г.Москва |
|
28 октября 2013 г. |
N А40-58803/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.10.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 28.10.2013.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пронниковой Е.В.,
судей: |
Москвиной Л.А., Цымбаренко И.Б., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Артюковой О.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Транстурсервис"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 08 августа 2013 года
по делу N А40-58803/2013 судьи Уточкина И.Н. (92-569)
по заявлению ОАО "Транстурсервис" (ОГРН 1027700087744, г.Москва, ул.Елецкая, дом 26)
к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
об оспаривании постановления
при участии:
от заявителя: |
Порядин М.В. по доверенности от 05.04.2012, |
от ответчика: |
Камышов Д.А. по доверенности от 22.01.2013 N 05-08-212/13, |
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 08.08.2013, принятым по настоящему делу, отказано в удовлетворении требований ОАО "Транстурсервис" о признании незаконным и отмене постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 16.04.2013 N 1111-3/2013 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.4.17 Закона города Москвы "Кодекс об административных правонарушениях".
При принятии данного решения суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое постановление и порядок его принятия соответствуют закону, административным органом были установлены событие и состав правонарушения, в том числе вина Общества в совершении вмененного правонарушения.
Не соглашаясь с данным решением, в апелляционной жалобе Общество просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. При этом податель жалобы указывает на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, а также на неправильное применение судом норм материального права.
Представитель ответчика в судебном заседании, возражая против доводов апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, считая его законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, заслушав позиции представителей сторон, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как усматривается из материалов дела, 11.02.2013 на основании распоряжения Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 09.01.2013 N 1106-3/2013 в отношении ОАО "Транстурсервис" по адресам: г.Москва, ул.Елецкая, д.26; г.Москва, Сумской проезд, д.2, стр.6 сотрудниками ответчика проведена плановая выездная проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в соответствии со сводным планом проверок субъектов предпринимательства на 2013 год, размещенным на сайте Генеральной прокуратуры РФ.
Из материалов дела следует, что между ОАО "Транстурсервис" и Московским земельным комитетом 30.08.2004 заключен договор N М-05-022734 долгосрочной аренды земельного участка площадью 24.987 кв.м., расположенного по адресу: г.Москва, ул.Елецкая, д.26, предоставляемый в пользование на условиях долгосрочной аренды для эксплуатации существующих зданий, строений и сооружений транспортного предприятия.
В ходе проведенной проверки выявлено нарушение Обществом правил содержания зеленых насаждений города Москвы, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих своевременное выполнение оценки состояния озелененной территории ОАО "Транстурсервис" согласно требованиям раздела 6 (система контроля состояния зеленых насаждений, п.п.6.1-6.7, приложение 11 Правил), в отсутствии паспорта учетного участка территории по форме, установленной приложением 24 Правил, либо иных сведений о проведении инвентаризации зеленых насаждений на земельном участке по адресу: г.Москва, ул.Елецкая, д.26, что является нарушением требований ст.ст.2, 9 Закона города Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений", п.п.7.1.3, 7.1.8, 6.1-6.7, 9.2 приложения 1 к Постановлению Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП "Об утверждении правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы".
20.03.2013 по данному факту уполномоченным лицом Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды в отсутствие законного представителя Общества, извещенного надлежащим образом о месте и времени совершения процессуального действия, составлен протокол об административном правонарушении N 1111-3/2013 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.4.17 Закона г.Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях".
Постановлением Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы от 16.04.2013 N 111-3/2013 ОАО "Транстурсервис" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.4.17 КоАП г.Москвы, выразившемся в нарушении правил содержания зеленых насаждений города Москвы, а именно в осуществлении деятельности, связанной с использованием земельного участка с произрастающими на нем зелеными насаждениями, в отсутствие документов, подтверждающих своевременное выполнение оценки состояния озелененной территории ОАО "Транстурсервис", и ему назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 350 000 рублей.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения Общества в Арбитражный суд г.Москвы с указанными выше требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции правомерно исходил из законности и обоснованности вынесенного постановления о привлечении ОАО "Транстурсервис" к административной ответственности.
В соответствии с ч.2 ст.4.17 КоАП г.Москвы нарушение правил содержания зеленых насаждений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере трехсот пятидесяти тысяч рублей.
В силу ст.1 Закона города Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений" зеленые насаждения - древесно-кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственного происхождения (включая городские леса, парки, бульвары, скверы, сады, газоны, цветники, а также отдельно стоящие деревья и кустарники).
Согласно статье 2 названного Закона защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены.
Граждане, должностные лица и юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений.
Собственники, владельцы, пользователи земельных участков, на которых расположены зеленые насаждения, обязаны осуществлять контроль за их состоянием, обеспечивать удовлетворительное состояние и нормальное развитие зеленых насаждений.
Хозяйственная и иная деятельность осуществляется с соблюдением требований по защите зеленых насаждений, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством города Москвы и настоящим Законом.
Использование озелененных территорий и зеленых массивов, не совместимое с обеспечением жизнедеятельности зеленых насаждений, не допускается.
Согласно статье 7 Закона граждане и юридические лица обязаны обеспечивать сохранность зеленых насаждений. На озелененных территориях и в зеленых массивах запрещается складирование различных грузов, в том числе строительных материалов.
Предпринимательская деятельность граждан и юридических лиц в городе Москве ведется с соблюдением требований по защите зеленых насаждений (ст.9 Закона).
В силу ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов и других природных ресурсов, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических и иных правил, нормативов.
