Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 29 декабря 2007 г. N КА-А40/13902-07
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 27 декабря 2007 г.
Государственное образовательное учреждение "Фармацевтическое училище N 10" (далее - Училище, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, с учетом его уточнения, к Инспекция ФНС России N 30 по г. Москве (далее - Инспекция, налоговый орган) о возврате излишне взысканного налога в сумме 87 037 руб. 50 коп., а также процентов в размере 13 592 руб. 11 коп.
Решением от 24.07.2007 Арбитражного суда г. Москвы, оставленным без изменения постановлением от 08.10.2007 Девятого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены в связи с наличием у налогоплательщика права на возврат налога и процентов в заявленных размерах.
Законность и обоснованность судебных актов проверяются в порядке ст. 284 АПК РФ в связи с кассационной жалобой Инспекции, в которой налоговый орган просит принятые по делу решение и постановления судов отменить со ссылкой на наличие задолженности у Общества по налогу на пользователей автодорог и пеням.
Отзыв на кассационную жалобу в порядке ст. 279 АПК РФ не поступил.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представитель Общества возражал против доводов жалобы по мотивам, изложенным в судебных актах.
Обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела и проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Суд кассационной инстанции полагает, что судебными инстанциями при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства и сделаны правильные выводы, соответствующие фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основанные на правильном применении норм материального права.
В кассационной жалобе налоговым органом не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судами обстоятельства и выводы судов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со ст. 288 АПК РФ могли бы явиться основанием для отмены решения и постановления судов.
В кассационной жалобе Инспекцией приведены доводы, которые приводились при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанций, и этим доводам дана правильная правовая оценка.
При рассмотрении спора суды установили обстоятельства, связанные с незаконным списанием налоговым органом с расчетного счета Общества по инкассовому поручению от 27.10.2005 N 10224 денежных средств в размере 877 037 руб. 50 коп. на основании решения Инспекции от 25.10.2005 N 1688 в связи с наличием недоимки по налогу на пользователей автодорог.
Факт незаконного списания спорной суммы установлен вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 10.05.2006 по делу N А40-84365/05-142-622. Названным судебным актом признано решение Инспекции недействительным, а инкассовое поручение - не подлежащим исполнению.
Суды правильно определили природу спорной суммы как излишне взысканной, которая подлежит возврату в соответствии со ст. 79 НК РФ с начислением на эту сумму процентов.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, причитающимся тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне взысканной суммы производится только после зачета в счет погашения недоимки (задолженности). Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взыскан этот налог, в течение двух недель со дня регистрации указанного заявления.
Абзац 3 пункта 2 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что в случае признания факта излишнего взыскания налога орган, рассматривающий заявление налогоплательщика, принимает решение о возврате излишне взысканных сумм налога, а также процентов на эти суммы, начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи.
Суды установили соблюдение Обществом досудебного порядка урегулирования спора со ссылкой на наличие заявления налогоплательщика от 12.12.2006 о возврате излишне взысканных сумм налога и отказ Инспекции письмом от 20.02.2007 N 11-07/06373 в возврате спорной суммы, обоснованный отсутствием у Общества переплаты.
В соответствии с пунктом 4 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами за счет общих поступлений в бюджет (внебюджетный фонд), в который были зачислены суммы излишне взысканного налога. Проценты на указанную сумму начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Поскольку Инспекция не выполнила обязанность, установленную ст. 32, ст. 79 НК РФ и не приняла в установленные законом сроки решения о возврате излишне взысканных сумм налога, неправомерность взыскания которой установлена вступившим в законную силу судебным актом, суд обоснованно удовлетворил требования Общества, правильно применив положения ст. 79 НК.
Представленный заявителем расчет процентов провести судами признан правильным. Правильность расчета суммы начисленных процентов в связи с несвоевременным возвратом налога Инспекцией не оспаривается.
Суды обоснованно отклонили довод Инспекции о наличии у заявителя недоимки по налогу на пользователей автодорог со ссылкой на неустановление судом по делу N А40-84365/05-142-622 данного факта, правомерно указав на то, что Инспекцией начислены пени по названому налогу согласно карты расчета пеней за период с 2000 по 2007 г.г., в то время как названный налог отменен с 01.01.2003.
В соответствии со статьей 288 АПК РФ суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить судебный акт лишь в случае, когда такой судебный акт содержит выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом, и имеющимся в деле доказательствам, а также если он принят с нарушением либо неправильным применением норм материального и процессуального права.
При проверке принятых по делу решения и постановления Федеральный арбитражный суд Московского округа не установил наличие оснований для отмены судебных актов.
Принимая во внимание, что Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующие публично правовые образования выступали в качестве ответчика, с Инспекции подлежит взысканию в федеральный бюджет государственная пошлина в размере 1000 рублей за подачу и рассмотрение ее кассационной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 110, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 24.07.2007 Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 08.10.2007 N 09АП-12791/2007-АК Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-25335/07-33-152 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции ФНС России N 30 по г. Москве - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 29 декабря 2007 г. N КА-А40/13902-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании