г. Москва |
|
29 октября 2013 г. |
Дело N А40-172856/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 октября 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кольцовой Н.Н.,
судей: Марковой Т.Т., Румянцева П.В., |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жаботинским А.С., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.02.2013 г., принятое судьей Кастальской М.Н.,
по заявлению ЗАО "КОЛОМЕР РУС" (ОГРН 1067746292085, 111024, г. Москва, ул. 2-я Кабельная, д. 2, корп. 4)
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в г.Москве (107031, г. Москва, ул. Рождественка, д. 5/7, стр. 1)
об оспаривании постановлений
при участии:
от заявителя: не явился, извещен; |
от ответчика: Лысенко Е.В. по доверенности N 96 от 19.03.2013; |
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ЗАО "КОЛОМЕР РУС" с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в г. Москве от 09.11.2012 года N 452-12/4918-М, N 452-12/4919-М, N 452-12/4920-М, N 452-12/4921-М, N 452-12/4922-М о привлечении ЗАО "КОЛОМЕР РУС" к административной ответственности.
Решением суда от 11.02.2013 г. признаны незаконными и отменены полностью постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в г. Москве от 09.11.2012 года N 452-12/4918-М, N 452-12/4919-М, N 452-12/4920-М, N 452-12/4921-М, N 452-12/4922-М о привлечении ЗАО "КОЛОМЕР РУС" к административной ответственности. При этом суд исходил из того, что протоколы по делам об административных правонарушениях от 23.10.2012, на основании которых вынесены оспариваемые постановления, составлены неуполномоченным лицом, так как согласно Приказу ФТС от 05.02.2009 г. N 125 таможенные органы выявляют признаки нарушений резидентами валютного законодательства в отношении валютных операций, которые в соответствии с условиями контрактов должны быть завершены до дня подачи таможенной декларации.
С решением суда не согласился ответчик - Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в г. Москве и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. В обоснование своих требований ответчик ссылается на то, что в данном деле протоколы об административных правонарушениях составлены должностным лицом Калужской таможни в регионе своей деятельности и юридического лица, на момент составления протоколов об административных правонарушениях действовали положения Приказа ФТС от 02.04.2012 г. N 615.
Заявитель возражает против удовлетворения апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения. В отзыве на апелляционную жалобу заявитель указывает на то, что протоколы об административных правонарушениях составлены неуполномоченным лицом.
Определением суда от 30.04.2013 г. было приостановлено производство по делу по делу А40-172856/12 до разрешения Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации дела N А40-96861/12-153-999.
Определением суда от 15.10.2013 г. производство по делу возобновлено.
Представитель заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ. Решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права ( п.4 ч.1 ст. 270 АПК РФ).
В соответствии с ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч.7 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Заявление об оспаривании постановлений по делу об административном правонарушении подано заявителем в Арбитражный суд г. Москвы с соблюдением срока, установленного ч. 2 ст. 208 АПК РФ, ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, Резидент - ЗАО "КОЛОМЕР РУС" (Покупатель) заключил с нерезидентом -фирмой "Соlomer Веаuty and Professional SL" (Испания, Продавец) внешнеторговый контракт от 01.04.2007 N б/н, предусматривающий поставку товара на территорию Российской Федерации.
На основании контракта общество 26.04.2007 в соответствии с Инструкцией Банка России от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" оформило в "Дойче Банк" (ООО) (далее - уполномоченный банк) паспорт сделки N 07040004/3328/0000/9/0.
В соответствии с условиями контракта ЗАО "КОЛОМЕР РУС" был осуществлен ввоз товаров на территорию Российской Федерации, что подтверждается отметками таможенного органа "Выпуск разрешен" в ДТ N N 10130090/011111/00911578, 10005022/131111/0058556, 10130090/241111/0099785, 10130090/161211/0108858, 10130090/060212/0009807.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 24 ФЗ от 10.12.2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 настоящего Федерального закона, а также вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Согласно ч. 4 ст. 23 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" в целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.
На основании ч. 4 ст. 5 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" Центральный Банк РФ устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.
Порядок представления резидентом подтверждающих документов и информации в уполномоченные банки установлен Положением ЦБ РФ от 01.06.2004 г. N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций".
Согласно п. 2.4 Положения (в редакции Указания ЦБ РФ от 26.09.2008 г. N 2080У), резидент представляет в банк подтверждающие документы и два экземпляра справки о подтверждающих документах в срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации.
В соответствии с п. 1.3 Указаний Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 г. N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж", зарегистрированными в Минюсте России 25.12.2007 г. за N 10804, справка о подтверждающих документах, указанная в пункте 2.2 Положения N 258-П и составляемая в соответствии с приложением 1 к Положению N 258-П относится к формам учета по валютным операциям.