В соответствии с п.2 Постановления Правительства Москвы от 19.11.2002 N 939-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы" (действовавшего на момент проведения проверки и вынесения оспариваемого постановления) специально уполномоченным органом Правительства Москвы по защите зеленых насаждений являлся указанный Департамент.
Пунктом 7.1.3 Постановления Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП "Об утверждении правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы" установлено, что инвентаризации подлежат все зеленые насаждения независимо от организационно-правовой формы собственности и ведомственной принадлежности, находящиеся в пределах городской черты, имеющие установленные границы и предоставленные в пользование (владение, распоряжение) ответственным землепользователям (учреждениям, организациям, предприятиям либо физическим лицам).
В соответствии с п.7.1.8 указанных Правил результаты инвентаризации существующего объекта благоустройства отображаются в Паспорте учетного участка (приложение 24).
Согласно п.9.2 Правил все юридические владельцы территорий обязаны вносить в паспорт все текущие изменения, произошедшие в насаждениях, обеспечивать проведение оценки состояния своей территории согласно требованиям раздела 6 (система контроля состояния зеленых насаждений, п.п.6.1-6.7, приложение 11 Правил).
В настоящем случает, как установлено судом и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, документы, подтверждающие своевременное выполнение оценки состояния своей территории согласно требованиям раздела 6 (система контроля состояния зеленых насаждений, п.п. 6.1-6.7, приложение 11 Правил), равно как и Паспорт учетного участка территории по форме, установленной приложением 24 Правил, либо иные сведения о проведении инвентаризации зеленых насаждений на земельном участке по адресу: ул.Елецкая, д.26, Обществом не представлены.
Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении Обществом требований ст.ст.2, 9 Закона города Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений", п.п.7.1.3, 7.1.8, 6.1-6.7, 9.2 Постановления Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП "Об утверждении правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы".
В соответствии с п.9.1 Правил юридические владельцы территорий обязаны, в числе прочего обеспечить сохранность насаждений, не допускать складирования строительных отходов, материалов, бытовых отходов и т.д., не допускать складирования на газонах снега, сколов льда и т.д.
В соответствии с п.9.3 Правил на озелененных и природных территориях запрещается складировать любые материалы, устраивать свалки снега и льда, подвешивать (прикреплять) на деревьях, кроме прочего, электропровода, различные ограждения, которые могут повредить деревьям.
В настоящем случае административным органом было установлено, что на территории, занятой зелеными насаждениями (деревья породы береза, иные лиственные деревья) с юго-восточной стороны основного строения (дом 26 строение 2 по ул.Елецкая) произведено складирование снега и льда в навалах высотой до 2 м (снимки 4, 5, 6, 7, 9, 10 фотоматериалов - приложения N 1 к настоящему акту проверки), произведено складирование металлических и деревянных конструкций (снимки 7, 8, 9, 10 фотоматериалов), закреплены металлические конструкции (металлическая труба) на деревьях (снимки 11, 12 фотоматериалов). Место выявленного нарушения обозначено точкой N 1 на Схеме территории ОАО "Транстурсервис", являющейся приложением N 2 к настоящему акту проверки.
Также установлено, что в северной части участка указанной территории, слева от дополнительного въезда, рядом с уличным постом охраны произрастает дерево породы осина, на стволе которого закреплен (подвешен) электрический провод (снимок 14 фотоматериалов). Место выявленного нарушения обозначено точкой N 2 на Схеме. На территории ОАО "Транстурсервис" между основным строением (дом 26 строение 2 по ул.Елецкая) и зданием проходной (дом 26 по ул.Елецкая) произрастают деревья породы береза и клен, на стволах которых закреплены электрические провода (снимки 15, 16 фотоматериалов), а также дерево породы ива, в кроне которого закреплены электрические провода (снимки 17, 18 фотоматериалов). Место выявленного нарушения обозначено точкой N 3 на Схеме.
Приведенные факты являются нарушением требований п.п.9.1, 9.3 приложения 1 Постановления Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП "Об утверждении правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы".
Отсутствие документов, подтверждающих своевременное выполнение оценки состояния озелененной территории ОАО "Транстурсервис" согласно требованиям раздела 6 (система контроля состояния зеленых насаждений, п.п.6.1-6.7, приложение 11 Правил), отсутствие Паспорта учетного участка территории по форме, установленной приложением 24 Правил, либо иных сведений о проведении инвентаризации зеленых насаждений на земельном участке по адресу: г.Москва, ул.Елецкая, д.26, являются нарушением требований ст.ст.2, 9 Закона города Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений", п.п.7.1.3, 7.1.8, 6.1, 6.7, 9.2 приложения 1 Постановления Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП "Об утверждении правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы".
Апелляционный суд считает, что вина заявителя в совершении данного правонарушения установлена, подтверждена материалами дела, принимая во внимание, что у Общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с ч.1 ст.1.6 КоАП РФ главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.
В настоящем случае процедура привлечения Общества к ответственности административным органом соблюдена. Нарушений, влекущих отмену постановления, судом апелляционной инстанции не выявлено. Протокол об административном правонарушении составлен, и оспариваемое постановление вынесено уполномоченным должностным лицом. Срок привлечения к административной ответственности не нарушен.
В соответствии с п.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В настоящем случае, исходя из вышесказанного, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое постановление 16.04.2013 N 1111-3/2013 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.4.17 КоАП г.Москвы, является законным и обоснованным, в связи с чем в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано правомерно.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 08 августа 2013 года по делу N А40-58803/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
Л.А.Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-58803/2013
Истец: ОАО "Транстурсервис", ООО "Транстурсервис"
Ответчик: Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы