город Омск |
|
31 октября 2013 г. |
Дело N А46-4214/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 октября 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8047/2013) Министерства здравоохранения Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 25.07.2013 по делу N А46-4214/2013 (судья Крещановская Л.А.), принятое по заявлению Бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Омска "Детский сад N 222" (ОГРН 1025500526028, ИНН 5501042875) к Министерству здравоохранения Омской области, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента образования Администрации города Омска,
о признании незаконным и отмене предписания от 21.02.2013 N 7 с изменениями от 15.07.2013 N774-пр,
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства здравоохранения Омской области - Кащеева Юлия Владимировна, предъявлено удостоверение, по доверенности N 16 от 26.06.2013 сроком действия на один год;
от Бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Омска "Детский сад N 222" - Ковалевская Светлана Александровна, предъявлен паспорт, по приказу N 76-кр от 12.08.2009;
от Департамента образования Администрации города Омска - Жмотов Виктор Александрович, предъявлено удостоверение, по доверенности N 01-02-14/136-к от 12.04.2013 сроком действия на один год;
установил:
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска "Детский сад N 222" (далее по тексту - БДОУ города Омска "Детский сад N 222", Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Министерству здравоохранения Омской области (далее по тексту - Министерство) о признании незаконным и отмене предписания от 21.02.2013 N 7 с изменениями от 15.07.2013 N774-пр (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Омской области от 25.07.2013 по делу N А46-4214/2013 требования заявителя удовлетворены на том основании, что суд первой инстанции признал оспариваемое предписание невозможным к исполнению.
Не согласившись с указанным судебным актом, Министерство обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 25.07.2013 по делу N А46-4214/2013 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Учреждения.
В обоснование апелляционной жалобы Министерство указывает на то, что на момент проведения проверки БДОУ города Омска "Детский сад N 222" осуществляло медицинскую деятельность на основании действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности N ФС-55-01-000746 от 23.04.2009 в медицинском кабинете с 2009 года, следовательно, обязано было выполнять обязанности лицензиата в части наличия у руководителя Учреждения высшего медицинкого образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье", а также стажа работы по специальности не менее 5 лет - при наличии высшего медицинского образования.
В судебном заседании представитель Министерства поддержала доводы апелляционной жалобы.
Департамент образования Администрации города Омска и Учреждение в письменных отзывах на апелляционную жалобу решение суда первой инстанции просили оставить без изменения.
В судебном заседании представители Учреждения и Департамента образования Администрации города Омска поддержали заявленные доводы.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 10.01.2013 N 15-пр Министерством была проведена плановая проверка соблюдения лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности.
В ходе проведения контрольных мероприятий было выявлено нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "в" пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, а именно, отсутствие у руководителя БДОУ города Омска "Детский сад N 222" Ковалевской С.А., ответственного за осуществление медицинской деятельности, - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье".
21.02.2013 Министерством Учреждению было выдано предписание N 7 об устранении выявленных нарушений. Данное предписание содержит два пункта:
1. организовать медицинскую деятельность БДОУ г. Омска "Детский сад N 222" в соответствии с требованиями действующего законодательства в срок до 22 марта 2013 года;
2. до устранения выявленных нарушений прекратить медицинскую деятельность БДОУ г. Омска "Детский сад N 222" немедленно.
Второй пункт предписания был исполнен немедленно, прекращена медицинская деятельность БДОУ г. Омска "Детский сад N 222", о чем заведующей С.А. Ковалевской издан соответствующий приказ.
Распоряжением N 774 - пр от 15.07.2013, которым внесено изменение в предписание об устранении выявленных нарушений N 7 от 21.02.2013, абзац второй предписания N 7 от 21.02.2013 изложен в следующей редакции:
Устранить нарушение лицензионных требований, предусмотренных подпунктом "в" пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 921 в части наличия руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) иного дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями в специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье".
Полагая, что предписание от 21.02.2013 N 7 с изменениями от 15.07.2013 N774-пр нарушает права и законные интересы Учреждения, последнее обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.
Исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, оценив доводы сторон, апелляционный суд пришел к выводу о том, что требования заявителя являются обоснованными и правомерно удовлетворены судом первой инстанции. При этом апелляционный суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 указанной статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
В соответствии со статьей 3 Закона N 99-ФЗ лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с указанным Законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 указанного закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, содержится в статье 12 Закона N 99-ФЗ.
В силу пункта 46 части 1 статьи 12 данного Закона обязательного наличия лицензии требует медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
В соответствии со статьей 7 Закона N 99-ФЗ должностные лица лицензирующих органов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при осуществлении лицензирования имеют право выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 4 Положения о лицензировании лицензионными требованиями при осуществлении лицензируемого вида деятельности являются, в том, числе наличие у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье".
