г. Челябинск |
|
01 ноября 2013 г. |
Дело N А47-6848/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 01 ноября 2013 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимохина О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свистун Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 06 сентября 2013 года по делу N А47-6848/2013 (судья Евдокимова Е.В.), принятое в порядке упрощенного производства.
Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства (далее - заявитель, предприятие, МУП ЖКХ) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, управление, Роспотребнадзор, административный орган) об отмене постановления от 19.06.2013 по делу об административном правонарушении N 178-13-18, вынесенного начальником Восточного территориального отдела управления, которым предприятие привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс), в виде наложения административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением суда от 06 сентября 2013 года заявленные требования удовлетворены - названное постановление административного органа признано незаконным и отменено.
Роспотребнадзор не согласился с таким решением и обжаловал его в апелляционном порядке - в жалобе просит решение суда отменить, принять новый судебный акт и оставить оспоренное постановление без изменения.
В обоснование апелляционной жалобы управление указало, что материалами дела подтверждено несоответствие установленным нормам температуры горячей воды на вводе во внутридомовую распределительную сеть многоквартирного дома N 54 по ул. Ленина в городе Гае.
Административный орган не согласен с выводом суда о том, что материалы дела не содержат доказательств надлежащего извещения МУП ЖКХ о дате и времени составления протокола об административном правонарушении, поскольку вручение такого извещения работнику юридического лица требований КоАП РФ не нарушает. Это соответствует позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.09.2011 N 5522/11. Факт участия при составлении протокола об административном правонарушении лица на основании общей доверенности не нарушает требований ст. 28.2 КоАП РФ.
Предприятием до судебного заседания в материалы дела представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу управления, по мотивам которого ее доводы отклонены.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом - в судебное не явились.
В соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено апелляционным судом в отсутствие лиц, участвующих деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 22.04.2013 в Гайскую Межрайонную прокуратуру поступило коллективное обращение жильцов дома N 54 по ул. Ленина города Гая Оренбургской области (т. 1, л.д. 98-99) с жалобой на несоблюдение нормативного уровня обеспечения жителей этого дома коммунальными услугами, в том числе, по ненадлежащему горячему водоснабжению квартир (из горячего крана долго течет холодная вода, затем еле-еле теплая; на заявки отвечают, что систему водоснабжения никто менять не будет). Письмом от 29.04.2013 N0-4-2013 данное коллективное обращение направлено в адрес Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области для рассмотрения по существу в части ненадлежащего горячего водоснабжения квартир.
22 мая 2013 года специалистами Роспотребнадзора, совместно со специалистами ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Гае, Гайском районе, городе Медногорске", в присутствии представителей МУП ЖКХ и общества с ограниченной ответственностью "Домоуправление-2" (далее - ООО "Домоуправление-2", управляющая организация), проведено обследование подвала и квартир N 1, 4, 8, 14 дома N 54 по ул. Ленина в городе Гай с проведением замеров температуры горячей воды в местах водоразбора.
Проведенными мероприятиями выявлено нарушение требований СанПиН 2.1.4.2496 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" - температура горячей воды согласно показаниям общедомового прибора учета горячей воды, установленного в подвале дома, на подаче составляет 54,13 градусов Цельсия, температура горячей воды на обратной системе составляет 53,36 градусов Цельсия.
Также произведены замеры температуры горячей воды в ванных комнатах в квартирах N 1, 4, 8, 14 этого жилого дома: в квартире N 14 составила 48,9 градусов Цельсия, в квартире N 8 - 49,2 градусов Цельсия, в квартире N 1 - 49 градусов Цельсия, в квартире N 4 (ванная комната и кухня) - 49,4 и 49,4 градусов Цельсия.
Ход обследования и его результаты оформлены протоколом от 22.05.2013 осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (т. 1, л.д. 90-91), а также актами измерений от 22.05.2013 (т. 1, л.д. 92, 93, 94, 95).
Согласно протоколам лабораторных исследований, оформленным 24.05.2013, температура горячей воды в квартире N 14 составила 48,9 градусов Цельсия, в квартире N 8 - 49,2 градусов Цельсия, в квартире N 1 - 49 градусов Цельсия, в квартире N 4 (ванная комната и кухня) - 49,4 и 49,4 градусов Цельсия (т. 1. л.д. 81, 82, 83, 84, 85, 86).
Копии протокола осмотра и протоколов лабораторных исследований были направлены в адрес МУП ЖКХ и ООО "Домоуправление-2" (т. 1, л.д. 80).
27 мая 2013 года Роспотребнадзором вынесено постановление N 9 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ в отношении МУП ЖКХ - копия определения вручена представителю заявителя Икрянникову Б.А. в тот же день, о чем свидетельствует его подпись (т. 1, л.д. 68).
Предприятие 30.05.2013 представило в административный орган письменные пояснения (на определение N 9 от 27.05.2013) по факту выявленных нарушений с просьбой прекратить производство по административному делу в связи с незначительностью правонарушения (т. 1, л.д. 70-71).
04 июня 2013 года административным органом составлен акт обследования по результатам административного расследования N 9 (т. 1, л.д. 63).
Предписание от 03.06.2013 о вызове привлекаемого лица на 04.06.2013 к 15 часам для составления протокола по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ вручено 03.06.2013 представителю юридического лица по доверенности от 15.01.2013 Икрянникова Б.А. (т. 1, л.д. 61), а также направлено заявителю посредством факсимильной связи 03.06.2013 в 15:11 (т. 1, л.д. 62).
04 июня 2013 года составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст. 14.4 КоАП РФ в отношении заявителя, в присутствии представителя юридического лица по доверенности от 15.01.2013 Икрянникова Б.А. (т. 1, л.д. 58-60, 66).
Определением от 04.06.2013 Роспотребнадзор назначил рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении МУП ЖКХ на 19.06.2013 в 15 часов - копию определения получил 04.06.2013 представитель юридического лица по доверенности от 15.01.2013 Икрянников Б.А., которая зарегистрирована предприятием 05.06.2013 (т. 1, л.д. 55-56).
19 июня 2013 года начальником Восточного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области с участием директора МУП ЖКХ Борисова М.П. вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 178-13-18, согласно которому предприятие привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 20 000 рублей (т. 1, л.д. 17-20, 52-53).
Не согласившись с поименованным постановлением, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из анализа представленных документов, которые не позволили суду сделать вывод о том, кто в рассматриваемом случае должен нести ответственность за качество оказываемой коммунальной услуги (горячее водоснабжение) и является субъектом вменяемого административного правонарушения. Вместе с тем, суд пришел к выводу о том, что административным органом не доказана вина предприятия в совершении вмененного ему правонарушения, а также причинно-следственная связь между действиями (бездействием) ресурсоснабжающей организации и несоответствием температуры горячей воды требованиям СанПиН - не исследовалась и не анализировалась работа сетей, по которой осуществляется подача горячей воды.
Оценив в порядке ст. 71, 210 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Цель данной статьи - защитить интересы населения, в том числе, в области коммунального обслуживания.
Административные правонарушения, предусмотренные данной статьей, посягают на общественные отношения, защищаемые путем установления обязательных требований к товарам, работам и услугам, а также организации продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статьей 11 Закона N 52-ФЗ определено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг; осуществлять гигиеническое обучение работников.
В силу ч. 3 ст. 39 Закона N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно ст. 2 Закона N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии со ст. 38 Закона N 52-ФЗ разработка санитарных правил должна предусматривать определение санитарно-эпидемиологических требований предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на здоровье населения.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы" (далее - СанПиН 2.1.4.2496-09).
В соответствии с п. 1.1 СанПин 2.1.4.2496-09 санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения (далее - СЦГВ), а также правила контроля качества воды, подаваемой СЦГВ, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
Согласно п. 1.2 СанПиН 2.1.4.2496-09 данные санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения.
В силу п. 1.3 СанПиН 2.1.4.2496-09 данные санитарные правила распространяются на централизованное горячее водоснабжение при закрытых и открытых системах теплоснабжения, на системы теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения, а также автономные системы горячего водоснабжения на объектах повышенного эпидемического риска (лечебные, школьные, дошкольные учреждения и др.).
На основании п. 2.1, 2.2 СанПин 2.1.4.2496-09 настоящие санитарно- эпидемиологические правила направлены на обеспечение эпидемиологической безопасности, безвредности химического состава, а также благоприятные органолептические свойства горячей воды, используемой населением для хозяйственно-бытовых нужд. Горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность.
Согласно п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
В силу ч. 3 ст. 23 Закона N 52-ФЗ содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения административного расследования проверяющими установлено, что температура горячей воды в местах водоразбора по адресу: город Гай, ул. Ленина, дом 54 составляет менее 60 градусов Цельсия.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ, следует считать установленным и документально подтвержденным.
Санитарные правила, действующие в сфере продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг, представляют собой нормативные правовые акты, принимаемые в соответствии с Законом N 52-ФЗ и устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Субъектами данного правонарушения являются должностные лица и юридические лица, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
В силу ч. 5 ст. 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
На основании ч. 1 ст. 7 Закона о защите прав потребителей потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
В целях защиты прав потребителей постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).
Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
На основании ст. 31 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Исходя из п. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация за плату обязуется предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам.
В силу ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с ч. 3 ст. 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены: состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома; перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы; порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией её обязательств по договору управления.
Как следует из оспариваемого постановления и протокола об административном правонарушении, юридическое лицо привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.4. КоАП РФ за нарушение требований п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496 (несоответствие температуры горячей воды в местах водоразбора (краны в ванной комнате и на кухне) в конкретных квартирах многоквартирного жилого дома нормативным требованиям (не ниже 60 Со и не выше 75 градусов Со).
В своей объяснительной от 30.05.2013 N 888 МУП ЖКХ указало, что предприятие не является исполнителем коммунальных услуг для потребителей (собственников конкретных квартир в рассматриваемой ситуации), а является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей продажу коммунальных ресурсов иным юридическим лицам и частным предпринимателям, называемым "исполнителям". Исполнителем коммунальных услуг для многоквартирного дома по ул. Ленина, 54, является управляющая организация - ООО "Домоуправление-2", которая в свою очередь предоставляет услуги по передаче энергоресурсов потребителям услуг и несет ответственность перед собственниками квартир на основании договора управления многоквартирным домом.
Суд первой инстанции верно отразил, что данное обстоятельство не проверялось и не исследовалось административным органом (договор управления многоквартирным домом не был затребован, не получено объяснений от ООО "Домоуправление -2), в оспариваемом постановлении вопрос выяснения этих обстоятельств не отражен. Обязанность по надлежащему содержанию коммуникаций в подвале дома, местах водоразбора несут управляющие жилыми домами организации, а не ресурсоснабжающие организации. МУП ЖКХ не осуществляет эксплуатацию и обслуживание инженерных сетей водоснабжения и отопления и не несет ответственности за их ненадлежащее состояние.
Пунктом 21 Правил предусмотрена ответственность ресурсоснабжающей организации за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
В данной ситуации привлечение ресурсоснабжающей организации к названной административной ответственности возможно, если административный орган установит отклонение от указанного температурного режима горячей воды на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Таковым доказательством являются показания общедомового прибора учета горячей воды, установленного в подвале дома (22.05.2013 температура горячей воды на подаче составляла 54,13 градусов Цельсия, и температура горячей воды на обратной системе составляла 53,36 градусов Цельсия) в случае установления административным органом надлежащего состояния коммуникаций на входе в дом и самого общедомового прибора учета.
Вместе с тем, как в оспоренном постановлении, так и в протоколе об административном правонарушении Роспотребнадзор в описании объективной стороны установленного правонарушения вообще не указал показания общедомового прибора учета горячей воды, установленного в подвале дома, сославшись в тексте этих процессуальных документов только на температурные значения, установленные в местах водоразбора в квартирах жильцов дома, за нарушение которых ресурсоснабжающая организация ответственности не несет.
Таким образом, установленное управлением административное правонарушение фактически предприятию поименованными протоколом и постановлением не вменено, что, безусловно, влечет признание незаконным и отмену постановления от 19.06.2013 по делу об административном правонарушении N 178-13-18, которым предприятие привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.4 Кодекса, в виде наложения административного штрафа в размере 20 000 рублей.
При таких обстоятельствах все остальные выводы суда первой инстанции, а также доводы подателя апелляционной жалобы, не имеют правого значения для разрешения заявленных МУП ЖКХ требований, подлежащих удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права в силу ч. 3 и 4 ст. 270 АПК РФ, являющихся основанием для отмены судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба Роспотребнадзора удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 176, 229, 268, 269, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 06 сентября 2013 года по делу N А47-6848/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
О.Б. Тимохин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-6848/2013
Истец: МУП Жилищно-коммунального хозяйства г. Гай
Ответчик: Восточный территориальный отдел Управления Федеральной Службы по надзору в сфере защиты прав потребителей по Оренбургской области (Начальник Матвеева Л. В.), Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области