Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 октября 2013 г. N 17АП-11814/13
г. Пермь |
|
29 октября 2013 г. |
Дело N А71-5233/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 октября 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Риб Л. Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калашниковой Е.С.,
при участии:
от заявителя (общество с ограниченной ответственностью "Регионресурсы") (ОГРН 1061831002045, ИНН 1831109270): не явились;
от заинтересованного лица (Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике) (ОГРН 1031800554610, ИНН 1831038485): не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "Регионресурсы"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 02 сентября 2013 года
по делу N А71-5233/2013,
принятое судьей Калининой Е.В.,
при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Регионресурсы"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Регионресурсы" (далее - ООО "Регионресурсы", общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - УФАС по Удмуртской Республике, антимонопольный орган) от 08.05.2013 N СЮ 05-04/2013-14А о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.8 КоАП РФ.
Решением арбитражного суда от 02.09.2013 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, заявитель обжаловал решение суда в апелляционном порядке, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования.
В апелляционной жалобе ее податель приводит доводы об отсутствии оснований для привлечения общества к административной ответственности, поскольку стоимость переданного по договору купли-продажи от 30.01.2013 имущества составляет менее 0,1% от собственного капитала субъекта естественной монополии, следовательно, сделка по реализации имущества не подлежит государственному контролю.
Антимонопольный орган не согласен с апелляционной жалобой, возражения на жалобу изложены в отзыве, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным.
Стороны по делу, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей для участия в судебном заседании не направили, что не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие на основании ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании приказов от 14.01.2013, от 06.02.2013 в период с 01 по 27 февраля 2013 года антимонопольным органом в отношении ООО "Регионресурсы" проведена проверка соблюдения требований законодательства о естественных монополиях, результаты проверки отражены в акте от 27.02.2013 (л.д. 50).
В ходе проверки установлен факт непредставления обществом в антимонопольный орган ходатайства о даче согласия на заключение сделки по продаже имущества, используемого организацией - субъектом естественной монополии, в нарушение ст. 7 Федерального закона "О естественных монополиях".
23.04.2013 антимонопольным органом в отношении ООО "Регионресурсы" составлен протокол об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которого вынесено постановление от 08.05.2013 о привлечении общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100000 рублей (л.д. 7, 40).
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, ООО "Регионресурсы" обратилось в арбитражный суд с требованиями о признании постановления незаконным и отмене.
Суд первой инстанции установил в действиях общества состав административного правонарушения и отказал в удовлетворении требований.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу, проверив правильность применения судом действующего законодательства, суд апелляционной инстанции полагает, что вынесенный по делу судебный акт является законным, обоснованным и не подлежит отмене.
Часть 1 ст. 19.8 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за непредставление ходатайств и уведомлений (заявлений) в органы регулирования естественных монополий, если представление таких ходатайств и уведомлений (заявлений) является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях, представление ходатайств и уведомлений (заявлений), содержащих заведомо недостоверные сведения, а равно нарушение установленных законодательством Российской Федерации о естественных монополиях порядка и сроков подачи ходатайств и уведомлений (заявлений) в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с регулированием хозяйственной деятельности организаций, в том числе в сфере естественных монополий, в целях пресечения недобросовестной конкуренции, борьбы с монопольным производством продукции и установлением на нее монопольных цен.
Объективная сторона правонарушения состоит в нарушении установленных законодательством о естественных монополиях правил об обязательном представлении в органы регулирования естественных монополий ходатайств, уведомлений (заявлений).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 утверждено Положение о Федеральной антимонопольной службе, согласно п. 5.3.1.1 которого Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного законодательства о естественных монополиях.
Согласно п. 13 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные подразделения являются органами регулирования естественных монополий.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (Закон N 147-ФЗ) субъектом естественной монополии признается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Естественной монополией считается такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
На основании ст. 4 Закона N 147-ФЗ данным Законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий в сфере услуг по передаче тепловой энергии.
Согласно абз. 4 п. 2 ст. 7 Закона N 147-ФЗ органы регулирования естественных монополий осуществляют контроль за продажей, сдачей в аренду или иной сделкой, в результате которой хозяйствующий субъект приобретает право собственности либо владения и(или) пользования частью основных средств субъекта естественной монополии, предназначенных для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Законом N 147-ФЗ, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу.
Для совершения действий, указанных в п. 2 ст. 7 Закона N 147-ФЗ, субъект естественной монополии обязан представить в орган регулирования естественной монополии ходатайство о даче согласия на совершение таких действий, представить документы и сообщить информацию, необходимую для принятия решения (п. 3 ст. 7 Закона N 147-ФЗ).
Как следует из материалов дела, ООО "Регионресурсы" в 2012 году осуществлялась деятельность по оказанию услуг по передаче тепловой энергии, следовательно, общество является субъектом естественной монополии и на него распространяются требования ст. 7 Закона N 147-ФЗ.
Общество привлечено к ответственности за неисполнение предусмотренной п. 3 ст. 7 Закона N 147-ФЗ обязанности по представлению в антимонопольный орган ходатайства о даче согласия на совершение сделки по продаже имущества, стоимость которого превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу.
Из материалов дела следует, что по договору купли-продажи от 30.01.2013 N 31-К/12 ООО "Регионресурсы" передало в собственность ООО "Коммунально-энергетические системы" имущество - оборудование котельной д.Александрово и д.Мельниково Можгинского района Удмуртской Республики, стоимостью 1000 рублей.
В результате указанной сделки ООО "Коммунально-энергетические системы" приобрело право собственности на часть основных средств субъекта естественной монополии - ООО "Регионресурсы", предназначенных для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование.
Балансовая стоимость реализованного обществом по указанной сделке имущества составила более 10% от стоимости собственного капитала ООО "Регионресурсы" по данным предшествующего утвержденного баланса, однако ходатайство, предусмотренное ст. 7 Закона N 147-ФЗ, общество в антимонопольный орган не направляло.
Таким образом в действиях общества усматривается событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.8 КоАП РФ.
Доводы общества о том, что сделка, по которой передано имущество, не подлежит государственному контролю, судом признаны ошибочными и отклонены.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" одной из основных целей законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете является составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.
Согласно п. 3 ст. 13 Федерального закона "О бухгалтерском учете" к таким органам отнесено Министерство финансов Российской Федерации.
Министерство финансов Российской Федерации в пределах полномочий, предусмотренных п. 3 ст. 13 Федерального закона N 129-ФЗ разработало и Приказом от 29.07.1998 N34н утвердило Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.
В соответствии с п. 66 Положения N34н в составе собственного капитала организации учитываются уставный (складочный), добавочный и резервный капитал, нераспределенная прибыль и прочие резервы.
Указанные сведения содержатся в разделе N 3 "Капиталы и резервы" формы N 1 бухгалтерского баланса (код по ОКУД 0710001), утвержденной приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н. Заполнение раздела N3 баланса предусматривается общей суммой по результатам деятельности организации за соответствующий период без разделения по видам деятельности.
Согласно бухгалтерскому балансу ООО "Регионресурсы" по состоянию на 30.09.2012 в разделе N 3 "Капиталы и резервы" формы N 1 стоимость собственного капитала имеет отрицательное значение: минус 16 276 000 рублей (л.д. 49).
По договору купли-продажи имущества от 30.01.2013 N 31-К/12 реализовано имущество стоимостью 1000 рублей, что составляет более 10% стоимости собственного капитала общества.
При таких обстоятельствах у ООО "Регионресурсы" имелась обязанность предварительно, до заключения сделки представить в орган регулирования естественных монополий в соответствии с п. 2, 3 ст. 7 Закона N 147-ФЗ ходатайство о даче согласия на совершение сделки по продаже имущества.
Согласно п. 3.8 Правил рассмотрения Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами ходатайств и уведомлений, представляемых в соответствии с требованиями статьи 7 Федерального закона "О естественных монополиях", утвержденных приказом ФАС России от 16.03.2006 N 54, рассмотрение ходатайства заканчивается по истечении 30-го или 60-го дня с начала срока его рассмотрения.
Для рассмотрения ходатайства субъектом естественной монополии представляется, в том числе надлежащим образом заверенный бухгалтерский баланс по состоянию на последнюю отчетную дату, с приложением перечня дебиторов и кредиторов заявителя, с указанием наименования, местонахождения и почтового адреса дебиторов и кредиторов, а также размера дебиторской и кредиторской задолженности по каждому дебитору и кредитору
С учетом Правил общество должно было представить ходатайство в срок, обеспечивающий рассмотрение ходатайства антимонопольным органом до заключения сделки, то есть не менее чем за 30 дней до даты предполагаемой сделки.
Доводы общества отклонены апелляционным судом как несостоятельные, поскольку с учетом предусмотренного Правилами срока рассмотрения ходатайства (не менее 30 дней) и датой заключения договора по реализации имущества (30.01.2013) утвержденный бухгалтерский баланс по состоянию на 30.09.2012 является надлежащим.
Необходимо отметить, что при проведении проверки обществом был представлен только баланс по состоянию на 30.09.2012; бухгалтерский баланс за 2012 год обществом по запросу антимонопольного органа не был представлен, что отражено в акте проверки.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что обществом предпринимались какие-либо меры, направленные на соблюдение установленных законом требований, в материалы дела не представлено. Совершенное обществом нарушение не было вызвано объективно непредотвратимыми обстоятельствами, находящимися вне контроля общества, и, следовательно, общество должно было соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения своих обязанностей.
Вина общества выразилась в бездействии по предоставлению ходатайства о даче согласия на совершение сделки по отчуждению части основных средств.
Поскольку нарушение допущено по вине общества, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения является правомерным.
Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Обществу предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Оспариваемое постановление вынесено компетентным органом в пределах срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ. Назначенное наказание соответствует минимальному пределу санкции ч.1 ст.19.8 КоАП РФ.
Исследовав и оценив материалы дела в соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции с учетом конкретных обстоятельств дела, приняв во внимание характер охраняемых государством общественных отношений и степень общественной опасности конкретного деяния, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений ст. 2.9 КоАП.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 02 сентября 2013 года по делу N А71-5233/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Регионресурсы" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья |
Л.Х.Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.