г. Санкт-Петербург |
|
29 октября 2013 г. |
Дело N А56-38250/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 октября 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Есиповой О.И.
судей Лопато И.Б., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Федосеевой Е.С.
при участии в заседании:
от заявителя: Шуклин О.П. - по доверенности от 14.05.2013;
от заинтересованного лица: Морозова А.О. - по доверенности от 28.12.2012;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19010/2013) Закрытого акционерного общества "Санкт-Транс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.08.2013 по делу N А56-38250/2013 (судья Синицына Е.В.), принятое
по заявлению ЗАО "Санкт-Транс", место нахождения: 194044, г. Санкт-Петербург, ул. Менделеевская, д. 2, ОГРН 1027802514530,
к Санкт-Петербургской таможне
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Закрытое акционерное общество "Санкт-Транс", 194044, г. Санкт-Петербург, ул. Менделеевская, д. 2, ОГРН 1027802514530, (далее - Общество, заявитель, ЗАО "Санкт-Транс") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Санкт-Петербургской таможни (далее - таможня, таможенный орган) от 01.03.2013 N 10210000-728/2012 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 301 000 руб.
Решением суда от 09.08.2013 заявление Общества оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением, заявитель направил апелляционную жалобу, в которой, не оспаривая наличие состава административного правонарушения в своих действиях, утверждает о малозначительности совершенного им административного правонарушения, в связи с чем просит решение суда первой инстанции от 09.08.2013 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, представитель таможенного органа позицию заявителя не признал по мотивам, изложенным в письменном отзыве, согласно которому считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы ЗАО "Санкт-Транс" несостоятельными.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 05.12.2012 на таможенную территорию таможенного союза через таможенный пост МАПП Торфяновка Выборгской таможни под таможенным контролем прибыло т/с международного перевозчика ЗАО "Санкт-Транс" - Сканиа R 114 LB, VINN XLER4X20004428135, гос. per. N В842АЕ98 (далее - т/с гос. рег.N В842АЕ98) под управлением гражданина Российской Федерации Богданова Юрия Николаевича с грузом согласно товарно-сопроводительным документам, в соответствии с которыми отправителем товара является - "ТНТ Суоми Ою" (Ленторахдинтие 141, 20360, Турку, Финляндия), получателем - ООО "ТНТ Экспресс" (123362, Москва, ул. Свободы. д.31, ИНН 7743003117), перевозчиком - ЗАО "Санкт-Транс".
На таможенном посту МАПП Торфяновка Выборгской таможни признано средство таможенной идентификации груза иностранного государства - FI/CUSTOMS 08 А 1138799, товар помещен под таможенную процедуру таможенного транзита и направлен на таможенный пост Международный почтамт Московской таможни со сроком доставки 07.12.2012.
Вместе с тем, 06.12.2012 на Южный таможенный пост Санкт-Петербургской таможни от водителя т/с гос.рег. N В842АП98 Богданова Ю.Н. поступило заявление о разрешении на въезд на территорию постоянной зоны таможенного контроля Южного таможенного поста для обеспечения сохранности и осмотра груза, в связи со вскрытием в пути следования грузового отсека т/с гос.рег.N B842AE98.
В связи с установлением обстоятельств, свидетельствующих о возможном несанкционированном доступе к товарам таможней были назначены таможенные досмотры (АТД N 10210100/061212/004859, АТД N 10210100/131212/004955), в результате которых установлено повреждение пяти упаковок (картонных коробок), нарушение средства идентификации - FI/CUSTOMS 08 А 1138799 и несоответствие фактического количества грузовых мест и веса брутто товара, указанным в товарных (перевозочных) документах (д/з N 17782дз от 17.12.2012), а именно обнаружено полное отсутствие 3 (трех) грузовых мест, указанных в товарных (перевозочных) документах (в манифесте от 03.12.2012 N 40846):
- позиция N 27 (инвойс N 9401200066) "Free of manuals", код товара по ЕТН ВЭД ТС 842199000, в количестве 1 грузового места, артикул по манифесту: 610118133, вес брутто - 2.85 кг., обшей стоимостью - 79,82 долларов США (по инвойсу N 9401200066 - вес брутто товара З кг.);
- позиция N 40 инвойс N22/11/2012 - "Fгее of charge") "Toys", код товара по ЕТН ВЭД ТС 950300490, в количестве 1 грузового места, артикул по манифесту: 712503959, вес брутто - 0,8 кг., общей стоимостью - 2,30 долларов США (по инвойсу N22/11/2012 - в коробке 5 штук);
- позиция N 43 (инвойс N 22/11/2012 "Free of charge") "Toys", код товара по ЕТН ВЭД ТС 950300490, в количестве 1 грузового места, артикул по манифесту: 712503980, вес брутто - 0,5 кг., обшей стоимостью - 0.70 долларов США (инвойс N 22/11/2012 - в коробке 3 штуки). Общий вес брутто товара по товарным (перевозочным) документам - 4962 кг., фактический вес брутто товара - 4957,5 кг.
