Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 18 февраля 2008 г. N КА-А40/396-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2008 г.
Иностранная компания Сумма Туризм Ятырымджилыгы Аноним Ширкети (Турция) (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Межрайонной инспекции ФНС России N 47 по г. Москве (далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения от 31.05.07 г. N 1036 о приостановлении в АКБ "Япы Креди Банк Москва" всех расходных операций по счету 40807840200000001271 за непредставление в установленный срок сведений о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ за 2004-2006 г. на иностранных сотрудников.
Решением от 18.07.07 г. Арбитражного суда г. Москвы в удовлетворении требования заявителя отказано.
Постановлением от 26.10.2007 года Девятого арбитражного апелляционного суда решение от 18.07.07 г. арбитражного суда отменено.
В кассационной жалобе инспекция просит об отмене принятого по делу постановления суда апелляционной инстанции, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального права, неправильное применение норм материального права, регулирующих порядок приостановления операций по счетам налогоплательщика.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы кассационной жалобы. В отзыве на жалобу, представленном в судебном заседании, общество просит постановление суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
Совещаясь на месте, суд определил: приобщить отзыв на кассационную жалобу к материалам дела.
В судебное заседание представителем налогового органа представлены письменные пояснения.
Совещаясь на месте, суд определил: приобщить письменные пояснения к материалам дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений относительно них, выслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятого по делу и обжалуемого судебного акта.
Судом установлено, что 31.05.07 г. Налоговой инспекцией вынесено решение N 1036 о приостановлении в АКБ "Япы Креди Банк Москва" всех расходных операций по счету 40807840200000001271 за непредставление в установленный срок сведений о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ за 2004-2006 г. на иностранных сотрудников.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом проверки суда, им дана правильная правовая оценка.
В соответствии с ч. 2 ст. 76 НК РФ решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации и налогоплательщика индивидуального предпринимателя по их счетам в банке может приниматься руководителем (его заместителем) налогового органа в случае непредставления этими налогоплательщиками налоговой декларации в налоговый орган в течение двух недель по истечении установленного срока представления такой декларации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 76 Кодекса решение о приостановлении операций по счетам в банке принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае непредставления налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации.
Суд правильно исходил из того, что из положений ст. 76 НК РФ не следует, что налоговый орган вправе приостановить операции по счетам в банках у организации - налогового агента в случаях непредставления сведений о доходах иностранных физических лиц по форме 2-НДФЛ.
Довод кассационной жалобы о том, что решение о приостановлении отменено и соответственно не нарушает права заявителя не может служить основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции.
Следует отметить, что согласно решению от 08.06.2007 г. N 4513 об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента (т. 1 л.д. 96) вышеуказанное решение от 31.05. 2007 г. N 1036 отменено инспекцией в части превышения суммы денежных средств, указанной в решении о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке.
Кроме того, согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 18 Информационного письма от 22.12.05 г. N 99, отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя.
Прекратить производство по делу в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ суд должен только в том случае, если установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт (отмененный или утративший силу в связи с истечением срока его действия) не нарушал законные права и интересы заявителя.
По настоящему же делу суд установил, что оспариваемым решением были нарушены законные права и интересы заявителя.
Оснований для прекращения производства по делу в таком случае у суда не имелось.
Удовлетворяя заявленное требование, суд апелляционной инстанции исходил из того, что оспариваемый ненормативный правовой акт во время его действия нарушал права заявителя, а также из отсутствия законных оснований для приостановления операций по счету.
Поскольку налоговым законодательством не предусмотрено приостановление операций по счетам на основании непредставления в налоговый орган сведений по форме 2-НДФЛ, налоговый орган, приняв противоречащий закону ненормативный правовой акт, нарушил права заявителя, а дополнительное исследование в таком случае факта нарушения прав и законных интересов заявителя во время действия незаконного акта беспредметно.
При таком положении у суда апелляционной инстанции имелись основания для принятия решения об удовлетворении заявленного требования.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, которые в соответствии со ст. 288 АПК РФ могли бы являться основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции.
Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции правильно в соответствии с установленными обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права не установлено. Оснований для отмены постановления суда не имеется.
С налогового органа на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит взысканию в федеральный бюджет государственная пошлина в сумме 1 000 рублей за подачу и рассмотрение ее кассационной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление от 26.10.2007 Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-28487/07-87-160 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 47 по г. Москве - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 47 по г. Москве в доход федерального бюджета госпошлину в размере 1 000 (одна тысяча) рублей по кассационной жалобе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 18 февраля 2008 г. N КА-А40/396-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании