город Воронеж |
|
24 октября 2013 г. |
Дело N А14-5646/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 октября 2013 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Донцова П.В.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щеголевой Е.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "НИКА": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Управы Ленинского района городского округа город Воронеж: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Администрации городского округа город Воронеж: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НИКА" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 10.07.2013 по делу N А14-5646/2013 (судья В.В. Домарева) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "НИКА" (ОГРН 1123668013017, ИНН 3664117918) к Управе Ленинского района городского округа город Воронеж (ОГРН 1033600003370, ИНН 3664022198), третье лицо: Администрация городского округа город Воронеж (ОГРН 1023601575733, ИНН 3650002882), о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "НИКА" (далее - заявитель, Общество, ООО "НИКА") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Управы Ленинского района городского округа город Воронеж (далее - Управа, уполномоченный орган) по принудительному демонтажу нестационарного сооружения (киоска) Общества, расположенного по адресу: г.Воронеж, ул.Куколкина, д.14, а также об устранении допущенных нарушений прав и законных интересов ООО "НИКА".
В качестве третьего лица по данному спору привлечена Администрация городского округа город Воронеж (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 10.07.2013 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, ООО "НИКА" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить данное решение и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, как и внесение в нее изменений не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения такой схемы. Общество полагает, что уполномоченный орган неправомерно не рассмотрел в соответствии с действующим законодательством заявление о продлении действующей документации на киоск и о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов киоска заявителя. В этой связи извещение о демонтаже киоска полагает неправомерным. По мнению подателя жалобы, ответчик не доказал в соответствии со ст. 65 АПК РФ основания для демонтажа киоска Общества, в то время как извещение было направлено на ИП Королеву Р.М.
Управа и Администрация доводы апелляционной жалобы не оспорили, отзывы на жалобу не направили.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. В связи с чем, в силу статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся участников процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании договора купли-продажи киоска от 05.03.2013 ООО "НИКА" приобрело в собственность киоск, расположенный по адресу: г.Воронеж, ул.Куколкина, д.14, площадью 12 кв.м., ранее принадлежавший ИП Королевой Р.М. на основании договора купли-продажи временного сооружения от 08.02.2007, заключенного с ООО "ВОРОНЕЖСЕЛЬХОЗТОРГ".
ООО "ВОРОНЕЖСЕЛЬХОЗТОРГ" владело киоском на основании ордера N 21к от 20.01.2004 сроком действия на три года. Таким образом, на дату заключения договора с ООО "Воронежсельхозторг" и на дату заключения договора купли-продажи ООО "НИКА" с ИП Королевой Р.М., срок разрешительной документации на установку и эксплуатацию нестационарного торгового объекта истек. Действие разрешительной документации впоследствии не продлялось.
Извещением от 15.05.2013 N 07/333 Управа Ленинского района городского округа город Воронеж во исполнение п.7 решения Воронежской городской Думы от 25.04.2012 N 790-III "Об утверждении Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж" уведомило заявителя о том, что 31 мая 2013 года с 10.00 будет производиться принудительный демонтаж принадлежащего Обществу киоска, расположенного по адресу: г.Воронеж, ул.Куколкина, д.14.
Полагая, что действия Управы Ленинского района городского округа город Воронеж по принудительному демонтажу являются незаконными, ООО "НИКА" обратилось в суд с рассмотренным требованием.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые заявителем действия Управы не нарушают права и законные интересы Общества.
Апелляционная коллегия соглашается с указанной позицией суда, считает ее правомерной, обоснованной и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определяются положениями Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона N 381-ФЗ правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским Кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 3 Закона N 381 -ФЗ).
В соответствии со статьей 10 указанного Закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 10 Закона N 381-ФЗ Департаментом по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области издан приказ от 20.12.2010 N 174 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований на территории Воронежской области".
Пунктом 5 Порядка определено, что схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органами местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области, определенными в соответствии с уставами муниципальных образований.
В соответствии с положениями пункта 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Кроме того, пунктом 17 Приказа Департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области от 20.12.2010 N 174 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований на территории Воронежской области" предусмотрено, что такие нестационарные торговые объекты включаются в новую схему размещения нестационарных торговых объектов как действующие, если они размещены в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством, муниципальными нормативными правовыми актами.
Порядок установки и эксплуатации павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования на территории муниципального образования - городского округа город Воронеж до 12.05.2012 г. был установлен решением Воронежской городской Думы от 26.12.2006 N271-II "Об утверждении Положения о порядке установки и эксплуатации павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования на территории городского округа город Воронеж" (документ утратил силу в связи с принятием решения Воронежской городской Думы от 25.04.2012 N 790-III, вступившего в силу со дня официального опубликования).
Пунктом 2.7 указанного Положения был установлен запрет на установку и эксплуатацию павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования без разрешительных документов.
Постановлением администрации городского округа город Воронеж N 407 от 05.05.2011 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж.
Новое Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж (далее - Положение) утверждено вступившим в законную силу 12.05.2012 решением Воронежской городской Думы от 25.04.2012 N 790-III.
В силу данного Положения павильоны, киоски относятся к нестационарным торговым объектам.
Размещение нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж осуществляется в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением администрации городского округа город Воронеж (п. 4.1.Положения).
Размещение нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж осуществляется путем проведения торгов в форме открытого аукциона на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов (п. 4.2.Положения).
Основанием для установки (монтажа) субъектом торговли нестационарного торгового объекта на территории городского округа город Воронеж является заключенный с уполномоченным органом администрации городского округа город Воронеж договор на размещение нестационарного торгового объекта (п. 4.3.Положения).
Основанием для эксплуатации субъектом торговли нестационарного торгового объекта на территории городского округа город Воронеж является акт приемочной комиссии о соответствии размещенного нестационарного торгового объекта требованиям, указанным в договоре на размещение нестационарного торгового объекта, и архитектурному решению (п.4.4. Положения).
При этом п.8.2 Положения установлено, что владельцы нестационарных торговых объектов, обладающие на момент вступления в силу настоящего Положения действующей разрешительной документацией, выданной на размещение нестационарных торговых объектов в ранее установленном порядке, местоположение которых соответствует утвержденной схеме размещения нестационарных торговых объектов, а внешний вид и размеры на момент окончания срока действия разрешительной документации - архитектурным решениям, имеют преимущественное право на заключение договоров на размещение нестационарных торговых объектов.
Кроме того, в силу п.8.3 Положения владельцы нестационарных торговых объектов, обратившиеся в ранее установленном порядке в межведомственную комиссию по установке и эксплуатации павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования с заявлениями об установке нестационарных торговых объектов, в отношении которых принято положительное решение указанной межведомственной комиссии, однако разрешительная документация не была оформлена, местоположение которых соответствует утвержденной схеме размещения нестационарных торговых объектов, обязаны в срок до 01.10.2012 заключить договоры на размещение нестационарных торговых объектов без проведения торгов на право заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов.
Пунктом 5.1. вышеуказанного Положения указано, что эксплуатация установленных нестационарных торговых объектов разрешается в случае, если такие объекты размещены в соответствии с требованиями, указанными в договоре и архитектурном решении.
В случае эксплуатации нестационарного торгового объекта без утвержденного акта приемочной комиссии, действие договора прекращается, а нестационарный торговый объект подлежит демонтажу (п. 5.6.).
В силу приведенных выше норм права следует, что временное сооружение должно быть включено в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж только в том случае, если на момент утверждения данной схемы на временное сооружение имелась действующая разрешительная документация (ордер на установку, положительное решение межведомственной комиссии), предусмотренная решением Воронежской городской Думы от 26.12.2006 N271-II "Об утверждении Положения о порядке установки и эксплуатации павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования на территории городского округа город Воронеж".
Кроме того, в силу решения Воронежской городской Думы от 25.04.2012 N 790-III, для размещения нестационарного торгового объекта на законных основаниях необходимо участие в торгах и получение соответствующего пакета разрешительных документов: договор на размещение, заключенный с соответствующим органом, акт приемочной комиссии о соответствии размещенного нестационарного торгового объекта требованиям, указанным в договоре на размещение.
Вместе с тем, в силу пункта 7.3 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж нестационарные торговые объекты, размещенные без правоустанавливающих документов (ордера на установку, положительного решения межведомственной комиссии), подлежат обязательному демонтажу в порядке, определенном абзацем 3 пункта 7.2 настоящего Положения.
В соответствии с пунктом 7.2 Положения управа района городского округа город Воронеж направляет по юридическому адресу регистрации субъекта торговли письменное извещение, в котором указывается календарная дата, срок и место демонтажа, место последующего хранения и условия последующего получения конструктивных элементов демонтированного нестационарного торгового объекта субъектом торговли.
При невозможности вручения письменного извещения или установления владельца указанного нестационарного торгового объекта извещение об устранении нарушений размещается соответствующей управой района городского округа непосредственно на указанном нестационарном торговом объекте, о чем делается запись в акте обследования нестационарного торгового объекта.
Кроме того, пунктом 7 Решения Воронежской городской Думы от 25.04.2012 N 790-III определено, что демонтаж нестационарных торговых объектов осуществляется управами районов городского округа город Воронеж.
Обстоятельства настоящего дела свидетельствуют об отсутствии доказательств, подтверждающих наличие действующей разрешительной документации на спорный киоск Общества как на момент утверждения Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж (05.05.2011), так и на момент вступления в силу Решения Воронежской городской Думы от 25.04.2012 N 790-III "Об утверждении Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж" (12.05.2012).
Кроме того, суд области верно учел, что заявителем также не представлено положительное решение межведомственной комиссии о продлении действия ранее выданной разрешительной документации на спорное временное сооружение.
Таким образом, доказательства, подтверждающие законность эксплуатации временного сооружения без действующей разрешительной документации, Общество не представило.
Доказательств обращения с заявлением о включении спорного киоска в соответствующую схему размещения нестационарных торговых объектов, о продлении разрешительной документации на спорный киоск и неполучение на него ответа заявителем в нарушение ст.65 АПК РФ также судам первой и апелляционной инстанций не представлено.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно учел, что торговый киоск, расположенный по адресу: г.Воронеж, ул.Куколкина, д.14, в принудительном порядке не демонтирован на момент рассмотрения дела судом области. Доказательств фактического осуществления действий по демонтажу указанного торгового объекта заявителем суду также не представлено.
При изложенных обстоятельствах, оспариваемые заявителем действия Управы не нарушают права и законные интересы Общества.
При этом судом первой инстанции верно отмечено, что ООО "НИКА" не лишено возможности участвовать в торгах на право заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов в общем порядке, что также свидетельствует об отсутствии нарушения ее прав направлением Управой Ленинского района города Воронежа уведомления от 15.05.2013 N 07/333.
На основании изложенного, в удовлетворении заявленного требования правомерно отказано.
Исследованные апелляционным судом доводы жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в судебном акте. Оснований для их переоценки у апелляционного суда не имеется.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Обществом на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционная инстанции считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая результат рассмотрения апелляционной жалобы, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение жалобы относятся на Общество.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 10.07.2013 по делу N А14-5646/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-5646/2013
Истец: ООО "НИКА"
Ответчик: Управа Ленинского района г. Воронежа, Управа Ленинского р-на г Воронежа
Третье лицо: Администрация ГО г. Воронеж, Администрация ГО город Воронеж