Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 15 февраля 2008 г. N КА-А40/14430-07
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2008 г.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 25.07.07 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.10.07 г., частично удовлетворено заявление ОАО "ТНК - Нягань". Признано недействительным как не соответствующее требованиям налогового кодекса Российской Федерации в части отказа Обществу в возмещении НДС в сумме 14 683 664 руб. решение Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 19 января 2007 года N 52/79.
Применив ст.ст. 164, 166, 169, 171, 172, 173, 176 НК РФ, суды указали, что заявитель правомерно принял к вычету в налоговой декларации по НДС по ставке 0 процентов за сентябрь 2006 года, суммы, уплаченные за товары, принятые к учету в предыдущем налоговом периоде, в связи с чем решение Инспекции об отказе в возмещении НДС в названной выше сумме незаконно.
В кассационной жалобе Инспекция ставит вопрос об отмене судебных актов, считая их принятыми с нарушением норм материального права. По мнению Инспекции, в отдельной налоговой декларации по ставке 0 процентов налогоплательщик вправе заявить только те вычеты, которые имеют прямое отношение к экспортной реализации, указанной в этой декларации, поэтому у налогоплательщика нет оснований включать в декларацию вычеты по операциям, не связанным с такой реализацией.
Выслушав представителя Инспекции, поддержавшего доводы жалобы, представителя Общества, возражавшего против ее удовлетворения, проверив материалы дела в порядке ст. 286 АПК РФ, кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения и постановления судов.
В силу пункта 6 статьи 166 НК РФ сумма налога по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых в соответствии с пунктом 1 статьи 164 НК РФ по налоговой ставке ноль процентов, исчисляется отдельно по каждой такой операции.
В пункте 3 статьи 172 НК РФ определено, что вычеты сумм налога, предусмотренные статьей 171 НК в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, производятся на основании отдельной налоговой декларации только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных в статье 165 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 173 НК РФ установлено, что сумма налога, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, общая предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса, сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с настоящей главой.
Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2006 г.) суммы, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), названных в подпунктах 1-6 и 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6, и документов, приведенных в статье 165 НК РФ.
В течение трех месяцев налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки ноль процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
Документы, подтверждающие экспорт товаров, Обществом были представлены инспекции с соответствующими налоговыми декларациями по налоговой ставке 0%, применение этой ставки налоговым органом подтверждено.
В данном случае общество предъявило к возмещению суммы НДС по тем же экспортным декларациям и тем же периодам, но в части, относящейся к вычетам, документальное подтверждение которых (оригиналы счетов-фактур) получено в спорном налоговом периоде и дополнительно представлено в инспекцию.
Пункт 2 статьи 173 НК РФ определяет возможность возмещения налогоплательщику сумм НДС в случае превышения сумма налоговых вычетов в отношении реализации товаров в таможенном режиме экспорта над суммами этого налога, исчисленными с учетом статьи 166 НК РФ, в течение трех лет после окончания соответствующего налогового периода по правилам, установленным статьей 176 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 НК РФ.
Судом установлено, что в предыдущие налоговые периоды спорные суммы к вычету не предъявлялись и не учитывались при определении налоговой базы; необходимые для подтверждения права на вычет счета-фактуры были получены заявителем в сентябре 2006 года; условия для применения вычетов в данном налоговом периоде Обществом соблюдены, то есть спорная сумма в декларации за сентябрь 2006 года заявлена обоснованно; трехлетний срок, предусмотренный пунктом 3 статьи 172 НК РФ, не пропущен.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что применение ОАО "ТНК - Нягань" налоговых вычетов по принятым в предыдущие налоговые периоды на учет товарам (работам, услугам) не привело к каким-либо потерям бюджета.
Позиция суда соответствует изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.11.06 г. N 9196/06.
Нормы материального права при разрешении спора применены правильно, требования процессуального закона соблюдены.
Доводы налогового органа о том, что заявитель не вправе включать спорные вычеты в декларацию за сентябрь, так как счета-фактуры были выставлены в феврале-июле 2006 года, а дата постановки на учет указанных работ, услуг - февраль-июль 2006 года, не принимаются в качестве повода для отмены судебных актов по вышеизложенным основаниям.
Претензии к содержанию и оформлению счетов-фактур, относимости указанных в них товаров (работ, услуг) к экспорту, в оспариваемом решении Инспекции не изложены, в отзыве, апелляционной и кассационной жалобах не заявлены.
Ссылка Инспекции на судебные акты по делу А40-4683/07-117-35 не принимается в качестве повода к отмене судебных актов, так как по указанному делу основанием к отказе в удовлетворении требований общества стали вывода суда о том, что заявленные вычеты не относятся к экспорту.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов не имеется.
Судебные акты в части отказа заявителю в удовлетворении его требований не обжалованы, и предусмотренные ст. 287 АПК РФ безусловные основания для их отмены отсутствуют.
Принимая во внимание, что Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующие публично-правовые образования выступали в качестве ответчика, с Инспекции подлежит взысканию в федеральный бюджет государственная пошлина в сумме 1000 рублей за подачу и рассмотрение ее кассационной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 25 июля 2007 года по делу N А40-19544/07-129-118 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 октября 2007 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 - без удовлетворения.
Взыскать с МИ ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 1 в доходы федерального бюджета госпошлину 1000 руб. по кассационной жалобе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 15 февраля 2008 г. N КА-А40/14430-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании