г.Воронеж |
|
22 октября 2010 г. |
Дело N А08-929/2010-19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2010 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 октября 2010 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мокроусовой Л.М.,
судей Шеина А.Е.,
Федорова В.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калюжной А.Н.,
при участии:
от Администрации г.Белгорода - Мосиенко Ю.В., представитель по доверенности N 118 от 08.02.2010 г.;
от ОАО "Стройматериалы" - Павлов Д.В., представитель по доверенности N 01 от 11.01.2010 г.;
от Администрации Белгородского района Белгородской области - представитель не явился, извещен надлежаще;
от Управления Росреестра по Белгородской области - представитель не явился, извещен надлежаще;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Белгорода на решение Арбитражного суда Белгородской области от 17.06.2010 г. по делу N А08-929/2010-19 (судья Топоркова А.В.) по иску Администрации города Белгорода к открытому акционерному обществу "Стройматериалы", при участии в качестве третьих лиц Администрации Белгородского района и Управления Росреестра по Белгородской области, о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г.Белгорода (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Белгородской области с иском к открытому акционерному обществу "Стройматериалы" (далее - ОАО "Стройматериалы", ответчик) о взыскании 16 785 507 руб. 02 коп., в том числе 15 434 949 руб. 00 коп. неосновательного обогащения за период пользования земельным участком и 1 350 558 руб. 02 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
К участию в деле в качестве третьих лиц судом привлечены Администрация Белгородского района и Управление Росреестра по Белгородской области.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 17.06.2010 г. в удовлетворении исковых требований отказано полностью.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой на данное решение, в которой ссылается на его незаконность и необоснованность, в связи с чем просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования.
В судебном заседании апелляционного суда представитель истца поддержал доводы жалобы, просил отменить вынесенное решение как незаконное и необоснованное.
Представитель ОАО "Стройматериалы" с доводами жалобы не согласился, считая вынесенное по делу решение законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, а жалобу - без удовлетворения. По его ходатайству к материалам дела приобщены копия определения Управления Росреестра по Белгородской области об удовлетворении (отклонении) ходатайства от 18.08.2010 г. о продлении срока действия предписания об устранении нарушения земельного законодательства от 21.12.2009 г. N 294/86 до 13.12.2010 г., а также копии писем из Администрации Белгородского района Белгородской области N 2139 от 07.10.2010 г., N 02-145 от 13.10.2010 г. в подтверждение того, что площади земель в административных границах района не изменялись.
Представители администрации Белгородского района Белгородской области, Управления Росреестра по Белгородской области в судебное заседание апелляционного суда не явились. Учитывая наличие в материалах дела доказательств надлежащего извещения указанных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке ст.ст.123, 156, 184, 266 АПК РФ.
Заслушав мнение представителей сторон, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не усматривает правовых оснований для отмены состоявшегося решения.
Как следует из материалов дела, решением исполнительного комитета Белгородского районного Совета народных депутатов N 366 от 27.11.1981 г. Белгородскому комбинату строительных материалов (после приватизации ОАО "Стройматериалы") был предоставлен горный отвод для разработки месторождения мела "Зеленая поляна" на площади 110 га ( л.д. 92).
Постановлением главы администрации Белгородского района Белгородской области от 08.06.1992 г. N 502 Белгородскому комбинату строительных материалов для расширения карьера по добыче мела месторождения "Зеленая поляна" сроком на 8 лет отведен земельный участок площадью 20 га (л.д.59).
Постановлением главы администрации Белгородского района Белгородской области от 26.10.1992 г. N 947 за Белгородским комбинатом строительных материалов сроком на 5 лет закреплено 38,9 га земель, находящихся в границах землепользования АОЗТ "Красный октябрь" и совхоза "Победа", выделенных постановлением Главы администрации Белгородского района от 08.06.1992 г. N 502, распоряжением Совета Министров от 03.07.1987 г. N 800-р и от 16.02.1990 г. N 175-р по добычу мела и песка (л.д.60).
На основании указанного постановления комбинату строительных материалов администрацией Белгородского района Белгородской области 28.10.1992 г. выдано свидетельство (л.д.61).
24.11.1992 г. на основании постановления N 1991 Администрации г.Белгорода Белгородскому комбинату строительных материалов был выделен земельный участок площадью 26 га, что подтверждается свидетельством от 27.11.1992 г. (л.д.62).
Постановлением Главы администрации Белгородского района Белгородской области от 02.02.1993 г. N 60 ОАО "Стройматериалы" разрешено сроком на 1 год занятие 2,0 га оврагов на землях госземзапаса в границах АО "Красный октябрь" (л.д.190).
Постановлением главы администрации Беломестненского сельского Совета народных депутатов Белгородского района Белгородской области от 05.05.1992 г. N 20 ОАО "Стройматериалы" предоставлено земельный участок площадью 1,4 га сроком на 1 год под отвал вскрышных пород и подъезд к нему (л.д.191).
Постановлением главы Белгородского района Белгородской области от 21.08.2000 г. N 779 ответчику для расширения карьерного мела и песка в постоянное пользование отведено 8,0 га земель фонда перераспределения района, в том числе: 4.0 га в районе села "Зеленая поляна" в пределах границ горного отвода в северо-западной части месторождения мела.
Таким образом, в соответствии с горным отводом и проектом разработки карьера мела месторождения "Зеленая поляна" ответчику были выделены земельные участки площадью 20 и 26 га.
Участок площадью 20 га был выделен администрацией Белгородского района Белгородской области, площадью 26 га - администрацией города Белгорода.
На добычу мела и песка месторождения "Зеленая поляна" ответчику были выданы лицензии на право пользования недрами: серия БЕЛ N 02792 срок действия до 01.01.2010 г., серия БЕЛ N 310058 (срок действия до 01.01.2010).
При осуществлении муниципального земельного контроля отделом земельных отношений и муниципального контроля управления муниципальной собственностью администрации г.Белгорода было установлено использование ОАО "Стройматериалы" без правоустанавливающих документов земельного участка, площадью 176 514 кв.м, расположенного в 6,5 км к северо-востоку от ж/д станции "Белгород" (месторождение мела "Зеленая поляна") для разработки песка и мела, о чем составлен Акт проверки соблюдения земельного законодательства N 272 от 08.12.2009 г., что явилось основанием для обращения в Арбитражный суд Белгородской области с настоящим иском.
Согласно статье 4 Закона Белгородской области от 20.12.2004 г. N 159 "Об установлении границ муниципальных образований и наделение их статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района" спорный участок находится в границах Беломестненского сельского поселения Белгородского района.
Законом Белгородской области от 10.07.2007 г. N 131 "О внесении изменений в Закон Белгородской области "Об установлении границ муниципальных образований и наделении их статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района" муниципальное образование "Город Белгород" наделен статусом городского округа, статьей 2.1 Закона изменены границы города Белгорода.
Представитель истца в суде апелляционной инстанции пояснил, что спорный участок отнесен к территории города, но при этом изменения в статью 4 Закона N 159 от 20.12.2004 г. не внесены, участок не поставлен на кадастровый учет, аботы по уточнению границ в этой части ведутся.
Согласно статье 9 ФЗ РФ от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости, в том числе, вносятся следующие сведения о границах муниципальных образований, границах населенных пунктов: описание местоположения границ муниципальных образований; реквизиты правовых актов об установлении или изменении границ муниципальных образований; описание местоположения границ населенных пунктов; реквизиты правовых актов об установлении или изменении границ населенных пунктов.
Орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, которым устанавливается или граница муниципального образования, граница населенного пункта, либо устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 9 или 10 настоящего Федерального закона сведения (статья 15 Закона).
Пунктом 11 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 г. N 618, предусмотрена обязанность органа местного самоуправления представления в орган кадастрового учета следующих документов: выписки из утвержденного генерального плана (для населенных пунктов, находящихся на межселенной территории, - выписка из схемы территориального планирования муниципального района), содержащая текстовое и графическое описания местоположения границы населенного пункта и перечень координат характерных точек границы населенного пункта либо устанавливаемых или изменяемых участков границы населенного пункта в установленной системе координат (за исключением случаев упразднения населенных пунктов);
выписки из раздела правил землепользования и застройки, определяющего границы и содержание территориальных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат, а также перечень видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны либо реквизиты правового акта, которым такой перечень утвержден.
На основании вышеуказанных нормативных актов арбитражный суд пришел к обоснованному выводу, что в материалах дела отсутствуют достаточные доказательства относительно факта изменения границ муниципальных образований в части спорного земельного участка.
В силу статьи 84 Земельного Кодекса РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является: утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
Вместе с тем, надлежащих доказательств изменения границ города Белгорода в установленном порядке в материалах дела не имеется и истцом не представлено.
Копия титульного листа проекта по установлению (восстановлению) и закреплению на местности границы города Белгорода, схема обеспеченности картографическим, карточки геодезических пунктов, каталог вычисления координат межевых знаков границы г.Белгорода, схема расположения знаков закрепления границы г.Белгорода, представленные истцом в обоснование своих требований, правомерно не признаны судом в качестве доказательства изменения границ на основании статьи 68 АПК РФ.
Пунктом 6 статьи 14 Градостроительного Кодекса РФ предусмотрено, что границы муниципальных образований - городских округов, муниципальных районов, поселений, утвержденных в установленном порядке законом субъекта Российской Федерации должны отображаться на картах (схемах), содержащихся в схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 4.1 ФЗ РФ "О введении в действие Градостроительного Кодекса Российской Федерации" N 191-ФЗ от 29.12.2004 г до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2012 года включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей.
При наличии генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов изменение границ населенных пунктов до 1 января 2012 года может осуществляться путем внесения изменений в указанные генеральные планы, схемы территориального планирования в соответствии с Градостроительным Кодексом Российской Федерации либо путем включения земельных участков в границы населенных пунктов или исключения земельных участков из границ населенных пунктов исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном статьей 4.1 ФЗ N 191-ФЗ от 29.12.2004 г.
Заключение о результатах публичных слушаний по вопросу о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (пункт 10 статьи 4.1 ФЗ РФ N 191-ФЗ от 29.12.2004 г.).
В течение пяти рабочих дней исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации направляет такие документы для согласования в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в случае, если предполагается включение земельных участков в границу населенного пункта либо исключение земельных участков из границы населенного пункта и установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков (пункт 14 статьи 4.1 ФЗ РФ N 191-ФЗ от 29.12.2004 г.).
Спорному земельному участку не присвоен кадастровый номер, следовательно, он не сформирован как объект недвижимого имущества, поэтому не может быть объектом гражданского оборота.
Изменение границ муниципальных образований фактически означает изъятие земельного участка из состава земель муниципального образования, в данном случае муниципального образования "Белгородский район" и включение его в состав земель муниципального образования "Город Белгород", что должно подтверждаться документально, в том числе и в отношении соблюдения процедуры.
Из постановлений главы администрации Белгородского района Белгородской области от 14.01.2009 г. N 11, от 17.01.2008 г. N 12, от 25.01.2007 г. N 43, от 30.12.2005 г. N 1068 следует вывод, что спорный земельный участок из состава земель муниципального района "Белгородский район" не выбывал. Указанное истцом не опровергнуто, доказательств обратного в нарушение статьи 65 АПК РФ, не представлено.
Более того, из лицензии на право пользования недрами серия БЕЛ N 31058 от 29.12.2009 г. (л.д.74) следует, что лицензия выдана на право разработки открытым способом месторождения мела и песка "Зеленая поляна". Месторождение расположено в Белгородском районе в 6,5 км к северо-востоку от ж.д.станции Белгород на правом борту долины р.Северский Донец.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно указал, что администрация города Белгорода не доказала, что она является надлежащим истцом.
Судебная коллегия находит вышеизложенные выводы арбитражного суда области правомерными и не усматривает оснований для переоценки имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 ФЗ РФ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Таким образом, описание границ земельного участка в установленном порядке и его постановка на кадастровый учет подтверждают существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими определить земельный участок в качестве индивидуально определенной вещи, что позволяет земельному участку быть объектом сделок и участвовать в гражданском обороте.
При отсутствии доказательств проведения кадастрового учета невозможно определить точное месторасположение спорных земельных участков, в отношении которых истцом заявлены соответствующие требования.
Как установлено судом, в настоящем деле имеется спор муниципальных образований о границах, не подлежащий разрешению в данном деле и в арбитражном суде.
Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2010 г. с целью определения местонахождения спорного земельного участка, ориентировочной площадью 176514 кв.м. в месторождении мела "Зеленая поляна" в г.Белгороде, судом запрошены в Управлении Росреестра по Белгородской области сведения о соотношении места нахождения кадастровых кварталов 31:16:02 01 018; 31:16:02 01 019; 31:16:02 01 020 с границами муниципальных образований Белгородского района и города Белгорода.
Из представленных суду сведений следует, что данные кварталы относятся к землям муниципального образования "Город Белгород". Однако из кадастровых выписок и кадастрового плана территории усматривается, что земельный участок с разрешенным видом использования - для разработки месторождения полезных ископаемых в указанных кварталах не значится.
Судебная коллегия также принимает во внимание, что ответчик в декларациях и расчетах по авансовым платежам по земельному налогу отчитывается за земельный участок без указания кадастрового номера, код ОКАТО нахождения участка - 14210804000 (в границах Беломестненского сельского поселения), что следует из имеющегося в материалах дела ответа МИФНС России N 2 по Белгородской области от 12.05.2010 г. (л.д.150). Также ответчиком в материалы дела ответчиком представлены платежные поручения на уплату земельного налога на земельный участок с ОКАТО 14210804000.
Согласно определению об удовлетворении (отклонении) ходатайства от 18.08.2010 г. Управления Росреестра по Белгородской области, ОАО "Стройматериалы" продлен срок действия предписания об устранении нарушения земельного законодательства от 21.12.2009 г. N 294/86 до 13.12.2010 г.
Иных убедительных доводов, способных привести к отмене вынесенного решения, апелляционная жалоба не содержит, а потому удовлетворению не подлежит.
Рассматривая спор, суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 17.06.2010 г. по делу N А08-929/2010-19 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации города Белгорода - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в установленный законом срок.
Председательствующий судья |
Л.М. Мокроусова |
Судьи |
А.Е. Шеин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-929/2010
Истец: Администрация г. Белгорода, АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА БЕЛГОРОДА
Ответчик: ОАО "Стройматериалы"
Третье лицо: Администрация Белгородского района, Администрация Белгородского района Белгородской области, Территориальный отдел по г. Белгороду и Белгородскому району Управления Роснедвижимости по Белгородской области, Управление Росреестра по Белгородской обл, Управление Росреестра по Белгородской области