Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 17 января 2008 г. N КА-А40/14049-07
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2008 г.
ООО "Технический центр "Луч" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об обязании Межрайонную ИФНС России N 49 по г. Москве возместить заявителю переплату в федеральный бюджет на базовую часть трудовой пенсии в размере 23341,09 рублей, а также об обязании налоговый орган уплатить заявителю проценты за несвоевременный возврат истребуемой суммы в размере 6973,76 рублей.
В качестве третьего лица по делу привлечено ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 20 июня 2007 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 октября 2007 года, заявленные требования удовлетворены частично,
На налоговый орган возложена обязанность возместить заявителю переплату в федеральный бюджет на базовую часть трудовой пенсии в размере 23341,09 рублей, уплатить заявителю проценты за несвоевременный возврат истребуемой суммы в размере 1262,04 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Межрайонная ИФНС России N 49 по г. Москве просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм материального и процессуального права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
По мнению налогового органа, законодателем конкретно не определен орган, который должен производить возврат (зачет) излишне уплаченных страховых взносов как, и не определен порядок его проведения.
Налоговый орган полагает, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование понятию налога не отвечают, положения статьи 78 НК РФ на них не распространены.
В судебном заседании представитель Межрайонной ИФНС России N 49 по г. Москве поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
Представитель ООО "Технический центр "Луч", извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Арбитражные суды установили, что ООО "Технический центр "Луч" состоит на учете в качестве страхователя в ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области за регистрационным номером 087-102-7617.
По итогам сверки расчетов произведенной заявителем и ответчиком по состоянию на 10 января 2006 года выявлена переплата по ЕСН (ошибочно уплаченные платежи на КБК 101510) в федеральный бюджет на базовую часть трудовой пенсии в размере 23341,09 рублей.
Письмом от 5 июня 2006 года N 15 ООО "Технический центр "Луч" обратилось в Межрайонную ИФНС России N 49 по г. Москве с требованием возвратить указанную сумму на его расчетный счет.
Между тем, заявление налогоплательщика в налоговым органом удовлетворено не было, что подтверждается реестром платежей, поступивших от заявителя в ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области через казначейство.
Наличие переплаты в сумме 23341,09 рублей также подтверждается актом сверки по состоянию на 3 октября 2006 года.
Письмом от 6 декабря 2006 года N 22 заявитель повторно обратился в налоговый орган с требованием о возврате указанной денежной суммы на его расчетный счет.
Поскольку истребуемые ООО "Технический центр "Луч" денежные средства ему возвращены не были, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с со статьей 3 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страховые взносы на обязательное пенсионное страхование определены законодателем как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме уплаченных страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Таким образом, страховые взносы не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 НК РФ.
Однако, в силу статьи 25 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Согласно статье 2 Федерального закона "О бюджетной классификации Российской Федерации" Федеральная налоговая служба является администратором поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии и накопительной части трудовой пенсии, и на нее как администратора возложены полномочия по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, по начислению, учету, принятию решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей.
Пунктом 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами системы Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина РФ от 16 декабря 2004 года N 116н установлено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании платежных документов администраторов поступлений в бюджет на возврат (возмещение) поступлений плательщикам в срок не более трех рабочих дней со дня их представления в орган Федерального казначейства.
В соответствии с пункта 30 указанного Порядка, взаимодействие Федерального казначейства с администратором поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о доведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему РФ, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений.
Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Приказом ФНС России от 21 апреля 2006 года N САЭ-3-11/247@ "О закреплении полномочий администратора доходов бюджетной системы Российской Федерации по главе 182 "Федеральная налоговая служба" за территориальными органами Федеральной налоговой службы" полномочия администратора доходов бюджетов бюджетной системы РФ по главе 182 "Федеральная налоговая служба" и основные источники доходов бюджетов бюджетной системы РФ согласно приложению к данному приказу на 2006 год закреплены за территориальными органами ФНС России, осуществляющими контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решения о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
Приложением к данному приказу ФНС России является Перечень доходов, администрируемых территориальными органами ФНС России в 2006 году, где под NN 19-22 указаны страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые на выплату страховой, накопительной частей трудовой пенсии, а также страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии.
Установив данные обстоятельства, арбитражные суды обоснованно пришли к выводу о том, что налоговый орган как администратор страховых взносов на обязательное пенсионное страхование вправе произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Поэтому суды правомерно удовлетворили требования ООО "Технический центр "Луч" об обязании налоговый орган возместить переплату в федеральный бюджет на базовую часть трудовой пенсии в размере 23341,09 рублей.
В соответствии с пунктами 7, 8 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Согласно пункту 9 статьи 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Суды, правильно учитывая, что налоговым органом были нарушены установленные статьи 78 НК РФ сроки возврата излишне уплаченного налога (взноса), правомерно начислили проценты за каждый день нарушения указанного срока возврата, из расчета процентной ставки равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дни нарушения срока возврата.
Как видно из материалов дела, исследованных судами, заявление о возврате суммы переплаты подано в налоговый орган 5 июня 2006 года, следовательно, налоговый орган был обязан возвратить суммы переплаты не позднее 5 июля 2006 года, в связи с чем, проценты необходимо начислять с 6 июля 2006 года.
Как правильно установили суды, по состоянию на дату подачи рассматриваемого заявителя в суд (25 декабря 2006 года) размер процентов составит 1262,04 рублей, в том числе с 6 июля 2006 года по 22 октября 2006 года (109 дней) по ставке рефинансирования Банка России 11,5% -812,72 рублей; с 23 октября 2006 года по 25 декабря 2006 года (63 дня) по ставке рефинансирования Банка России 11% - 449,32 рублей.
В связи с вышеизложенным, доводы налогового органа о том, что законодателем конкретно не определен орган, который должен производить возврат (зачет) излишне уплаченных страховых взносов, равно как и его доводы о том, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование понятию налога не отвечают и положения статьи 78 НК РФ на них не распространяются, несостоятельны.
При таких обстоятельствах, обжалуемые решение и постановление приняты законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы арбитражных судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражными судами, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых решения и постановления, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 20 июня 2007 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 октября 2007 года N 09АП-11697/2007-АК по делу N А40-79681/06-35-495 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 49 по г. Москве без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, правильно учитывая, что налоговым органом были нарушены установленные статьи 78 НК РФ сроки возврата излишне уплаченного налога (взноса), правомерно начислили проценты за каждый день нарушения указанного срока возврата, из расчета процентной ставки равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дни нарушения срока возврата.
...
Как правильно установили суды, по состоянию на дату подачи рассматриваемого заявителя в суд (25 декабря 2006 года) размер процентов составит 1262,04 рублей, в том числе с 6 июля 2006 года по 22 октября 2006 года (109 дней) по ставке рефинансирования Банка России 11,5% -812,72 рублей; с 23 октября 2006 года по 25 декабря 2006 года (63 дня) по ставке рефинансирования Банка России 11% - 449,32 рублей.
В связи с вышеизложенным, доводы налогового органа о том, что законодателем конкретно не определен орган, который должен производить возврат (зачет) излишне уплаченных страховых взносов, равно как и его доводы о том, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование понятию налога не отвечают и положения статьи 78 НК РФ на них не распространяются, несостоятельны."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 17 января 2008 г. N КА-А40/14049-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
17.01.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КА-А40/14049-07