г. Санкт-Петербург |
|
28 октября 2013 г. |
Дело N А26-4231/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего А.Б. Семеновой
судей О.И. Есиповой, Л.В. Зотеевой
при ведении протокола судебного заседания: Е.С. Федосеевой
при участии:
от истца (заявителя): не явился (уведомлен)
от ответчика (должника): представителя А.Ф. Прохорова (доверенность от 14.01.2013 N 44)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18344/2013) ООО "Инвест-Девелопмент" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.07.2013 по делу N А26-4231/2013 (судья А.С. Свидская), принятое
по заявлению ООО "Инвест-Девелопмент"
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания N 10-01/2013/026/019296 от 04.06.2013 г., вынесенного заместителем начальника Отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству Прохоровым А.Ф.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Инвест-Девелопмент" (ОГРН 1121001022240, г. Петрозаводск, ул. Ватутина, д.33) (далее - Общество, ООО "Инвест-Девелопмент") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления должностного лица отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству (г. Петрозаводск, ул. Коммунальная, д.9А) (далее - Отдел, административный орган) N 10-01/2013/026/019296 о назначении административного наказания от 04.06.2013, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 19.07.2013 в удовлетворении заявления Общества отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на несоответствие изложенных в решении выводов, обстоятельствам дела, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, административным органом неправильно определен субъект вменяемого Обществу правонарушения, поскольку застройщиком на стадии проектирования являлось ООО "Торговый Холдинг "Лотос", а затем обязанности застройщика перешли к ООО "Сигма РЦ" на основании дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка. Общество не занималось проектированием, экспертизой проекта и получением разрешения на строительство, земельный участок ООО "Инвест-Девелопмент" не передавался. Общество указало также на недоказанность его виновности в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 8.42 КоАП РФ.
В судебное заседание представитель Общества, уведомленного о месте и времени судебного разбирательства, не явился, апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ).
Представитель Управления против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, должностным лицом Отдела после получения из средств массовой информации данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, определением от 11.04.2013 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ, в связи с ведением строительства объекта - торгово-развлекательного комплекса, в районе гипермаркета "Сигма", расположенного по адресу: г. Петрозаводск, Лесной пр., д.47,с нарушением специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохраной зоны водного объекта (реки Неглинка).
В ходе административного расследования проведен осмотр строительной площадки торгово-развлекательного центра в районе гипермаркета "Сигма" и водоохранной зоны реки Неглинка с участием представителей ООО "Сигма РЦ", ООО "Инвест-Девелопмент" и ООО "МАРАЩСТРОЙ", результаты которого оформлены протоколом с фототаблицей от 15.04.2013 (л.д.93-98).
Протоколом осмотра установлено, что на строительной площадке размещена временная бытовка, строительная площадка огорожена забором из металлопрофиля на расстоянии 9, 6,5 и 8 метров от уреза воды реки Неглинка; на территории строительной площадки, огороженной забором, расположенной частично в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе реки Неглинка (водного объекта второй категории рыбохозяйственного значения), работает строительная техника, ведется планировка территории. Фототаблицей зафиксировано размещение ограждения строительной площадки, временного (некапитального) двухэтажного здания, строений (бытовок) и контейнеров в пределах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Неглинка, а также размещение строительного оборудования, проездов и настилов, проведение строительных работ на территории строительной площадки.
По факту выявленного нарушения 28.05.2013 государственным инспектором отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Громовой М.Д. с участием представителя общества в отношении ООО "Инвест-Девелопмент" составлен протокол серии ОР N 019296 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ (л.д.14-15).
Постановлением N 10-01/2013/026/019296 от 04.06.2013, вынесенным заместителем начальника отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Росрыболовства Прохоровым А.Ф. с участием представителя общества Бекаревич А.В., действующей по доверенности от 01.01.2013 г., Общество признано виновным в совершении административного правонарушения указанной квалификации, ему назначено наказание в виде наложения административного штрафа в размере 200000 рублей (л.д.10-13). Обществу вменяется строительство торгово-развлекательного комплекса в границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Неглинка без согласования с уполномоченным органом исполнительной власти в области рыболовства, без принятия мер по сохранению среды обитания водных биологических ресурсов и мер, обеспечивающих охрану водного объекта от загрязнения, что является нарушением части 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, статьи 50 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" от 20.12.2004 г. N 166-ФЗ, пункта 1 статьи 34 и пункта 1 статьи 37 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности Управлением наличия состава административного правонарушения в действиях Общества, существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, влекущих безусловную отмену оспариваемого постановления, не установил.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Отдела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены принятого решения на основании следующего.
Согласно частям 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 АПК РФ).
Частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности.
В силу части 1 статьи 61 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) проведение строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, в их водоохранных зонах, в границах особо ценных водно-болотных угодий осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. В силу части 13 указанной статьи ширина прибрежной защитной полосы озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.
