г. Томск |
|
30 октября 2013 г. |
Дело N А27-4531/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 октября 2013 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сухотиной В.М.
судей: Кайгородовой М.Ю., Мухиной И.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Губиной Ю.В.
при участии:
от истца: Намаконова Е.Г. по доверенности от 04 июня 2013 года, паспорт
от ответчика: Добробабин А.С. по доверенности от 29 декабря 2012 года, паспорт
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации Беловского городского округа (номер апелляционного производства 07АП-8458/2013)
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 13 августа 2013 года по делу N А27-4531/2013 (судья Аникина Н.А.)
по иску Кузбасского открытого акционерного общества энергетики и электрификации, Алтайский край, г. Барнаул (ОГРН 1024200678260, ИНН 4200000333)
к Администрации Беловского городского округа, г. Белово, Кемеровская область (ОГРН 1024200543542, ИНН 4202007430)
о признании договора аренды от 01.09.2009 N 5442/09 недействительным в части,
УСТАНОВИЛ:
Кузбасское Открытое акционерное общество энергетики и электрификации (далее - ОАО "Кузбассэнерго", Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к муниципальному учреждению "Комитет по земельным ресурсам и муниципальному имуществу города Белово" (далее - Комитет, ответчик) о признании недействительным договора аренды земельного участка N 5442/09 от 21.09.2009 в редакции расчета арендной платы с 01.01.2013 по 31.12.2013 для земельного участка с кадастровым номером 42:010104002:50 в части превышения размера арендной платы над размером 110 659 руб. 59 коп. в год, 9 221 руб. 63 коп. в месяц.
Определением Арбитражного суда Кемеровской области от 29.05.2013 произведена замена ненадлежащего ответчика Комитета на надлежащего ответчика Администрацию Беловского городского округа (далее - Администрация) в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 13 августа 2013 года по делу N А27-4531/2013 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу решением, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. В обоснование к отмене судебного акта заявитель жалобы указывает, что постановление Коллегии администрации Кемеровской области от 05.02.2010 N 47 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кемеровской области" разработано в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральным законом от 29.07.98 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", является единственным правовым актом, согласно которому следует рассчитывать размер арендной платы в рассматриваемом случае.
Уведомлением об изменении размера арендной платы N 301 от 10.01.2013 предусмотрен размер арендной платы на очередной календарный год, изменение размера арендной платы является плановым изменением, которое происходит ежегодно в начале года при утверждении коэффициента инфляции на очередной год.
Договор аренды земельного участка N 5442/09 от 21.09.2009, заключенный между сторонами, надлежащим образом исполнялся в период с 2010 года по 2012 год включительно, арендная плата была рассчитана на основании постановления Коллегии администрации Кемеровской области от 05.02.2010 N 47 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кемеровской области".
ОАО "Кузбассэнерго" в представленном отзыве указало на необоснованность доводов апелляционной жалобы, просило принятое по делу решение оставить без изменения.
В судебном заседании представители Администрации поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а представитель ОАО "Кузбассэнерго" высказался против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение Арбитражного суда Кемеровской области от 13 августа 2013 года законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим изменению.
Как следует из материалов дела, 21.09.2009 между администрацией (арендодатель) и ОАО "Кузбассэнерго" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 5442/09 (с протоколом согласования разногласий), в соответствии с которым арендодатель передал арендатору в аренду земельный участок из состава земель населенных пунктов площадью 2065514 кв.м. с кадастровым номером 42:01:0104002:50 (предыдущий кадастровый номер 42:01:0000000:109), расположенный по адресу: г. Белово, пгт Инской под золоотвал N 2 согласно распоряжению арендодателя от 12.01.2005 N 6-р.
В силу пункта 2.1. договора арендная палата является обязательным платежом. Размер арендной платы приводится в протоколе определения величины арендной платы, являющемся неотъемлемой частью договора (приложениеN 1).
Арендная плата за период 17.10.2009-31.12.2009 определена в размере 4 672 579 руб. 95 коп.
Пунктом 2.4. договора аренды (в редакции протокола согласования разногласий от 11.09.2009) стороны предусмотрели, что изменение размера арендной платы производится арендодателем в одностороннем порядке в случае установления субъектом Российской Федерации базовых ставок арендной платы, коэффициентов целевого использования земельных участков, методики расчета арендной платы, коэффициента, учитывающего уровень инфляции, не требует заключения дополнительного соглашения, доводится до арендатора в порядке почтового уведомления.
Согласно уведомлениям администрации от 20.04.2010 N 963/10, от 10.01.2013 N 301 арендная плата за период с 01.01.2010 по 30.12.2010 составила 10 691 472 руб. в год, за период с 01.01.2013 по 30.12.2013 - 13 126 659 руб.
По акту приема-передачи от 21.09.2009 земельный участок передан ОАО "Кузбассэнерго".
Полагая, что условия договора аренды от 21.09.2009, устанавливающие размер арендной платы с 01.01.2013, в части превышающей 110 659 руб. 59 коп. в год (1,5% от кадастровой стоимости земельного участка), являются недействительными, ОАО "Кузбассэнерго" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно пункту 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В предусмотренных законом случаях в соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации применяются цены, устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации).
Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы дифференцированной, исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Согласно пункту 5 Правил определения размера арендной платы арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, не указанных в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, которые предоставлены (заняты) для размещения, в том числе, гидроэлектростанций, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.
Приказом Минэкономразвития России от 22.09.2011 N 507 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей)" (далее - Приказ от 22.09.2011 N507) установлена ставка арендной платы в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков, которые находятся в собственности Российской Федерации и предоставлены для размещения объектов электроэнергетики, либо занятые такими объектами.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" к объектам электроэнергетики отнесены имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства.
Следуя материалам дела, арендная плата установлена приложением N 1 к договору аренды за период с 01.01.2010 по 30.12.2010 в размере 10 691 472 руб. (уведомление от 20.04.2010 N 963/10) в соответствии с Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 05.02.2010 N 47, которым утвержден Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кемеровской области (далее - Порядок), исходя из кадастровой стоимости земельного участка, с применением соответствующих коэффициентов.
Пунктом 2.1. Порядка установлены способы определения размера арендной платы при использовании земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кемеровской области: на основании кадастровой стоимости земельных участков; по результатам торгов (конкурсов, аукционов); на основании рыночно обоснованного размера арендной платы, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Каких-либо ставок кадастровой стоимости для земельных участков, занятых объектами электроэнергетики, не предусмотрено.
Арендная плата за период с 01.01.2013 по 30.12.2013 определена в размере 13 126 659 руб. в год, исходя из отчета ООО "Центр независимых экспертиз и оценки собственности" N 182-Б/28/12/2012 об оценке рыночной стоимости величины годовой арендной платы за использование земельного участка на 28.12.2012.
Материалами дела подтверждено и ответчиком не опровергнуто, что на спорном земельном участке располагается золоотвал.
В соответствии с пунктом 4.2. Устава ОАО "Кузбассэнерго" осуществляет производство электрической и тепловой энергии, в том числе производство осуществляется на Беловской ГРЭС государственная районная электростанция, к гидросооружениям которой относятся золошлакоотвалы в соответствии с паспортом безопасности от 29.12.2010.
Учитывая изложенное, принимая во внимание пункт 1.18 Перечня видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организации-должника, являющейся субъектом естественной монополии топливно-энергетического комплекса (утв. Приказом Минпромэнерго РФ от 01.08.2007 N 295), пункты 7.1.4, 12.5.2.1 Свода Правил Электростанции тепловые СНИП 11-58-75 (утв. приказом Министерства регионального развития Российской Федерации N 282 от 30.06.2012), золоотвал относится к объектам электроэнергетики.
Таким образом, является правильным вывод суда первой инстанции о том, что Приказ Минэкономразвития России от 22.09.2011 N 507 является нормативным актом, непосредственно установившим размер арендной платы за земельные участки, которые находятся в собственности Российской Федерации и предоставлены для размещения объектов электроэнергетики, либо занятые такими объектами.
Поскольку размер арендной платы не должен превышать 1,5 % от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка (7377306 руб. согласно кадастровому паспорту от 14.12.2012 N 4200/001/12-359658), что составляет 110 659 руб. 59 коп., а согласно протоколу определения величины арендной платы к договору аренды земельного участка N 5442/09 от 21.09.2009 арендная плата составляет 13 126 659 руб. в год, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что установленный сторонами размер арендной платы противоречит требованиям закона.
Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Следовательно, условия договора аренды земельного участка публичной собственности в части определения размера арендной платы, в случае противоречия обязательным нормативным правовым актам, устанавливающим ставки арендной платы или методику их расчета, являются недействительными применительно к статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом недействительность договора аренды земельного участка публичной собственности в части установления размера арендной платы не влечет недействительность договора в целом, поскольку в данном случае цена договора должна определяться в соответствии с требованиями закона (статьи 180, 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования ОАО "Кузбассэнерго".
Довод истца о том, что размер арендной платы был определен в соответствии с действующими в спорный период нормативными правовыми актами - постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 05.02.2010 N 47 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кемеровской области", судом апелляционной инстанции отклоняется как несостоятельный.
Нормативные акты публичных образований, устанавливающие ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, включая участки, государственная собственность на которые не разграничена, либо устанавливающие методики и формулы расчета арендной платы за эти участки или отдельные элементы (величины, коэффициенты и т.п.) таких методик и формул, с учетом правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 N 10034/11, могут быть обжалованы в арбитражный суд в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса и правилами главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе и по мотивам несоответствия указанным принципам.
Кроме того, применительно к статье 12 Гражданского кодекса и статье 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе давать оценку нормативным актам публичных образований, регламентирующим размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, с точки зрения их соответствия этим принципам и ориентирам и при рассмотрении гражданско-правовых споров, вытекающих из договоров аренды таких земельных участков.
В настоящем случае, при определении размера арендной платы в соответствии с действующими в спорный период нормативными правовыми актами органа местного самоуправления размер арендной платы по договору превысил предельный размер арендной платы.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, опровергаются вышеизложенными выводами и не влияют на правильность вынесенного судебного акта.
Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловными основаниями к отмене судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 13 августа 2013 года по делу N А27-4531/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
В.М. Сухотина |
Судьи |
М.Ю. Кайгородова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-4531/2013
Истец: ОАО "Кузбассэнерго"
Ответчик: Администрация Беловского городского округа "г. Белово", МУ "Комитет по земельным ресурсам и муниципальному имуществу г. Белово"
Третье лицо: Муниципальное учреждение "Комитет по земельным ресурсам и муниципальному имуществу города Белово"