г. Санкт-Петербург |
|
31 октября 2013 г. |
Дело N А56-39203/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 октября 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей А.Б.Семеновой, О.И.Есиповой
при ведении протокола судебного заседания: Е.С.Федосеевой
при участии:
от истца (заявителя): ген.директор Юпатов Н.Д. - решение N 1 от 22.08.2012.
от ответчика (должника): предст. Гафуров Р.А. - доверенность от 27.09.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19139/2013) ООО "Альфа" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.08.2013 по делу N А56-39203/2013 (судья Синицына Е.В.), принятое
по иску (заявлению) ООО "Альфа"
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе
об оспаривании постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Альфа" (ОГРН 1127847454613; место нахождения: г.Санкт-Петербург, ул. Белградская, д. 12, кв. 203; далее - ООО "Альфа, Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе (далее - Региональное отделение, административный орган) от 11.06.2013 N 72-13-312/пн о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 296-2013.
Решением суда от 16.08.2013 в удовлетворении заявленного Обществом требования отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Альфа" просит решение суда от 16.08.2013 отменить и принять по делу новый судебный акт об отмене оспариваемого постановления. В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на малозначительность совершенного правонарушения.
30.09.2013 в суд апелляционной инстанции поступил отзыв Межрегионального управления Службы Банка России по финансовым рынкам в Северо-Западном Федеральном округе (г. Санкт-Петербург) на апелляционную жалобу с ходатайством о замене в порядке процессуального правопреемства Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе на Межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам в Северо-Западном Федеральном округе (г.Санкт-Петербург).
В обоснование ходатайства указано, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2013 N 645 "Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации" с 01.09.2013 упразднена Федеральная служба по финансовым рынкам; согласно пункту 6 статьи 49 Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному Банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков" (вступил в силу с 01.09.2013) Банк России является процессуальным правопреемником Федеральной службы по финансовым рынкам в судах общей юрисдикции, мировых и арбитражных судах; Банк России выступает в качестве заинтересованного лица по делам об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) Федеральной службы по финансовым рынкам и ее территориальных органов, должностных лиц Федеральной службы по финансовым рынкам и должностных лиц ее территориальных органов. Решением совета директоров Банка России (протокол от 09.08.2013 N 17) утверждено Положение о Службе Банка России по финансовым рынкам (далее - Служба). Согласно Положению о территориальном подразделении Службы Банка России по финансовым рынкам (утверждено 01.09.2013), территориальным подразделением Службы является Межрегиональное управление Службы, действующее на территории округа.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции удовлетворил ходатайство о процессуальном правопреемстве и произвел замену Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе на правопреемника Межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе (г.Санкт-Петербург) (далее - Межрегиональное управление).
В судебном заседании представитель ООО "Альфа" поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель Межрегионального управления возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Региональное отделение установило, что ООО "Альфа" в нарушение требований статьи 15 Федерального закона от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" и Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 01.03.2012 N 37н не предоставило в уполномоченный орган отчет о микрофинансовой деятельности и персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации за 9 месяцев 2012, в связи с чем в адрес Общества было направлено предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 08.04.2013 N72-13-ОГ-07/6359 (л.д.77-78), которым Обществу было предписано в 15-дневный срок с даты получения предписания:
1. Принять меры, направленные на недопущение в дальнейшей деятельности нарушений требований статьи 15 Федерального закона от 02.07.20110 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" и Приказа Министерства Финансов РФ от 01.03.2012 N 37н "Об утверждении форм и сроков представления документов, содержащих отчет о микрофинансовой деятельности и персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации".
2. Представить в Региональное отделение:
- отчет о микрофинансовой деятельности и персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации Общества за 9 месяцев 2012 года на бумажном носителе и в электронном виде на электронном носителе (компакт-диск, флеш-накопитель) в соответствии с требованиями приказа Министерства финансов Российской Федерации от 01.03.2012 N 37н;
- отчет об исполнении предписания, включающий отчет о мерах, предпринятых Обществом с целью недопущения подобных нарушений в дальнейшей деятельности.
Предписание от 08.04.2013 N 72-13-ОГ-07/6359 получено Обществом 15.04.2013 (л.д.79), таким образом, срок исполнения предписания - 30.04.2013.
Поскольку в установленный срок (до 30.04.2012) Обществом не исполнено предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 08.04.2013 N 72-13-ОГ-07/6359, уполномоченным должностным лицом Регионального отделения 31.05.2013 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении (л.д.74-76) и 11.06.2013 заместителем руководителя Регионального отделения вынесено постановление N 72-13-312/пн о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 296-2013, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 500000 руб. (л.д. 33-38).
Не согласившись с законностью данного постановления, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в действиях Общества имеется состав вмененного правонарушения и не усмотрел оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного Обществом требования.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда от 16.08.2013 и удовлетворения апелляционной жалобы Общества в связи со следующим.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения и вынесения оспариваемого постановления) (далее - Закон N 151-ФЗ) настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы осуществления микрофинансовой деятельности, определяет порядок государственного регулирования деятельности микрофинансовых организаций, устанавливает размер, порядок и условия предоставления микрозаймов, порядок приобретения статуса и осуществления деятельности микрофинансовых организаций, а также права и обязанности уполномоченного органа в сфере микрофинансовой деятельности.
В силу статьи 15 Закон N 151-ФЗ микрофинансовые организации обязаны ежеквартально представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о микрофинансовой деятельности и о персональном составе своих руководящих органов. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным органом.
В соответствии с действовавшим на момент совершения правонарушения и вынесения оспариваемого постановления Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам (утв. постановлением Правительства РФ от 29.08.2011 N 717) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере микрофинансовой деятельности, являлась Федеральная служба по финансовым рынкам.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.03.2012 N 37н "Об утверждении форм и сроков представления документов, содержащих отчет о микрофинансовой деятельности и персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации" установлено, что документы, содержащие отчет о микрофинансовой деятельности и о персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации (далее - отчетность), представляются в территориальный орган Федеральной службы по финансовым рынкам по месту нахождения микрофинансовой организации, начиная с отчетного периода, в котором сведения об организации были внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций; отчетным периодом является первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год; отчетность за первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года представляется микрофинансовой организацией не позднее 45 дней по окончании отчетного периода, отчетность за календарный год - не позднее 105 дней по окончании календарного года.
В силу подпункта 7 пункта 4 статьи 14 Закона N 151-ФЗ уполномоченный орган вправе выдавать микрофинансовой организации обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений.
Частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения и вынесения оспариваемого постановления) установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа.
Факт неисполнения Обществом в установленный срок предписания от 08.04.2013 N 72-13-ОГ-07/6359 установлен административным органом и заявителем не оспаривается. Как следует из материалов дела, предписание от 08.04.2013 N 72-13-ОГ-07/6359 получено Обществом 15.04.2013 (л.д.79), таким образом, срок исполнения предписания - 30.04.2013. Отчетность о микрофинансовой деятельности Общества за 9 месяцев 2012 года была представлена заявителем в Региональное отделение 11.06.2013 вх.N 72-13-14103 (л.д.47-68, 83); отчет о принятых мерах для устранения выявленного нарушения представлен в Региональное отделение только 29.07.2013 вх.N 72-13-16891 (л.д.38-39).
Доказательства того, что Обществом предпринимались все зависящие от него меры (необходимые и достаточные) по своевременному выполнению предписания Регионального отделения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела отсутствуют, что свидетельствует о наличии в действиях Общества вины во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
Суд первой инстанции также не установил оснований для признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10) при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
В пункте 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 указано, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния; применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Оценив характер и степень общественной опасности административного правонарушения, допущенного Обществом, указав на пренебрежительное отношение заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, а также на отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушения, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным.
Апелляционная коллегия не усматривает правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции. Как правомерно указал суд первой инстанции, исполнение предписания Регионального отделения в полном объеме было произведено Обществом уже после вынесения оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности, при отсутствии объективных препятствий для своевременного исполнения предписания, что свидетельствует о пренебрежительном отношении Общества к исполнению возложенных на него публично-правовых обязанностей. Доводы Общества о том, что заявитель был включен в государственный реестр только 20.09.2012, а в штате Общества находится только один сотрудник, не свидетельствуют о малозначительности правонарушения и не опровергают выводов суда о пренебрежительном отношении заявителя к обязанности своевременно исполнить предписание уполномоченного органа. Как правомерно указал суд первой инстанции, Общество имело возможность обратиться в Региональное отделение с ходатайством о продлении срока исполнения предписания с обоснованием причин невозможности его исполнения в установленный срок. Однако заявитель данным правом не воспользовался, после получения 15.04.2013 предписания от 08.04.2013 N 72-13-ОГ-07/6359 не предпринял действий по исполнению предписания в установленный в нем срок.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не находит оснований для применения в данном случае положений статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения Общества от административной ответственности.
Суд также не установил нарушения административным органом процедуры привлечения Общества к административной ответственности. Постановление от 11.06.2013 N 72-13-312/пн вынесено административным органом в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, штраф назначен в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
Нарушения норм материального и процессуального права в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 48, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Произвести в порядке процессуального правопреемства замену Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе на Межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе (г.Санкт-Петербург).
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16 августа 2013 года по делу N А56-39203/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альфа" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-39203/2013
Истец: ООО "Альфа"
Ответчик: Межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе