Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 18 февраля 2008 г. N КА-А40/13522-07
(извлечение)
По данному делу см. также постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 8 декабря 2008 г. N КА-А40/11214-08-П
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2008 г.
Федеральное государственное унитарного предприятия "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Московской области (далее - управление федеральной службы финансово-бюджетного надзора) от 01.03.07 N 48-01-23/19 в части, касающейся выводов о неправомерности оплаты за счет средств федерального бюджета расходов ЗАО "Объединение "Ингеоком" на страхование строительных рисков и гражданской ответственности за 2006 год в сумме 16 201 303 рублей по государственным контрактам от 30.12.04 N ГК-48-09/05; от 23.05.06 N ГК -03-02/06, от 29.09.06 N ГК-9/05, а также оплаты тому же юридическому лицу затрат, понесенных на оплату услуг по захоронению отходов в количестве 10 366,4 тонн на полигоне "Саларьево" на сумму 3 554 074 рубля по государственному контракту от 30.12.04 N ГК -48-09-05.
Решением от 16.07.07 оспариваемое предписание признано недействительным в части, касающейся выводов административного органа о неправомерности оплаты за счет средств федерального бюджета затрат, понесенных ЗАО "Объединение "Ингоеком" по захоронению отходов в количестве 103 66,4 тонн на полигоне "Саларьево" на сумму 3 554 074 рубля по государственному контракту от 30.12.04 N ГК-48-09-05. В остальной части в удовлетворении заявленного требования отказано.
Названое решение в порядке апелляционного производства обжаловано как управлением федеральной службы финансово-бюджетного надзора, так и предприятием.
Постановлением от 24.09.07 N 09АП-12000/2007-АК, N 09АП-12460/07-АК Девятого арбитражного апелляционного суда решение оставлено без изменения.
Требования о проверке законности постановления от 24.09.07 в кассационной жалобе управления федеральной службы финансово-бюджетного надзора основаны на том, что выводы апелляционного суда о применении нормы права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам не соответствуют.
В отзыве на кассационную жалобу предприятие возражало против доводов, содержащихся в кассационной жалобе, ссылаясь на их несостоятельность.
Судебное разбирательство по кассационной жалобе, назначенное изначально на 25.12.07 на 11 часов 40 минут, было отложено на 21.01.08 на 15 часов, о чем вынесено соответствующее определение.
Явившиеся в это судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, относительно кассационной жалобы дали следующие объяснения:
- представитель административного органа объяснил, что доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, поддерживает;
- представитель предприятия объяснил, что возражает против доводов, содержащихся в кассационной жалобе, поскольку эти доводы несостоятельны.
Проверив законность постановления от 24.09.07 в пределах, установленных для рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя в том числе и из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, объяснений относительно кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Отказывая в удовлетворении заявленного предприятием требования о признании недействительным предписания от 01.03.07 N 48-01-23/19 в части, касающейся выводов о неправомерности оплаты за счет средств федерального бюджета 16 201 303 рублей расходов ЗАО "Объединение "Ингеоком" на страхование строительных рисков и гражданской ответственности за 2006 год по названным государственным контрактам, апелляционным судом, как и судом первой инстанции, применены положения статей 740, 742, 706 Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом условий упомянутых контрактов.
Выводы апелляционного суда о применении права в указанной части установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
Удовлетворяя требование предприятия в части, касающейся признания недействительным выводов управления федеральной службы финансово-бюджетного надзора о неправомерности возмещения той же организации затрат, понесенных ею по оплате услуг по захоронению отходов на полигоне "Салартьево", арбитражный апелляционный суд как и суд первой инстанции исходил из того, что сумма компенсации затрат, указанная в оспариваемом предписании, не соответствует сумме, указанной в акте приемки работ по захоронению отходов. Указанные работы включены в акт выполненных работ от 25.12.06 N 29. Оплата работ субподрядчиков свидетельствует лишь об исполнении обязанности по погашению подрядчиком соответствующих обязательств перед субподрядчиками по выполненным работам, однако не влияет на правоотношения сторон по контракту и право требования подрядчиком соответствующей оплаты выполненных в 2006 году работ в сроки и в порядке, предусмотренные контрактом. Взаиморасчеты подрядчика с субподрядчиками в рамках действия заключенных между ними договоров не влияют на сроки и порядок расчетов между предприятием и подрядчиком в рамках исполнения обязательств по контракту.
Судом применена статья 746 Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом положений статьи 10 Контракта.
Арбитражный суд кассационной инстанции приходит к следующим выводом.
Предметом судебных разбирательств в суде первой инстанции, апелляционном суде являлась законность предписания управления федеральной службы финансово-бюджетного назначения от 01.03.07 N 48-01-23/19 в том числе и в части, качающейся оплаты предприятием ЗАО "Объединение "Ингеоком" 3 554 074 рублей затрат, понесенных на оплату услуг по захоронению отводов в количестве 10 366,4 тонн на полигоне "Саларьево" по государственному контракту от 30.12.04 N ГК-48-90-05.
Этот государственный контракт заключен между предприятием (заказчик) и ЗАО "Объединение "Ингеоком" (подрядчик) на выполнение работ по возведению комплекса сооружений на территории аэродрома аэропорта "Внуково" г. Москвы, искусственной взлетно-посадочной полосы, примыкающих к ней участков рулежных дорожек, перрона под МПТ, входящих в их состав инженерное обеспечение, предусмотренное Проектом, включая оборудование.
Вывод судов о правомерности оплаты подрядчику затрат, понесенных им на оплату услуг по захоронению отходов на полигоне "Саларьево", мотивирован ссылкой на пункт 10 Контракта, регламентирующий порядок и условия платежей, с учетом положений статьи 746 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Между тем согласно пункту 12.14 Контракта осуществление в процессе производства работ систематической, а по завершении работ - окончательной уборки Строительной площадки от отходов строительства предусмотрено за счет подрядчика.
Оценка этому обстоятельству ни апелляционным судом, ни судом первой инстанции не дана. Вопрос о том, вносились ли соответствующие изменения в порядке, установленном законодательством, в условия Контракта судами не выяснялся.
Суд апелляционной инстанции, равно как и суд первой инстанции исходили из того, что выполненные подрядчиком в ноябре- декабре 2006 года работы по захоронению отходов на полигоне "Саларьево" правомерно включены в акт выполненных работ по форме КС-2 от 25.12.06 N 29, а соответственно, предприятием приняты и оплачены в установленном Контрактом порядке.
Между тем управление финансово-бюджетного надзора в оспариваемом предписании ссылалось на неправомерность оплаты затрат на услуги по захоронению отходов в количестве 10 366,4 тонн платежным поручением от 22.12.06 N 787.
Акт приемки N 29, на который сослались суды, составлен 25.12.06, а перечисление денежных средств произведено платежным поручением N 787 от 22.12.06, т.е. до составления акта. Оценка этому обстоятельству судами не дана. Платежное поручение от 22.12.06 N 787, на которое содержится ссылка в оспариваемом предписании, судами не исследовалось. В материалах дела платежное поручение от 22.12.06 N 787 отсутствует. В связи с этим у суда кассационной инстанции отсутствует возможность проверить соответствие выводов как апелляционного суда, так и суда первой инстанции установленными ими по делу обстоятельствами и имеющимся в деле доказательствам.
Незаконность возмещения предприятием затрат, в суме 3 554 074 рублей ЗАО "Объединение "Ингеоком" в оспариваемом предписании мотивирована в том числе и ссылкой на отсутствие документов (платежных приручении, расходных кассовых ордеров), подтверждающих факт оплаты подрядчиком понесенных затрат. Оценка этому обстоятельству судами также не дана.
С учетом изложенного отсутствуют основания полагать, что постановление, а также решение суда первой инстанции приняты на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Поэтому как постановление, так и решение в указанной части подлежат отмене, а дело, по основаниям, которые изложены выше, - направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 16 июля 2007 года Арбитражного суда города Москвы, постановление от 24 сентября 2007 года N 09АП-12000/2007-АК, N 09 АП-12460/07-АК Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-19135/07-2-66 в части, касающейся признания недействительным предписания Территориального управления Росфиннадзора в Московской области от 01.03.07 N 48-01-23/19 о неправомерности оплаты ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов за счет средств федерального бюджета (оплата затрат на услуги по захоронению отходов в количестве 10 366,4 тонн на полигоне "Санарьево" на сумму 3 554 074 рубля по государственному контракту от 30.12.04 N ГК-48-09-05) отменить и в этой части дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы. В остальной части решение от 16 июля 2007 года, постановление от 24 сентября 2007 года оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 18 февраля 2008 г. N КА-А40/13522-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании