г. Санкт-Петербург |
|
30 октября 2013 г. |
Дело N А56-13288/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 октября 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Черемошкиной В.В.,
судей Несмияна С.И., Слобожаниной В.Б.,
при ведении протокола судебного заседания: Бернат К.А.,
при участии:
от истца: Цыганов Ю.Г., доверенность от 10.01.2013,
от ответчика: Петренко М.В., 09.01.2013, Миняева Т.М., доверенность от 27.12.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15525/2013, 13АП-17336/2013) 6 Центра заказчика-застройщика внутренних войск МВД России по Северо-Западному региону (войсковая часть 6899) на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.06.2013, дополнительное решение от 03.07.2013 по делу N А56-13288/2013 (судья Даценко А.С.), принятое
по иску 6 Центра заказчика-застройщика внутренних войск МВД России по Северо-Западному региону (войсковая часть 6899)
к обществу с ограниченной ответственностью "Ломоносовский районный топливно-энергетический комплекс"
о признании сделки недействительной, взыскании неосновательного обогащения
установил:
6 Центр заказчика-застройщика внутренних войск МВД России по Северо-Западному региону (войсковая часть 6899) (далее - истец, Учреждение) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к ООО "ЛР ТЭК" (далее - ответчик) о признании раздела "Стоимость и порядок расчетов" договора от 03.11.2011 N 80П/2011 в части установления стоимости проведения мероприятий по подготовке системы коммунальной инфраструктуры к подключению и присоединения объекта Заказчика в сумме 36 333 191 рубля 93 копеек недействительным.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.06.2013 по требованию о признании части сделки недействительной в иске отказано, дополнительным решением от 03.07.2013 производство по делу в части требований о взыскании неосновательного обогащения в размере 10 437 287 рублей 39 копеек прекращено.
Полагая незаконными решение от 07.06.2013 и дополнительное решение от 03.07.2013, Учреждение подало апелляционные жалобы, в которых просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
Учреждение полагает необоснованным ссылки суда первой на преюдициальное значение для дела фактов, установленных судом по делу N А56-58640/2012. Заявитель обращает внимание на выполнение работ по подготовке системы коммунальной инфраструктуры к подключению объекта силами ООО "ПрофСтройПроект" в рамках договора от 12.02.2011 N 14/6, указывает на отсутствие ООО "ЛР ТЭК" проведения мероприятий по увеличению мощности, что в совокупности с пунктом 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьями 4,12 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ, подпунктом 3 пункта 4 Правил N 360, пунктом 11 Правил N 83 свидетельствует о неправомерном начислении со стороны ООО "ЛР ТЭК" платы за подключение к сетям.
Законность и обоснованность решения от 07.06.2013 и дополнительного решения от 03.07.2013 проверена в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что между сторонами заключен договор от 03.11.2011 N 80П/2011 (далее - договор), в соответствии с которым ответчик обязался провести мероприятия по подготовке системы коммунальной инфраструктуры к подключению и присоединению объектов истца к сетям водоснабжения и водоотведения.
Цена договора согласована сторонами в размере 36 333 191 рубля 93 копеек. Платежным поручением N 1789061 от 24.11.2011 истец перечислил ответчику 30 % аванса по договору в размере 10 437 287 рублей 39 копеек.
Истец получил от Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области письмо от 28.12.2012, в котором Комитет известил войсковую часть о том, что расчет платы за подключение объекта капитального строительства, произведенный ответчиком с использованием тарифов, утвержденных распоряжением Главы администрации МО "Ломоносовского муниципального района N 220-р от 02.06.2008, является нелегитимным по причине установления тарифов на подключения в разрез действующего федерального законодательства.
При разрешении спора, суд первой инстанции руководствовался вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.02.2013 по делу N А56-58640/2012, которым установлен факт достижения результата по спорному договору подписанием акта о присоединении к сетям водоснабжения (водоотведения) от 25.04.2012.
Между тем, судом первой инстанции не приняты во внимание следующие обстоятельства.
В силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Иными словами, обращаясь в суд с иском о признании договора недействительным, истец должен в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представить доказательства, на основании которых заключенный между сторонами договор следует признать недействительным.
В рассматриваемом случае необходимо доказать, подлежит ли в сложившейся ситуации взиманию плата за подключение объекта истца к тепловым сетям ответчика.
Так, согласно пунктам 7, 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку и сроки подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, а также информация о плате за их подключение предоставляются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения. Порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 15 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83, подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется на основании договора. Порядок заключения и исполнения указанного договора, существенные условия такого договора, права и обязанности сторон определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 4, 5 Правил N 360 для подготовки системы коммунальной инфраструктуры к подключению объекта капитального строительства исполнитель на эксплуатируемых им сетях инженерно-технического обеспечения осуществляет мероприятия по увеличению их мощности и (или) пропускной способности, включая создание новых объектов, а в случае необходимости обеспечивает осуществление таких мероприятий иными организациями коммунального комплекса, эксплуатирующими технологически связанные сети соответствующего вида. Договор о подключении является публичным договором и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных настоящими Правилами.
В пункте 11 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2006 N 83 (далее - Правила N 83), установлено, если у организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства, отсутствуют утвержденные инвестиционные программы, подключение осуществляется без взимания платы за подключение, а вместо информации о плате за подключение выдаются технические условия в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил.
Плата за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения определяется на основании тарифов, установленных органом местного самоуправления для подключения объекта капитального строительства к системам коммунальной инфраструктуры соответствующей ресурсоснабжающей (сетевой) организации (пункт 17 Правил N 83).
Порядок определения размера платы за подключение и основания ее взимания установлены в пункте 14 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 360 (далее - Правила N 360).
При отсутствии утвержденной инвестиционной программы исполнителя или отсутствии в утвержденной инвестиционной программе исполнителя мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, размер платы за подключение, указываемый в договоре о подключении, определяется соглашением сторон исходя из расходов по созданию (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения для подключения такого объекта на границе земельного участка (подпункт 2 пункта 14 Правил N 360).
Если для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не требуется проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети, плата за подключение не взимается (подпункт 3 пункта 14 Правил N 360).
Материалами дела подтверждено, что технические условия от 05.08.2011 N 369/11 предусматривают необходимость проведения реконструкции тепловой сети; выполнение комплекса работ по реконструкции инженерных сетей водоснабжения, хозяйственно-бытовой и ливневой канализации на территории военного городка по адресу: Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, поселок Лебяжье, в/ч 3526 поручено истцом ООО "ПрофСтройПроект" по договору подряда от 12.04.2011 N 14/6-Л.
Проведение мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности не требовалась, доказательств проведения таких работ ООО "ЛР ТЭК" не представило. Согласно пункту 1.1 действующего государственного контракта от 01.12.2008 N 1/09-9 на поставку коммунальных ресурсов, заключенного между ООО "ЛР ТЭК" и в/ч 3526, суточный объем воды составляет 1 373, 43 куб.м/сутки, что превышает согласованный объем воды в рамках договора N 80П/2011.
Согласно пояснениям ответчика, изложенным в отзыве на исковое заявление, а так же на апелляционные жалобы (л.д. 49-51, 146-147), в рассматриваемом случае утвержденная инвестиционная программа отсутствует, в связи с чем спорный размер договора определяет не размер платы за подключение, а размер платы за выполняемые ответчиком работы по присоединению внутриплощадных и внутридомовых сетей объекта истца в точке подключения к сетям инженерно-технического обеспечения.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что спорный раздел договора устанавливает не стоимость работ по подключению, а именно стоимость платы за подключение (л.д. 16). Из указанного расчета следует, что сумма 36 333 191 рубль 93 копейки рассчитана в соответствии с пунктами 2, 3 Закона 210-ФЗ и, следовательно, является платой за подключение.
Поскольку в силу положений подпункта 2 пункта 14 Правил N 360 при отсутствии утвержденной инвестиционной программы исполнителя плата за подключение не взимается, спорный раздел договора противоречит действующему законодательству, а внесенная истцом сумма аванса в размере 10 437 87 рублей 39 копеек признана судом апелляционной инстанции неосновательным обогащением ответчика.
В отсутствие сведений о затратах ответчика, понесенных при присоединении объекта истца к сетям, требования иска подлежат удовлетворению, решение суда от 07.06.2013 и дополнительное решение от 03.07.2013 - отмене.
Руководствуясь статьями 110, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.06.2013, дополнительное Решение от 03.07.2013 по делу N А56-13288/2013 отменить.
Признать раздел "Стоимость и порядок расчетов" договора от 03.11.2011 N 80П/2011 в части установления стоимости проведения мероприятий по подготовке системы коммунальной инфраструктуры к подключению и присоединению объекта заказчика в сумме 36 333 191 рубль 93 копейки недействительным.
Взыскать с ООО "Ломоносовский районный топливно - энергетический комплекс" в пользу 6 Центра заказчика-застройщика внутренних войск МВД России по Северо-Западному региону (войсковая часть 6899) 10 437 287 рублей 39 копеек неосновательного обогащения.
Взыскать с ООО "Ломоносовский районный топливно - энергетический комплекс" в пользу 6 Центра заказчика-застройщика внутренних войск МВД России по Северо-Западному региону (войсковая часть 6899) 79 186 рублей 44 копейки расходов по уплате государственной пошлины за подачу искового заявления, 2 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Черемошкина |
Судьи |
С.И. Несмиян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-13288/2013
Истец: 6 Центр заказчика-застройщика внутренних войск МВД России по Северо-Западному региону (войсковая часть 6899)
Ответчик: ООО "Ломоносовский районный топливно-энергетический комплекс"
Хронология рассмотрения дела:
14.02.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-10839/13
30.10.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-15525/13
07.06.2013 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-13288/13