Таким образом, общее количество грузовых мест по товарным (перевозочным) документам составило 183, фактическое - 180.
Определением от 17.12.2012 N 10210000-728/2012 по данному факту таможенным органом в отношении ЗАО "Санкт-Транс" возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ, и начато административное расследование.
По результатам административного расследования установив, что Общество допустило утрату части товара (3-х единиц почтовых отправлений), находящегося под таможенным контролем, перемещаемого по процедуре таможенного транзита, 17.01.2013 таможенный орган составил в отношении ЗАО "Санкт-Транс" протокол N 10210000-728/2012 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ.
Постановлением таможни от 01.03.2013 N 10210000-728/2012 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения согласно вышеназванной квалификации и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 301 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Выслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив представленные в материалы дела доказательства, проверив правильность применения судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы заявителя и отмены принятого по делу решения на основании следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 156 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) после пересечения таможенной границы ввезенные товары должны быть доставлены перевозчиком в места прибытия или иные места, указанные в пункте 1 названной статьи, и предъявлены таможенному органу. При этом не допускаются изменение состояния товаров или нарушение их упаковки, а также изменение, удаление, уничтожение или повреждение наложенных пломб, печатей и иных средств идентификации.
В силу требований статьи 223 ТК ТС при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик, независимо от того, является ли он декларантом этой таможенной процедуры, обязан:
1) доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, следуя по определенному маршруту, если он установлен;
2) обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей либо иных средств идентификации, если они применялись;
3) не допускать разгрузки, перегрузки (перевалки) и иных грузовых операций с товарами, перевозимыми в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также замены транспортных средств международной перевозки, перевозящих такие товары, без разрешения таможенных органов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 222 названного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 224 ТК ТС при недоставке товаров и документов на них в таможенный орган назначения перевозчик несет ответственность в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого товары помещены под таможенную процедуру таможенного транзита.
Частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ установлена административная ответственность за недоставку товаров, перевозимых в соответствии с таможенным транзитом, в место доставки либо выдача (передача) без разрешения таможенного органа или утрата товаров, находящихся под таможенным контролем.
Факт недоставки Обществом товара, находящегося под таможенным контролем, в количестве 3-х единиц ввиду его утраты, то есть событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ, установлен судом первой инстанции, \подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учетом установленных по делу фактических обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о том, что заявителем были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение совершения административного правонарушения.
Как верно отмечено судом первой инстанции, из объяснений водителя ЗАО "Санкт-Транс" Богданова Ю.Н. от 17.12.2012 следует, что в пути следования от МАПП Торфяновка Выборгской таможни до Санкт-Петербурга сделано 3 остановки. Одна остановка произведена в районе поселка "Заходское", вторая - на АЗС в поселке Парголово, третья - на складе ТНТ "Экспресс", на которой транспортное средство находилось в течение 9 часов, в пути следования во время остановок целостность пломбы не проверялась, где и когда произошло повреждение пломбы водителю не известно.