Согласно пункту 5 Положения о лицензировании лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Квалификационные требования к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения утверждены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07.07.2009 года N 415н "Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения", и предусматривает наличие послевузовского профессионального образования или дополнительного образования для присвоения квалификации по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье".
В соответствии с Указом Губернатора Омской области от 13 ноября 2007 года N 133 "Об утверждении положения о Министерстве здравоохранения Омской области" Министерство наделено полномочиями по исполнению переданных Российской Федерацией полномочий в области охраны здоровья граждан, в том числе, по лицензированию медицинской деятельности.
Как усматривается из материалов дела, Учреждению выдана лицензия на осуществление медицинской деятельности N ФС-55-01-000745 от 23.04.2009.
В ходе проведения контрольных мероприятий было выявлено нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "в" пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, а именно отсутствие у руководителя иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье".
Как было указано ранее, в оспариваемом предписании Учреждению было предложено в срок до 22.03.2013 организовать медицинскую деятельность БДОУ г. Омска "Детский сад N 222" в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Между тем, как обоснованно указал суд первой инстанции, наличие высшего медицинского образования у руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности было установлено Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 291 от 16.04.2012 "О лицензировании медицинской деятельности", то есть после того, как заявителю была выдана лицензия.
Отсутствие высшего профессионального образования, послевузовского профессионального образования или дополнительного образования у лиц, указанных в абзаце 1 подпункта "в" пункта 4 Положения о лицензировании является нарушением лицензионных требований.
Апелляционный суд считает, что предложение организовать медицинскую деятельность БДОУ г. Омска "Детский сад N 222" в соответствии с требованиями действующего законодательства в срок до 22 марта 2013 года, исполнить невозможно, поскольку за такой срок (месяц) невозможно получение высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье".
Как было указано выше, распоряжением N 774 - пр от 15.07.2013 внесено изменение в предписание об устранении выявленных нарушений N 7 от 21.02.2013, абзац второй предписания N 7 от 21.02.2013 изложен в следующей редакции:
"Устранить нарушение лицензионных требований, предусмотренных подпунктом "в" пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 921 в части наличия руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) иного дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями в специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье".
Между тем, Министерство не учло следующее.
В соответствии с пунктом 23 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2011 года N 2562 "Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении" медицинское обслуживание воспитанников в дошкольном образовательном учреждении обеспечивают органы здравоохранения. Дошкольное образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников (со ссылкой на пукнте 4 ст. 51 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании".
Как верно указал суд первой инстанции, данный пункт свидетельствует о том, что органы здравоохранения обязаны осуществлять медицинское обслуживание воспитанников в дошкольном образовательном учреждении, в свою очередь детские сады не являются органами здравоохранения.
О том, что органы здравоохранения обязаны обеспечивать медицинское обслуживание воспитанников в дошкольном образовательном учреждении говорится, пп. 4.1 п. 4 Федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ от 20.07.2011 N 2151.
Согласно статье 87 Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 232-ФЗ) контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется в формах: государственного, ведомственного, внутреннего контроля.
Контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется путем соблюдения требований к осуществлению медицинской деятельности, установленных законодательством Российской Федерации; определения показателей качества деятельности медицинских организаций; соблюдения объема, сроков и условий оказания медицинской помощи, контроля качества медицинской помощи фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании; создания системы оценки деятельности медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг; создания информационных систем в сфере здравоохранения, обеспечивающих, в том числе персонифицированный учет при осуществлении медицинской деятельности.
В соответствии со статьей 90 Закона N 323-ФЗ органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в порядке, установленном руководителями указанных органов, организаций.
В соответствии с пунктом 1 Приложения N 4 к Положению об отраслевой системе оплаты труда работников бюджетных образовательных учреждений города Омска, подведомственных департаменту образования Администрации города Омска, утвержденных постановлением Мэра города Омска от 26.12.2008 N 1175-п, структурное подразделение бюджетного дошкольного образовательного учреждения должно иметь общеобразовательные функции, а не медицинские и должно реализовывать общеобразовательные программы.
Учитывая указанное, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что Министерство, обязывая образовательное учреждение создать структурное подразделение с медицинскими функциями нарушает права учреждения образования, превышая свои полномочия, как надзорного органа, возлагая обязанности по медицинской деятельности на детское дошкольное образовательное учреждение.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривается, поскольку Министерство, на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 25.07.2013 по делу N А46-4214/2013 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-4214/2013
Истец: Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска "Детский сад N 222"
Ответчик: Министерство здравоохранения Омской области
Третье лицо: Департамент образования Администрации города Омска