г. Пермь |
|
31 октября 2013 г. |
Дело N А50-13051/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 октября 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Борзенковой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Вихаревой М.М.,
при участии:
от заявителя муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Центр развития ребенка - детский сад N 266" г. Перми (ОГРН 1025901207947, ИНН 5905006696) - Вылегжанина А.А., доверенность от 01.07.2013, предъявлен паспорт, Деменева Т.А., доверенность от 09.10.2013, предъявлен паспорт;
от заинтересованного лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Индустриальном районе г. Перми (ОГРН 1025901209289, ИНН 5905007996) - не явился, извещен надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Центр развития ребенка - детский сад N 266" г. Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 10 сентября 2013 года
по делу N А50-13051/2013,
принятое судьей Аликиной Е.Н.,
при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
по иску муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Центр развития ребенка - детский сад N 266" г. Перми
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Индустриальном районе г. Перми
о об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) пенсионного фонда,
установил:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка - детский сад N 266" обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Индустриальном районе г. Перми от 01.07.2013 N 069/008/36-2013.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 10.09.2013 заявленные требования удовлетворены в части: признано недействительным решение пенсионного фонда от 01.07.2013 N 069-008/36-2013 в части взыскания страховых взносов, пени и штрафов в связи с не включением страхователем в объект обложения и базу для исчисления страховых взносов единовременных выплат, произведенных в пользу молодых специалистов и пенсионеров в сумме 172 364,30 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с судебным актом в части, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка - детский сад N 266" обратилось с апелляционной жалобой, согласно которой просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований и удовлетворить заявленные требования в полном объеме, поскольку судом не полно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Заявитель жалобы полагает, что спорные выплаты на санаторно-курортное лечение по источнику их финансирования и основанию возникновения не могут быть отнесены ни к заработной плате, ни к стимулирующим выплатам, произведенным в рамках трудового договора.
Представители заявителя в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Заинтересованное лицо, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещенное надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направило, что в порядке п.3 ст. 156, п.2 ст. 200 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела без его участия.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ только в обжалуемой части
Как следует из материалов дела, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Индустриальном районе г. Перми в результате выездной проверки Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Центр развития ребенка - детский сад N 266" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составлен акт N 069-008/42-2013 от 29.05.2013 и вынесено решение N 069-008/36-2013 от 01.07.2013, которым страхователю предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионного страхование в Пенсионный фонд РФ на страховую часть в сумме 53 478,96 руб., на накопительную часть в сумме 2480,98 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС в сумме 6676,94 руб., в ТФОМС в сумме 3920,97 руб., пени в общей сумме 14 220,59 руб., учреждение привлечено к ответственности по ч.1 ст. 47 ФЗ N 212-ФЗ в общей сумме 13 311,57 руб.
Основанием для принятия данного решения послужили выводы о том, что учреждением допущено занижение базы для начисления страховых взносов на суммы единовременного пособия молодым специалистам, единовременного пособия работникам учреждения при увольнении в связи с достижением пенсионного возраста и досрочным выходов на пенсию по старости (при стаже педагогической деятельности 25 лет и более), на суммы оплаты стоимости путевок на санаторно-курортное лечение работникам.
На разрешение суда апелляционной инстанции поставлен вопрос правомерности занижения базы на оплату стоимости путевок на санаторно-курортное лечение работникам.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что спорные выплаты подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов.
Оценив в совокупности собранные по делу доказательства и проанализировав нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 рассматриваемого Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 названного Федерального закона.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ определено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 данного Закона, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
В силу ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Статья 15 ТК РФ определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Статьей 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Законом Пермского края от 08.12.2006 N 30-КЗ предусмотрено предоставление санаторно-курортной путевки за счет средств краевого бюджета. Финансовая помощь местным бюджетам за счет средств казны бюджета Пермского края на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников муниципальных учреждение, работающих, в том числе, в сфере образования, предоставляется в форме субсидий при условии долевого участия органов местного самоуправления в финансировании данных расходов за счет собственных средств в размере не менее 30% стоимости таких путевок.
Решением Пермской городской Думы от 25.09.2007 N 224 утверждены условия предоставления путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников муниципальных учреждений г. Перми.
Сотрудники заявителя отнесены к числу педагогических работников муниципальных учреждений, поэтому на них распространяется действие указанных законодательных актов, регулирующих вопросы предоставления путевок на санаторно-курортное лечение.
Установленные законодательством компенсации направлены на восполнение педагогическому работнику его физических и моральных затрат, связанных с исполнением служебных обязанностей, является мерой социальной поддержки работника.
Предоставление компенсации за санаторно-курортное лечение и оздоровление не является вознаграждением работникам за исполнение ими трудовых обязанностей, не гарантировано трудовыми договорами, не зависит от трудовых успехов работника, не входит в заработную выплату и стимулирующую выплату, следовательно, не должна включаться в базу для начисления страховых взносов.
Данные обстоятельства не были предметом исследования судом первой инстанции.
Таким образом, Законом Пермского края, решением Пермской городской Думы, относящимся к законодательным актам субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, педагогическим работникам, установлены выплаты на оплату стоимости путевок на санаторно-курортное лечение, которые не подлежат обложению страховыми взносами в силу действия пункта 1 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
Кроме того, оспариваемым решением не приняты к зачету расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности в сумме 6815,53 руб. на основании выписки из акта выездной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения от 16.05.2013. Данная выписка в материалы дела фондом не представлена, проверить обоснованность доначисления в данной части не возможно.
Кроме того, сам по себе факт непринятия к зачету расходов по обязательному социальному страхованию, не свидетельствует о возможном появлении базы для доначисления страховых взносов.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене в указанной части, жалоба - удовлетворению.
В силу подп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ госпошлина по апелляционной жалобе пенсионным фондом уплате не подлежит, учреждению предоставлена отсрочка по уплате госпошлины, в связи с чем судом апелляционной инстанции не разрешается вопрос о распределении судебных расходов.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 176, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 10.09.2013 по делу N А50-13051/2013 отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
"Заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Признать недействительным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Индустриальном районе г. Перми от 01.07.2013 N 069-008/36-2013 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".".
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-13051/2013
Истец: МАДОУ "Центр развития ребенка-детский сад N 266", МДОУ "Центр развития ребенка-детский сад N266"
Ответчик: Управление пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в индустриальном районе г. Перми, УПФР в Индустриальном районе г. Перми