город Ростов-на-Дону |
|
30 октября 2013 г. |
дело N А32-8751/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.
судей М.В. Соловьевой, Г.А. Сурмаляна
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шапкиным П.В.
при участии:
от заявителя: представитель не явился (уведомление факсом);
от заинтересованного лица: представитель не явился (уведомление от 23.09.13 N 48194);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Карасунском внутригородском округе города Краснодара на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.08.2013 по делу N А32-8751/2013 по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Карасунском внутригородском округе города Краснодара к заинтересованному лицу обществу с ограниченной ответственностью "Арбалет" о взыскании 546 руб. 48 коп. принятое в составе судьи Федькина Л.О.
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Карасунском внутригородском округе города Краснодара (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Арбалет" (далее - общество) о взыскании 546 руб. 48 коп. штрафных санкций.
Решением суда от 01.08.13 управлению в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что предоставлении сведений персонифицированного учета, содержащих недочеты, технические ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения, орган Пенсионного фонда может с соблюдением указанной процедуры принять решение о корректировке этих сведений.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что страхователь пропустил двухнедельный срок для исправления сведений индивидуального (персонифицированного) учёта и представил откорректированные сведения за переделами допустимого срока.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Управление и общество, надлежащим образом уведомленные о месте, дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы своих представителей в судебное заседание не направили.
Учитывая изложенное, на основании ч.ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано в качестве юридического лица, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 25.04.2012 N 2 и состоит на учете в Пенсионном фонде РФ в качестве страхователя.
Сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета за 1 квартал 2012, предоставлены обществом в установленный срок - 15.05.12.
Согласно протоколу проверки обнаружены недостоверные сведения в части распределения уплаченных сумм страховых взносов между застрахованными лицами, в частности, выявлена переплата по сотруднику Дибирову С.А.
18.07.12 общество представило исправленные индивидуальные сведения о трудовом стаже и начисленных страховых взносах и описи сведений за 1 квартал 2012, что подтверждается протоколом приема сведений индивидуального (персонифицированного) учета от 18.07.2012 N 676/1654403.
19.07.12 по факту предоставления обществом недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 1 квартал 2012 года, ПФР составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об обязательном пенсионном страховании N 281.
Рассмотрение акта назначено на 17.08.2012; копия акта направлена по почте заказным письмом обществу.
Факт получения указанного акта обществом не оспаривается; акт от 19.07.12 N 281 был получен обществом; на данный акт были представлены возражения; данный акт получен обществом 26.07.12.
17.08.12 по результатам рассмотрения акта управлением вынесено решение N 281, которым общество привлечено к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", назначен штраф в размере 546 руб. 48 коп., копия решения направлена обществу по почте заказным письмом.
Неуплата заинтересованным лицом штрафных санкций в добровольном порядке послужила основанием для обращения управления в арбитражный суд с требованием о взыскании штрафных санкций в судебном порядке.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что штрафные санкции не подлежат взысканию ввиду следующего.
Статьей 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" установлено, что к физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, - застрахованным лицам относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные категории граждан, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В соответствии с частью 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи обязаны представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая заключившие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) сведения, предусмотренные данным федеральным законом:
за период 2002-2009 гг. - один раз в год не позднее 1 марта года, следующего за отчетным;
за первый отчетный период 2010 года (полугодие) - до 1 августа 2010;
за второй отчетный период 2010 года (календарный год) - до 1 февраля 2011;
с 2011 года - ежеквартально до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляют о каждом работающем у него застрахованном лице.
Перечень сведений, подлежащих представлению, установлен частью 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и включает в себя:
страховой номер индивидуального лицевого счета;
фамилию, имя и отчество;
дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования;
сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования;
другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии;
суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы;
периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.
Вместе со сведениями, предусмотренными настоящим пунктом, страхователь представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
Статьей 19 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" предусмотрено, что уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти утверждается Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах.
За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, к страхователям на основании статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с п. 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах (утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 декабря 2009 г. N 987н) в случае обнаружения ошибок в представленных формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов.
Пункт 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах (утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.12.2009 N 987н) устанавливает, что при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
Согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ", обязательным условием для применения штрафной санкции, предусмотренной данной нормой, является наличие события правонарушения, а именно факт непредставления в установленные сроки в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, тогда как формальный подход к наложению штрафа при наличии ошибок в формах отчетности, представляемых страхователями, недопустим. При этом любая санкция должна применяться с учетом принципов виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Общество указывает на ошибки в заявлении управления, а именно: первично отчет за 1 квартал 2012, содержащий сведения индивидуального (персонифицированного) учета и расчет по форме РВС-1 сдан по электронным каналам связи 12.05.12; отчёт был принят, что подтверждается квитанцией. Согласно протоколу проверки отчёт содержал ошибки: у 4 застрахованных лиц (Бурдуков А.А., Доронин С.А., Мурашов Д.Л., Разговорова А.Т.) сумма уплаченных страховых взносов на указанную часть трудовой пенсии за данный отчетный период с учетом задолженности на начало отчетного периода. Общество устранило ошибки, выявленные при сдаче отчетности, и 15.05.2012 отчёт был сдан повторно и принят Управлением, что подтверждается электронной квитанцией.
Согласно протоколу проверки отчет также содержал ошибку, но по другому сотруднику - Дибирову С.А., сумма уплаченных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии превышает сумму начисленных страховых взносов на 26 руб. 60 коп.
Как верно установлено судом первой инстанции, общество, оплатив начисленные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии за 1 квартал 2012, а также задолженность по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии за 2011, отразило данную оплату в полном объеме в отчетности за 1 квартал 2012. Другие сведения, а также суммы начисленных и уплаченных страховых взносов за 1 квартал 2012 указаны обществом верно.
С учетом изложенного, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что вывод управления о недостоверности индивидуальных (персонифицированных) сведений, представленных обществом, основан только на установленной в ходе проверки переплате по сотруднику Дибирову С.А. Названный вывод следует и из содержания решения от 17.08.12, согласно которому индивидуальные сведения за 1 квартал 2012 были представлены 15.05.12 с ошибкой в части уплаты страховых взносов по сотруднику Дибирову С.А.; исправленный отчет представлен 18.07.12, т.е. позже установленного законодательством срока.
В свою очередь, доказательств того, что обществом представлены иные недостоверные сведения, за исключением переплаты по сотруднику Дибирову С.А., а также доказательств того, что указанная переплата отразилось каким-либо образом на достоверности исчисленных страховых взносов, неточности в сведениях о стаже или повлекло за собой занижение базы для начисления страховых взносов и исчисленных с нее страховых взносов, управлением в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, сам по себе факт несоответствия суммы страховых взносов, указанной в описи сведений, передаваемых страхователем (форма АДВ-6-2), сумме, отраженной в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (форма РСВ-1), а также превышение уплаты страховых взносов над начислениями по застрахованным лицам не может свидетельствовать о представлении обществом недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В рассматриваемом случае, управление не представило сведений, отражающих, из каких именно форм отчетности было установлено представление обществом недостоверных, согласно его позиции, сведений.
Надлежащие и бесспорные доказательства виновности страхователя в совершении вменённого правонарушения страховщиком не представлены судам первой и апелляционной инстанциям.
Представленные обществом сведения суд первой инстанции правильно признал достоверными; отраженная переплата по страховым взносам не могла быть квалифицирована в качестве недостоверных сведений, поскольку отражала реальное состояние расчетов общества.
Суд первой инстанции также правильно исходил и из того, что верность отражения обществом указанных сумм страховых взносов (начисленных и уплаченных) в отношении указанного работника заявителем не оспаривается и документально не опровергнута; иных выводов документальные доказательства, имеющиеся в материалах дела, сделать не позволяют.
Таким образом, при предоставлении сведений персонифицированного учета, содержащих недочеты, технические ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения, орган Пенсионного фонда может с соблюдением указанной процедуры принять решение о корректировке этих сведений.
Абзац 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" не предусматривает ответственности за указанные нарушения или за нарушение двухнедельного срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах, поскольку возможность скорректировать представленные сведения, содержащие достоверные сведения, но с ошибками, не приводящими к неправильному исчислению и уплате сумм страховых взносов, является правом, а не обязанностью страхователя.
В силу статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Судом, с учётом положений статьи 215 АПК РФ, представленных в материалы дела документальных доказательств, правильно установлено, что материалами дела не подтверждается наличие оснований для взыскания с общества названной суммы штрафных санкций.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы управления и отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.08.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-8751/2013
Истец: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Карасунском внутригородском округе города Краснодара
Ответчик: ООО "Арбалет"
Третье лицо: ООО "Арбалет"