г. Санкт-Петербург |
|
29 октября 2013 г. |
Дело N А56-29579/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 октября 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Лопато И.Б., Савицкой И.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: Лебедевой А.А. по доверенности от 19.06.2013 N 37.
от ответчика: не явился, извещен.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18585/2013) Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.07.2013 по делу N А56-29579/2012 (судья Александрова Е.Н.), принятое
по заявлению БГТУ "ВОЕНМЕХ" имени Д.Ф. Устинова
к Выборгскому межрайонному отделу Департамента государственного лесного контроля и надзора Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области
о признании незаконным и отмене постановления и представления
установил:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Балтийский государственный университет "ВОЕНМЕХ" им. Д.Ф.Устинова" (190005 г. Санкт-Петербург, 1-я Красноармейская ул., д. 1, ОГРН 1027810328721, далее - Университет, БГТУ "ВОЕНМЕХ") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 04.05.2012 N 4025-12/Д, вынесенного начальником Выборгского межрайонного отдела Департамента государственного лесного контроля и надзора Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области (197342 г. Санкт-Петербург, ул. Торжковская, д. 4, далее - Комитет, административный орган), и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 04.05.2012 N 4025-12/Д.
Решением суда от 08 июля 2013 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, Комитет заявил апелляционную жалобу, в которой ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Представитель БГТУ "ВОЕНМЕХ" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке в отсутствие Комитета и Выборгского межрайонного отдела, надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения дела.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 30 января 2012 года Комитетом государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области издано распоряжение N 1-15-4002-12/ВД о проведении внеплановой документарной проверки БГТУ "ВОЕНМЕХ" с целью проверки информации, изложенной в обращении жителей поселка Варшко-Институтский, о незаконном занятии Университетом (спортивная база) земель лесного фонда.
В ходе проверки Комитетом установлено, что в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права 78-АД N 590393 БГТУ "ВОЕНМЕХ" использует лесной участок, расположенный в Приозерском лесничестве в квартале 11 Кировского участкового лесничества общей площадью 139 900 кв.м с целью осуществления рекреационной деятельности на праве постоянного (бессрочного) пользования, в отсутствие специальных разрешений - проекта освоения лесов и лесной декларации.
Указанные обстоятельства отражены в акте проверки от 20.03.2012 N 1-15-4002/ВД.
20.04.2012 ведущим специалистом Выборгского межрайонного отдела департамента государственного лесного контроля и надзора составлен протокол об административном правонарушении N 4025-12/Д, согласно которому Университет в нарушение статей 26,88 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), п.2 Порядка заполнения и подачи Лесной декларации, утвержденного приказом Минсельхоза РФ от 08.12.2008 N 529 "О Лесной декларации", осуществляет использование лесного участка кадастровый номер 47:3:07-05-001:0032 площадью 139 900 кв.м, предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование под базу отдыха, расположенного на землях лесного фонда Приозерского лесничества в лесном квартале 11 Кривковского участкового лесничества, без специального разрешения (лесной декларации и проекта освоения лесов).
Действия Университета квалифицированы по статье 7.9 КоАП РФ.
04.05.2012 старшим государственным лесным инспектором в лесничествах и лесопарках Ленинградской области вынесено постановление N 4025-12/Д о назначении административного наказания. Университет привлечен к административной ответственности по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Кроме того, 04.05.2012 в адрес БГТУ "ВОЕНМЕХ" внесено представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, текст которого повторяет текст постановления о назначении административного наказания, и в котором Университету предложено принять меры по устранению выявленных нарушений.
Не согласившись с постановлением и представлением, БГТУ "ВОЕНМЕХ" обратилось в арбитражный суд.
Изучив материалы дела, заслушав доводы представителя Университета, апелляционная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда, учитывая следующее.
В соответствии со статьей 7.9 КоАП РФ административным правонарушением признается самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.
Согласно статье 26 ЛК РФ (в действующей на момент проверки редакции) лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.
Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 2 Порядка заполнения и подачи Лесной декларации, утвержденному приказом Минсельхоза РФ от 08.12.2008 N 529 "О Лесной декларации" (с 22.04.2012 действует приказ Россельхоза РФ от 17.01.2012 N 18 "О лесной декларации") установлено, что лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды, в орган государственной власти или орган местного самоуправления, предоставивший лесной участок, не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока пользования.
Кроме того, статьей 88 ЛК РФ установлена обязанность лиц, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составлять проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 26 действующего в рассматриваемый период Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом Минсельхоза РФ от 08.02.2010 N 32, проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, данных лесоустройства и иных специальных обследований, документов территориального планирования.
БГТУ "ВОЕНМЕХ" не оспаривает, что им не разрабатывался проект освоения переданного в постоянное бессрочное пользование лесного участка, а также не представлялась в установленном порядке лесная декларация.
Между тем, использование на законном основании для рекреационных целей участка лесного фонда без проекта освоения лесов и без представления лесной декларации не образует события административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 КоАП РФ, а влечет иные последствия, предусмотренные пунктом 2 статьи 24 ЛК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 24 ЛК РФ невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком.
В апелляционной жалобе Комитета указывается, что в данном случае состав административного правонарушения выражается в использовании территории лесного фонда, предоставленной на праве постоянного бессрочного пользования, без специальных разрешений (проекта освоения лесов и лесной декларации). То есть, по мнению Комитета, проект освоения лесов и лесная декларация являются дополнительными разрешениями, без наличия которых использование лесного участка является самовольным и образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 КоАП РФ.
Между тем, проект освоения лесов не является каким-либо специальным разрешением, а, как следует из пункта 28 Приказа Россельхоза от 29.02.2012 N 69, разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование.
Отсутствие события административного правонарушения, в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, является обстоятельством, влекущим прекращение производства по делу.
Вывод суда первой инстанции о несоблюдении Комитетом ограничений, предусмотренных в пункте 3 статьи 15 Закона N 294-ФЗ, при проведении внеплановой документарной проверки апелляционная инстанция считает обоснованными.
Суд первой инстанции правомерно исходил из того, что вступившими в законную силу судебными актами по делу N А56-21761/2012, в котором участвовали те же лица, установлено, что предметом внеплановой документарной проверки являлась проверка информации, изложенной в обращении жителей поселка Варшко-Институтский, о незаконном занятии Университетом (спортивная база) земель лесного фонда; целью проверки являлось выяснение оснований использования Университетом участка лесного фонда, не входящего в границы земельного участка кадастровый номер 47:03:07-05-001:0032 площадью 139 900кв.м, предоставленного заявителю на законном основании - на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Следовательно, вопросы соблюдения Университетом требований Лесного кодекса Российской Федерации в отношении законно используемого участка площадью 139 900 кв.м в рамках внеплановой документарной проверки выяснению не подлежали.
При этом суд обосновано сослался на пункт 3 статьи 15 Закона N 294-ФЗ, согласно которому при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе
требовать представления документов, информации, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки.
В соответствии с частью 1 статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Поскольку в действиях Университета отсутствует событие инкриминируемого административного правонарушения, у административного органа не имелось правовых оснований для внесения представления в порядке статьи 29.13 КоАП РФ.
Апелляционная инстанция обращает внимание, что фактически представление не содержит анализа причин совершения административного правонарушения и условий, способствующих его совершению, а по своей сути является предписанием органа, осуществляющего государственный контроль (надзор), об устранении нарушений законодательства.
Суд первой инстанции дал полную и правильную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08 июля 2013 года по делу N А56-29579/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-29579/2012
Истец: БГТУ "ВОЕНМЕХ" имени Д. Ф. Устинова
Ответчик: Выборгский межрайонный отдел департамента государственноно лесного контроля и надзора
Третье лицо: Комитет государтсвенного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области