Согласно части 16 статьи 65 ВК РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды (часть 1 статьи 34 и часть 1 статьи 37 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Частями 1 и 2 статьи 50 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" установлены требования о сохранении водных биоресурсов и среды их обитания при осуществлении градостроительной и иной деятельности, а именно: предусмотрено, что при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Указанная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2008 N 569 утверждены Правила согласования размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания (далее - Правила N 569), действовавшие на дату возбуждения административного дела. Согласно пункту 2 указанных Правил согласование размещения хозяйственных и иных объектов в случае их размещения на территории одного субъекта Российской Федерации осуществляют территориальные органы Федерального агентства по рыболовству. Аналогичные требования содержатся в пункте 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 N 384, действующих с 16.05.2013.
Факт нарушения Обществом вышеизложенных требований и установленных водным законодательством ограничений хозяйственной деятельности в пределах водоохранной зоны водного объекта, а именно: строительство торгово-развлекательного комплекса без согласования размещения объекта строительства с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, без применения по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства мер по сохранению среды обитания водных биологических ресурсов, без мер, обеспечивающих охрану водного объекта реки Неглинки от загрязнения, засорения, истощения в соответствии с водным законодательством и законодательством в области защиты окружающей среды, подтверждается трехсторонним соглашением от 12.03.2013, заключенным Обществом, ООО "Торговый холдинг "Лотос" и ООО "Сигма РЦ" (л.д.121-123), протоколом осмотра места административного правонарушения с приложением фотоматериалов, протоколом опроса свидетеля С.В. Попкова от 12.04.2013 (л.д.103), протоколом об административном правонарушении.
На основании изложенного апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о доказанности Управлением события административного правонарушения в действиях Общества.
Судом первой инстанции рассмотрен и правомерно отклонен довод Общества о том, что ООО "Инвест-Девелопмент" не является субъектом вменяемого административного правонарушения, поскольку не занималось проектированием, экспертизой проекта и получением разрешения на строительство.
Материалами дела подтверждается, что застройщиком на стадии проектирования являлось ООО "Торговый холдинг "Лотос", которому на основании заключенного с Администрацией Петрозаводского городского округа от 22.03.2011 N 30101 договора аренды выделен земельный участок с кадастровым номером 10:01:12 01 01:118, площадью 38607 кв.м, для размещения объекта торгово-развлекательного назначения (строительство торгово-развлекательного комплекса) (л.д.16-19).
Дополнительным соглашением от 12.03.2013 N 2691 к указанному договору обязанности застройщика перешли к ООО "Сигма РЦ" (л.д.22-24).
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что на основании Договора N 1 от 09.01.2013, заключенного Обществом (заказчик) с ООО "Торговый холдинг "Лотос" (застройщик), об оказании услуг по управлению проектом и осуществлению надзора (л.д.26-30) и трехстороннего соглашения от 12.03.2013 Общество является заказчиком строительства торгово-развлекательного комплекса.
Из содержания пунктов 1.1, 1.2, 1.3 Договора от 09.01.2013 N 1 следует, что застройщик поручает, а заказчик принимает на себя обязательства по осуществлению строительства, в том числе всех необходимых для реализации строительства согласований, проведения тендера и заключения от своего имени договора на проектирование и строительство, а также иных договоров, необходимых для реализации строительства объекта.
Согласно договору подряда от 24.01.2013 N 24-01/2013/ГП/1, заключенному Обществом с подрядчиком - ООО "МАРАЩСТРОЙ" (л.д.34-53), Общество обязано выполнять все обязанности застройщика, предусмотренные законодательством, передать подрядчику все документы из состава исходно-разрешительной документации на строительство, включая разрешение на строительство, проектную документацию, согласованную и утвержденную в установленном порядке.
Таким образом, с учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что ответственным лицом, отвечающим за согласование хозяйственной деятельности при строительстве объекта, является Общество, то есть именно ООО "Инвест-Девелопмент" является субъектом вменяемого административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции считает, что Общество необоснованно указало на несостоятельность ссылки суда первой инстанции на статью 42 Земельного кодекса РФ, так как в соответствии с указанной статьей Земельного кодекса РФ как собственники земельных участков, так и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с разрешенным использованием, без нанесения вреда окружающей среды, с осуществлением мероприятий по охране, в том числе водных объектов.
Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.
Согласно положениям части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств наличия объективных препятствий для исполнения заявителем действующих норм и правил, равно как и доказательств принятия им исчерпывающих мер для соблюдения требований водоохранного законодательства в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном ему административном правонарушении.
В соответствии с Правилами N 569 у Общества имелась возможность согласовать строительные работы в водоохранной зоне в Северо-Западном территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ, следует признать правомерным.
Судом апелляционной инстанции также проверено соблюдение Управлением порядка проведения оперативного рейда, в ходе которого было установлено событие административное правонарушение, и процедуры привлечения лица к административной ответственности и не выявлено существенных нарушений, являющихся безусловным основанием для признания оспариваемого постановления незаконным.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока, размер штрафа соответствует санкции части 1 статьи 8.42 КоАП РФ.
При вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены доводы заявителя и все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены принятого решения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19 июля 2013 года по делу N А26-4231/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инвест-Девелопмент" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-4231/2013
Истец: ООО "Инвест-Девелопмент"
Ответчик: Отдел государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству (заместителю начальника Прохорову А. Ф.), Северо-Западное территориальное управление Федерального агентства Российской Федерации по рыболовству