город Ростов-на-Дону |
|
31 октября 2013 г. |
дело N А32-22578/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.
судей Гуденица Т.Г., Филимоновой С.С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Кавказском, Гулькевичском и Тбилисском районах
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.08.2013 по делу N А32-22578/2013,
принятое в составе судьи Ивановой Н.В.
по заявлению Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Кавказском, Гулькевичском и Тбилисском районах
к индивидуальному предпринимателю Полторацкой Светлане Викторовне
о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Кавказском, Гулькевичском и Тбилисском районах (далее - Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Полторацкой Светланы Викторовны (далее - ИП Полторацкая С.В.) к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда от 13.08.2013 предприниматель Полторацкая С.В. привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 20 000 руб. штрафа. Судебный акт мотивирован тем, что реализация предпринимателем продукции с истекшим сроком годности образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Доказательства того, что совершенное предпринимателем правонарушение повлекло последствия, указанные в ч. 2 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом не представлены.
Не согласившись с данным судебным актом, Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил решение суда от 24.06.2013 г. отменить. В обоснование апелляционной жалобы заинтересованное лицо указывает, что вывод суда о неверной квалификации совершенного предпринимателем правонарушения по ч. 2 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является ошибочным. Запрет на реализацию пищевых продуктов с истекшим сроком годности установлен пунктом 5 статьи 5 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" и статьей 3 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" от 02.01.2012 N 29-ФЗ. При установлении факта реализации пищевых продуктов с истекшим сроком годности в целях квалификации деяния по ч. 2 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не требуется проведение экспертиз и исследований по вопросу о том, представляют ли такие пищевые продукты опасность для жизни и здоровья граждан. Совершенное предпринимателем деяние может привести к угрозе жизни и здоровью людей.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии с частью 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при неявке в судебное заседание лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 27.06.2013 на основании распоряжения N 282-р-33-2013 от 10.06.2013 сотрудниками Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю проведена плановая проверка индивидуального предпринимателя Полторацкой С.В., осуществляющей деятельность в торговом павильоне "Морячка", расположенном по адресу: г. Гулькевичи, ул. Набережная, 37.
В ходе проверки административным органом установлено, что предприниматель осуществляет реализацию пищевых продуктов с истекшим сроком годности, что является нарушением п. 8.24, п. 14.1 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", ст. 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", п. 8 ст. 17 Федерального закона от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию".
По факту выявленных нарушений в отношении ИП Полторацкой С.В. составлен протокол об административном правонарушении от 28.06.2013 по ч. 2 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку дела об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена названной нормой Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии со статьей 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассматриваются арбитражными судами, административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности.
Частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса.
Согласно примечанию к статье 14.43 Кодекса под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в данной статье и статье 14.47 Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Объективную сторону данного правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Субъективная сторона характеризуется виной. Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, в частности субъектом правонарушения может быть изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Согласно части 1 статьи 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. Частью 1 статьи 13 указанного выше Закона установлено, что за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В силу пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления в силу этого закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Согласно статье 3 Закона N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном Законом N 29-ФЗ. Не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые: не соответствуют требованиям нормативных документов; имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов при проверке таких продуктов, материалов и изделий; не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации; не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли; не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Хранение и перевозки пищевых продуктов, материалов и изделий должны осуществляться в условиях, обеспечивающих сохранение их качества и безопасность (пункт 1 статьи 19 Закона N 29-ФЗ).
В силу статьи 15 Закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" пищевые продукты должны удовлетворять физиологическим потребностям человека и не должны оказывать на него вредное воздействие, при этом пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям. Не соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям и представляющие опасность для человека пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия немедленно снимаются с производства или реализации.
Пунктом 7.1 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов" установлено, что в организации торговли принимаются для хранения пищевые продукты и продовольственное сырье, соответствующие требованиям нормативной и технической документации и имеющие документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность для здоровья человека.
В силу пункта 8.24 СП 2.3.6.1066-01 в организациях торговли запрещается реализация продукции при отсутствии необходимых условий для соблюдения температурных и влажностных условий хранения.
Пунктом 14.1 СП 2.3.6.1066-01 предусмотрено, что руководитель организации торговли обеспечивает, в том числе, выполнение требований санитарных правил всеми работниками организации торговли; необходимые условия для соблюдения санитарных норм и правил при приеме, хранении и реализации продукции, гарантирующих их качество и безопасность для здоровья потребителей.
На основании части 8 статьи 17 Федерального закона от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" продавец продуктов переработки молока не имеет права устанавливать срок их реализации, превышающий срок годности, установленный изготовителем. Не допускается реализация продуктов переработки молока с истекшим сроком годности.
В ходе проведенной Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю проверки установлено, что ИП Полторацкая С.В., осуществляющая деятельность в торговом павильоне "Морячка", расположенном по адресу: г. Гулькевичи, ул. Набережная, 37, осуществляла реализацию следующих продовольственных товаров с истекшим сроком годности: бульон "Домашний куриный" производства ООО "Маривен Фуд Сантра", Моск./обл., д. Ивановская, 0,355х 2 х 71 руб, дата выработки 14.04.2012, срок годности 12мес; конфеты "Мишка косолапый" изг. ОАО "Красный Октябрь", г. Москва, 0,250 х 1 х 132 руб., дата выработки 01.03.2012, срок годности 26.11.2012; конфеты "Желейные" со вкусом клубники со сливками, изг. ОАО "Красный "Октябрь", г. Москва, 0,250 х 4 х 4 3 руб. дата выработки 04.10.2012, срок годности 02.04.2013; печенье "Крекер Золотая рыбка" изг. ЗАО КВД "Павловский Пасад", 0,90 х 2 х 12 руб. дата выработки 24.11.2012, срок годности 22.05.2013; шоколад "Dove" изг. ООО "Марс", г. Ступино-1, 100гр х 1 х 62 руб., дата выработки 14.10.2012, срок годности 18.05.2013, фасоль производитель ООО "Леон", г. Армавир, 0,9 х 2 х 62 руб. дата выработки 01.07.2010, срок годности 14.03.2011; чипсы "Lays" с красной икрой изг. ООО "Фрито Лей Мануфактурен", г. Азов, 0,35 х 2 х 18 руб. дата выработки 24.10.2012 срок годности 17.03.2013; чипсы "Lays" супер сметана и сыр., изг. ООО "Фрито Лей Мануфактурен", г. Кашира, 0,150 х 3 х 64 руб. дата выработки 24.12.2012, срок годности 19.05.2013; йогурт "Эрмигут" изг. ООО "Эрмигут" м/обл., п. Раос, 0,115 х 2 х 15 руб., дата выработки 20.02.2013, срок годности 20.06.2013; чипсы "Lays" с красной икрой изг. ООО "Фрито Лей Мануфактурен", г. Азов, 0,80 х 1 х 37 руб. дата выработки 27.04.2012, срок годности 16.09.2012; чипсы "Pro" сыр изг. ООО ТОВ "Юнишен продакшин", Украина, 0,60 х 2 х 26 руб. дата выработки 01.06.2012, срок годности 01.03.2013.
Факт нарушения требований п. 8.24, п. 14.1 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", ст. 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", п. 8 ст. 17 Федерального закона от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" предпринимателем не оспаривается.
Совершенное предпринимателем правонарушение квалифицировано судом первой инстанции по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административный орган в апелляционной жалобе ссылается на то обстоятельство, что совершенное предпринимателем деяние может привести к угрозе жизни и здоровью людей, следовательно, подлежит квалификации по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Между тем, объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Таким образом, для квалификации административного правонарушения по ч. 2 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо доказать наступление предусмотренных названной нормой последствий, поскольку состав названного правонарушения не является формальным.
Наличие на реализации продукции с истекшим сроком годности не является законченным составом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Для квалификации действий правонарушителя требуется доказать наступление вредных последствий в виде причинения вреда здоровью или угрозы жизни потребителя.
Между тем, административный орган не направил образцы продукции на лабораторное исследование с целью подтверждения непригодности продукции к употреблению, а, следовательно, не установил такой квалифицирующий признак как причинение вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Таким образом, доказательства наступления указанных последствий в результате совершения предпринимателем вменяемого ей правонарушения, административным органом не представлены.
При таких обстоятельствах квалификация совершенного ИП Полторацкой С.В. деяния по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является неправомерной.
Согласно пункту 8 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае, если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией. При этом указанное в протоколе событие правонарушения и представленные доказательства должны быть достаточными для определения иной квалификации противоправного деяния.
В силу части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, рассматривают судьи арбитражных судов.
Таким образом, суд апелляционной инстанции обоснованно квалифицировал несоблюдение предпринимателем вышеуказанных требований по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При исследовании порядка составления протокола об административном правонарушении судом нарушений административного законодательства не установлено.
Протокол об административном правонарушении составлен 28.06.2013 в присутствии предпринимателя, которой были разъяснены права, предусмотренные ст. 25.1-25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за совершение указанного выше правонарушения на момент вынесения оспариваемого решения, не истек.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.08.2013 по делу N А32-22578/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-22578/2013
Истец: Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Кавказском, Гулькевичском и Тбилисском районах, Управление Роспотребнадзора по КК в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по КК в Кавказском, Гулькевичском и Тбилисском районах
Ответчик: ИП Полторацкая Светлана Викторовна
Третье лицо: Полторацкая С. В.