Справки о подтверждающих документах были представлены в уполномоченный банк: по ДТ N N 10130090/011111/00911578 (дата выпуска 01.11.2011), 10130090/241111/0099785 (дата выпуска 24.11.2011), 10130090/161211/0108858 (дата выпуска 16.12.2011) - 01 февраля 2012 года; по ДТ N10005022/131111/0058556 (дата выпуска - 14.11.2011) - 05 марта 2012 года; по ДТ N10130090/060212/0009807 (дата выпуска - 07.02.2012) - 19 апреля 2012 года.
С 01 октября 2012 года вступила в силу Инструкция Банка России от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" (далее - Инструкция N138-И), с данного момента Положение N258-П утратило силу.
В соответствии с п. 9.2.1 Инструкции N 138-И справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы представляются резидентом в банк паспорта сделки в срок не позднее 15 рабочих дней после даты выпуска (условного выпуска) товаров, а не в срок не позднее 15 календарных дней (как это устанавливалось ранее Положением N258-П).
На основании вышеизложенного и с учетом положений ст. 1.7 КоАП РФ при рассмотрении дела N 452-12/4918-М действия общества были переквалифицированы с ч. 6.3 на ч. 6.2 КоАП РФ.
В соответствии с ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка и (или) сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок - (в редакции Федерального закона от 16.11.2011 N 311-ФЗ) влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно частям 6.1, 6.2, 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ (введены Федеральным законом от 16.11.2011 г. N 311-ФЗ) нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций не более чем на десять дней - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей (п.6.1.), нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций более чем на десять, но не более чем на тридцать дней - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей (п.6.2.), нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций более чем на тридцать дней - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей (п. 6.3.).
Таким образом, общество, не исполнив обязанности по представлению в уполномоченный банк в установленные сроки, оформленные в соответствии с требованиями акта органа валютного регулирования формы учета по валютным операциям совершило административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч.6.2, ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что заявителем были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, не представлено и судом не установлено.
Постановления от 09.11.2012 года N 452-12/4918-М, N 452-12/4919-М, N 452-12/4920-М, N 452-12/4921-М, N 452-12/4922-М вынесены на основании протоколов об административных правонарушениях, составленных начальником отдела валютного контроля Калужской таможни от 23.10.2012 г.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 N 459 "О Федеральной таможенной службе", (далее - положение о ФТС России) Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля.
Подпунктом 5.3.15 положения о ФТС России установлено, что Федеральная таможенная служба осуществляет в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.
Таким образом, ФТС России в рамках проведения таможенного контроля вправе осуществлять валютный контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров через таможенную границу.
Подпунктом 1 пункта 1 приказа N 125 было определено, что таможенные органы выявляют признаки нарушений резидентами валютного законодательства в отношении валютных операций, которые согласно условиям контрактов должны быть завершены до дня подачи таможенной декларации.
Данным приказом также предусматривалось, что если государственная регистрация участника внешнеэкономической деятельности осуществлена в регионе деятельности иного таможенного органа, который не возбудил производство по делу об административном правонарушении, другая таможня должна направить документы о предполагаемых нарушениях в установленном порядке.
Однако приказ N 125 отменен.
Приказом Федеральной таможенной службы от 02.04.2012 N 615 "Об организации работы по проведению проверок соблюдения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности" указанные требования к таможенным органам не установлены.
В соответствии с пунктом 80 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 КоАП РФ, являются должностные лица органов и агентов валютного контроля.
Перечень должностных лиц таможенных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, утвержден приказом Федеральной таможенной службы от 01.03.2012 N 368 "О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание" (зарегистрирован в Минюсте 27.03.2012 N 23617), в котором значится начальник отделения.
Протоколы об административных правонарушениях от 23.10.2012 составлены начальником отделения валютного контроля, то есть уполномоченным лицом, в связи с этим данные протоколы являются основанием для привлечения заявителя к административной ответственности.
Принимая во внимание, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения общества к административной ответственности административным органом соблюдены, размер ответственности административным органом определен с учетом правил, установленных ст. 4.1 КоАП РФ, основания для признания незаконными и отмене оспариваемых постановлений отсутствуют.
В соответствии с ч.3 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене, в удовлетворении заявления следует отказать.
В соответствии с ч.4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст. ст. 211, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.02.2013 г по делу N А40-172856/2012 отменить.
В удовлетворении требований ЗАО "КОЛОМЕР РУС" о признании незаконными и отмене постановлений Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в г.Москве от 09.11.2012 года N 452-12/4918-М, N452-12/4919-М. N452-12/4920-М, N452-12/4921-М, N452-12/4922-М о привлечении ЗАО "КОЛОМЕР РУС" к административной ответственности отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст. 288 АПК РФ
Председательствующий судья |
Н.Н. Кольцова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-172856/2012
Истец: ЗАО "КОЛОМЕР РУС"
Ответчик: ТУ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОГО НАДЗОРА В Г, МОСКВЕ