город Ростов-на-Дону |
|
31 октября 2013 г. |
дело N А32-7092/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей О.Ю. Ефимовой, Д.В. Николаева
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ОАО "Черномортранснефть": Никифоров Александр Арнольдович, паспорт, по доверенности от 12.12.2012 N 553,
от МРУ РАР: Комоза Эдуард Дмитриевич, удостоверение, по доверенности от 27.12.2012 N дов3-18,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Черноморские магистральные нефтепроводы"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.08.2013 по делу N А32-7092/2013,
принятое судьей Хахалевой Н.В.
по заявлению открытого акционерного общества "Черноморские магистральные нефтепроводы"
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Черноморские магистральные нефтепроводы" (далее - ОАО "Черномортранснефть") обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (далее - МРУ РАР по ЮФО) о признании незаконным и отмене постановления от 01.03.2013 N 07-10/121 о привлечении ОАО "Черномортранснефть" к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30000 рублей.
Решением суда от 07.08.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что материалами дела подтверждается совершение обществом правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Черномортранснефть" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что общество не является перевозчиком в смысле законодательства о регулировании оборота и производства этилового спирта.
Представитель ОАО "Черномортранснефть" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и удовлетворить требования общества.
Представитель МРУ РАР по ЮФО в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей общества и МРУ Росалкогольрегулирования, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, ведущим специалистом-экспертом отдела контроля за декларированием производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции МРУ Росалкогольрегулирования по ЮФО в отношении ОАО "Черномортранснефть" составлен протокол об административном правонарушении от 22.02.2013 N 07-10/121 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 КоАП РФ.
В протоколе указано, что в нарушение ст. 14, ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", постановления Правительства РФ от 09.08.2012 N 815 "О представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей", ОАО "Черномортранснефть" не представлена в установленный законодательством срок - до 21.01.2013 - декларация о перевозке этилового спирта и спиртосодержащей продукции за 4 квартал 2012 года (по форме Приложения N 9 к Правилам представления деклараций от 09.08.2012 N 815).
В декларации об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, представленной ООО "Кировский биохимический завод" за 4 квартал 2012 года, отражена поставка спирта этилового ректификованного технического "Экстра" по ТТН N 3435 от 05.10.2012 в объеме 176,89 дал. в адрес ОАО "Черномортранснефть". Согласно уведомлению о перевозке этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции N 1 от 28.09.2012, представленного ОАО "Черномортранснефть" в МРУ Росалкогольрегулирования по ЮФО перевозчиком по закупке спирта у ООО "Кировский биохимический завод" 05.10.2012 является ОАО "Чернормортранснефть".
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении заместителем руководителя МРУ Росалкогольрегулирования по ЮФО вынесено постановление от 01.03.2013 N 07-10/121 о привлечении ОАО "Черномортранснефть" к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30000 рублей.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 211 АПК РФ определено, что арбитражный суд признает незаконным и отменяет оспариваемое решение административного органа, если это решение или порядок его принятия не соответствует закону либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением полномочий.
Согласно статье 15.13 КоАП РФ уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Статьей 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" установлено, что организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота. Порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок предоставления деклараций организациями осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 "О предоставлении деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" (Далее - Правила, Постановление Правительства N 815).
В силу пункта 11 Правил организации, осуществляющие перевозку этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, представляют декларации о перевозке этилового спирта и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 9.
В соответствии с пунктами 15, 16 Правил N 815 декларации представляются ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, за IV квартал - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Декларации представляются в электронной форме или на бумажных носителях.
Как следует из материалов дела, в том числе протокола об административном правонарушении, в нарушение приведенных положений законодательства ОАО "Черномортранснефть" не представлена в установленный законодательством срок - до 21.01.2013 - декларация о перевозке этилового спирта и спиртосодержащей продукции за 4 квартал 2012 года (по форме Приложения N 9 к Правилам представления деклараций от 09.08.2012 N 815) в связи с перевозкой 176,89 дал. спирта этилового ректификованного технического "Экстра", закупленного у ООО "Кировский биохимический завод" согласно ТТН N 3435 от 05.10.2012.
Таким образом, наличие в действиях ОАО "Черномортранснефть" объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.13 КоАП РФ, является доказанным.
Имея возможность для недопущения нарушений требований законодательства, ОАО "Черномортранснефть" не приняло всех зависящих от него мер по своевременному представлению в контролирующий орган декларации о перевозке этилового спирта и спиртосодержащей продукции за 4 квартал 2012 года.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 15.13 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы жалобы о том, что общество не является перевозчиком в смысле законодательства о регулировании оборота и производства этилового спирта.
В соответствии со ст. 9 Закона N 171-ФЗ поставки и перевозки этилового спирта, нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции осуществляются при условии представления уведомления.
Перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции осуществляются организацией, которая имеет лицензии на перевозки соответственно этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции (далее - перевозчик), на основании договора перевозки, заключенного между перевозчиком и покупателем указанной продукции.
Перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, осуществляемые автомобильным транспортом, допускаются только при условии оснащения таких транспортных средств специальными техническими средствами регистрации в автоматическом режиме движения, которые обеспечивают передачу данных о перемещении таких транспортных средств на территории Российской Федерации, в том числе данных о текущем местоположении, пройденном маршруте, времени и местах стоянок, по спутниковым навигационным системам в автоматизированную систему контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации.
Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляет ведение автоматизированной системы контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации, а также устанавливает требования к данным специальным техническим средствам.
Требования настоящего пункта не распространяются на перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, указанные в абзаце пятом пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона.
Абзацем 5 пункта 1 статьи 18 Закона N 171-ФЗ установлено, что лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, осуществляемых в объеме, не превышающем 200 декалитров в год, организациями, закупившими указанную продукцию в целях использования ее в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на транспортных средствах, находящихся в собственности, оперативном управлении, хозяйственном ведении таких организаций.
Таким образом, из комплексного толкования приведенных положений Закона N 171-ФЗ и Правил представления деклараций N 815 следует, что перевозка этилового спирта в качестве основного вида деятельности может осуществляться только организациями, имеющими лицензию на осуществление указанного вида деятельности.
Организации, осуществляющие перевозки этилового спирта в небольших объемах и нерегулярно (абз. 5 п. 1 ст. 18 Закона N 171-ФЗ) вправе осуществлять указанные перевозки без наличия специального разрешения.
Вместе с тем, в силу п. 11 Правил N 815 обязанность по представлению деклараций о перевозке этилового спирта возложена на всех лиц, осуществляющих в соответствующем периоде перевозки этилового спирта, независимо от того, имеет ли данное лицо лицензию на перевозку этилового спирта и соответственно обладает ли оно статусом перевозчика в смысле ст. 9 Закона N 171-ФЗ.
С учетом изложенного, ОАО "Черномортранснефть" обязано было представить не позднее до 21.01.2013 декларацию о перевозке этилового спирта и спиртосодержащей продукции за 4 квартал 2012 года (по форме Приложения N 9 к Правилам представления деклараций от 09.08.2012 N 815) в связи с перевозкой 176,89 дал. спирта этилового ректификованного технического "Экстра", закупленного у ООО "Кировский биохимический завод" согласно ТТН N 3435 от 05.10.2012.
Суд апелляционной инстанции также не находит оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно п.п. 18, 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ N 10 от 02.06.2004 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Установление содержания понятия малозначительности делегировано судьям, органам, должностным лицам, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении.
В силу статьи 1 Закона N 171-ФЗ государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, поскольку действие данного закона распространяется на отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции, а также в целях защиты экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней.
Обязательность декларирования объемов перевозки (оборота) этилового спирта обеспечивает надлежащий контроль за легальностью находящегося в обороте спирта и алкогольной продукции (что обеспечивается наличием достоверных данных по каждому производителю, хранителю, поставщику и перевозчику алкогольной продукции), в целях недопущения ввода в оборот алкогольной продукции, не соответствующей установленным требованиям, и не обложенной соответствующим акцизом.
Таким образом, нарушение установленного государством порядка декларирования, в том числе видов и объема перевезенной алкогольной продукции, посягает на права потребителей алкогольной продукции по приобретению качественного продукта (при этом в силу своих физико-химических свойств алкогольная продукция является продуктом повышенной опасности для жизни и здоровья потребителей), а также на фискальные интересы государства.
Допущенное правонарушение также не может быть признано малозначительным с учетом того, что ОАО "Черномортранснефть" не признает наличие у него обязанности по представлению в Росалкогольрегулирование соответствующей декларации.
С учетом изложенного, судом апелляционной инстанции не установлены основания для признания правонарушения малозначительным и освобождения общества от административной ответственности, в том числе с учетом важности охраняемых при этом отношений, затрагивающих жизнь и здоровье граждан-потребителей, и того обстоятельства, что декларация была представлена обществом только в результате контрольных мероприятий МРУ Росалкогольрегулирования.
Таким образом, постановление МРУ Росалкогольрегулирования по ЮФО от 01.03.2013 N 07-10/121 о привлечении ОАО "Черномортранснефть" к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30000 рублей, является законным. Назначенное административное наказание соответствует санкции статьи 15.13 КоАП РФ.
Решение суда от 07.08.2013 является законным и обоснованным. Основания для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы судом не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07 августа 2013 года по делу А32-7092/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-7092/2013
Истец: ОАО "Черноморские магистральные нефтепроводы", ОАО "Черномортранснефть"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу
Третье лицо: МУ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу