы возникновения пожара, порчи имущества и причинения вреда жизни и здоровью людей.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии в деле доказательств пренебрежительного отношения МБДОУ Детсад N 22 к требованиям пожарной безопасности, а также причинения совершенным правонарушением существенного вреда охраняемым правоотношениям.
При составлении протокола об административном правонарушении законный представитель детсада обязался устранить допущенные нарушения в кратчайший срок (л.д. 44).
Судом учитывается, что выявленные нарушения не носят систематического характера, существенных нарушений требований пожарной безопасности, приведших к угрозе жизни и здоровью людей, утрате имущества, в ходе проверки не было выявлено.
Таким образом, оценив обстоятельства совершения правонарушения, его последствия, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ и квалификации допущенного правонарушения как малозначительного.
С учетом малозначительности совершенного правонарушения у ГУ МЧС по Краснодарскому краю отсутствовали основания для вынесения постановления о привлечении МБДОУ Детсад N 22 к административной ответственности и назначения административного наказания. Постановление ГУ МЧС по Краснодарскому краю N 178 от 16.11.2012 является незаконным и подлежит отмене.
Решение суда от 23.05.2013 об отказе в удовлетворении заявления подлежит отмене на основании ст. 270 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23 мая 2013 года по делу А32-36647/2012 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю от 16.11.2012 N 178 о привлечении муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 22 поселка Урожайного муниципального образования Гулькевичский район к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 150000 рублей.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-36647/2012
Истец: МДОУ детский сад N 22 п. Урожайный МО Гулькевичский р-н, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 22 пос.Урожайного муниципального образования Гулькевичский район
Ответчик: Отдел надзорной деятельности Гулькевичского района Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю
Третье лицо: Отдел надзорной деятельности МЧС Гулькевичского района
Хронология рассмотрения дела:
14.02.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9249/13
28.10.2013 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-14439/13
30.07.2013 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12242/13
01.07.2013 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10020/13
23.05.2013 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-36647/12