В тоже время из представленной в материалы дела должностной инструкции водителя, следует, что в силу пунктов 7.5.3-.7.5.6:
- движение на участке "государственная граница - г. Санкт-Петербург" должно осуществляться только в светлое время суток без остановок, либо в составе автоколонны не менее 3-х машин;
- после любой остановки в обязательном порядке проверять целостность замков и пломб;
- при перевозке грузов на "почтовых" грузовиках (В 842) водитель обязан двигаться только с закрытыми дополнительными замками, как на прицепе так и тягаче".
Вместе с тем, материалами дела, в том числе письмом генерального директора ЗАО "Санкт-Транс" от 25.02.2013 N 2, подтверждается, что водитель Богданов Ю.Н. нарушил все перечисленные правилами перевозки грузов.
При таких обстоятельствах, доводы подателя жалобы о принятии им исчерпывающих мер для предотвращения правонарушения со ссылкой на применение водителем в процессе перевозки товара запорного устройства, которое затрудняло доступ к средствам идентификации, отклоняются апелляционной коллегией как несостоятельные, поскольку в отсутствие должного контроля за целостностью замков и пломб транспортного средства, означенные меры нельзя признать достаточными.
Более того, для обеспечения сохранности товаров, Общество также могло принять, но не приняло следующие меры: привлечь для перевозки товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита второго квалифицированного водителя, а также незамедлительно обратиться в органы внутренних дел по месту хищения товаров, с целью своевременного розыска похищенного груза.
Доказательств невозможности исполнения заявителем требований действующего законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, суду также не представлено.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава вмененного ему административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ, следует признать правомерным и соответствующим фактическим обстоятельствам дела.
Судом апелляционной инстанции также проверено соблюдение таможенным органом процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности, в том числе и соблюдение срока привлечения Общества к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, и не выявлено существенных нарушений, являющихся безусловным основанием для признания оспариваемого постановления незаконным.
Правомерно отклонен судом первой инстанции и довод Общества о малозначительности совершенного им административного правонарушения.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом в силу пункта 18.1 указанного Постановления квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Вместе с тем, Общество не привело подтвержденной надлежащими доказательствами исключительности обстоятельств, повлекших правонарушение.
Кроме того, оценив характер и степень общественной опасности административного правонарушения, допущенного заявителем, суд апелляционной инстанции усматривает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям не в наступлении каких-либо существенных материальных последствий или наличии какого-либо вреда, а, как верно означено судом первой инстанции, в безразличном отношении со стороны Общества к исполнению своих обязанностей перевозчика. О наличии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в данном случае свидетельствуют ненадлежащая организация перевозчиком публично значимой деятельности в области таможенного дела, пренебрежение элементарными мерами предосторожности.
Являясь международным перевозчиком и систематически осуществляя перевозки по процедуре таможенного транзита, Общество обязано знать и соблюдать требования законодательства, предъявляемые к обеспечению сохранности груза, поскольку Общество как профессиональный перевозчик не могло не предполагать того обстоятельства, что при транспортировке груза возможно его хищение.
Привлекая к перевозке водителя, профессиональный перевозчик должен проинструктировать его на предмет соблюдения требований таможенного законодательства, в том числе по вопросу сохранности перевозимого груза, а именно: остановки для ремонта и отдыха осуществлять на охраняемых стоянках или вблизи постов ГИБДД (в местах, позволяющих исключить вероятность хищения груза); осуществлять постоянный контроль за сохранностью товаров и таможенных пломб после вынужденных остановок.
С учетом вышеизложенного совершенное Обществом правонарушение не могло быть признано судом первой инстанции малозначительным.
Ссылка подателя жалобы на представление всех запрошенных таможенным органом документов и то, что Общество способствовало административному расследованию, не может являться основанием для признания правонарушения малозначительным, поскольку указанные обстоятельства относятся в силу статьи 4.2 КоАП РФ к обстоятельствам, смягчающим административную ответственность, и учитываются при назначении административного наказания.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права при вынесении решения Арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области также не допущено.
На основании изложенного, принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены доводы заявителя и все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены принятого решения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09 августа 2013 года по делу N А56-38250/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Закрытого акционерного общества "Санкт-Транс" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О. И. Есипова |
Судьи |
И. Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-38250/2013
Истец: ЗАО "Санкт-Транс"
Ответчик: Санкт-Петербургская таможня