г. Санкт-Петербург |
|
01 ноября 2013 г. |
Дело N А26-2092/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 ноября 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Аносовой Н.В.
судей Старовойтовой О.Р., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Назарян К.Р.
при участии:
от истца (заявителя): не явился (извещен),
от ответчика (должника): не явился (извещен),
от 3-го лица: не явился (извещен),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17092/2013) Общества с ограниченной ответственностью "Газель-Сервис" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.06.2013 по делу N А26-2092/2013 (судья Васильева Л.А.), принятое
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Газель-Сервис"
к Администрации Петрозаводского городского округа
3-е лицо: ООО "Транспортная Компания"
о признании недействительными решений от 22.03.2013, оформленных протоколом заседания комиссии по организации транспортного обслуживания населения на территории Петрозаводского городского округа
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Газель-Сервис" (далее -Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Администрации Петрозаводского городского округа (далее - Администрация) о признании недействительными решений от 22.03.2013, оформленных протоколом заседания комиссии по организации транспортного обслуживания населения на территории Петрозаводского городского округа, которым Администрации рекомендовано согласовать расписание движения и заключить договоры на организацию и выполнение перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок N N 21, 22 с ООО "Транспортная Компания" на срок до проведения конкурса.
Решением суда от 07.06.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество подало апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, оспариваемое решение принято с нарушением части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции", а также норм Положения о Порядке согласования расписания движения по маршрутам регулярных перевозок на территории Петрозаводского городского округа. Суд не учел, что признание недействительным оспариваемого решения Комиссии позволит исключить из маршрутов регулярных перевозок по маршрутам N 21 и N 22 подвижной состав ООО "Транспортная Компания", допущенный в нарушение процедуры открытого конкурса. Более того, в случае удовлетворения заявленных требований, заявитель сможет обратиться с требованием к ответчику о возмещении вреда, причиненного вследствие издания оспариваемого решения.
Распоряжением Председателя Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2013 в соответствии с частью 3 статьи 18 АПК РФ, ввиду длительного отсутствия судьи Горбик В.М. вследствие болезни, настоящее дело передано в производство судьи Аносовой Н.В.
Стороны, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд своих представителей не направили. Дело рассматривается в их отсутствие на основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, установлено судом, решением Петрозаводского городского Совета от 09.06.2011 N 27/03-63 утверждено Положение об организации транспортного обслуживания населения на территории Петрозаводского городского округа, согласно пунктам 2.3.1 и 2.3.4 которого к компетенции Администрации отнесены обеспечение процесса организации транспортного обслуживания населения, утверждение маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа, процесс согласования расписания движения транспорта общего пользования по ним, координация работы транспорта общего пользования по маршрутам перевозок.
В пункте 4.1 названного Положения определено, что согласование расписания движения транспорта общего пользования по маршрутам регулярных перевозок осуществляется Администрацией в соответствии с положением о порядке согласования расписания движения по маршрутам регулярных перевозок на территории Петрозаводского городского округа. Соответствующее положение утверждено постановлением администрации Петрозаводского городского округа от 30.11.11 N 4850 "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа на территории Петрозаводского городского округа" (далее - Положение N 4850).
Из пункта 3 Положения N 4850 следует, что расписание движения по маршрутам регулярных перевозок согласовывается Администрацией на конкурсной основе, путем проведения комиссией по организации транспортного обслуживания населения открытого конкурса на организацию и выполнение перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок на территории округа. Исключение составляют случаи, предусмотренные пунктом 11 Положения N 4850, согласно которому без проведения конкурса согласование расписания движения и заключение договора на срок до проведения конкурса (не более чем на 6 месяцев) проводится в случаях, если потребность в пассажирских перевозках по маршруту (маршрутам) обусловлена чрезвычайными обстоятельствами (пункт 11.1); в случае неисполнения перевозчиком действующего договора (пункт 11.2); в случае признания конкурса несостоявшимся (пункт 11.3); истечения срока действия ранее заключенных договоров по итогам конкурса (пункт 11.4).
Постановлением от 06.12.2012 N 5682 Администрацией Петрозаводского городского округа объявлен открытый конкурс на организацию и выполнение перевозок пассажиров и багажа по маршруту (маршрутам) регулярных перевозок на территории Петрозаводского городского округа на период с 01.01.2013 по 30.06.2013 (далее - Постановление).
Заявителем была подана заявка на участие в конкурсе, но на основании п.1.6.5.1 конкурсной документации ему было отказано в признании участником конкурса в связи с неправильным оформлением заявок по лотам N 15 и N 16. Поскольку иных заявок по лотам N 15 (маршрут N 21) и N 16 (маршрут N 22) подано не было, конкурс был признан несостоявшимся.
Комиссия по организации транспортного обслуживания населения на заседании от 29.12.2012 решила рекомендовать Администрации в срок до 31.03.2013 организовать проведение нового конкурса по указанным в решении лотам в том числе по лотам N 15 (маршрут N 21) и N 16 (маршрут N 22).
Одновременно в соответствии с п.11.3 Положения N 4850 Комиссия рекомендовала Администрации согласовать расписание движения и выполнение перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок на территории округа на срок до проведения конкурса по лотам N15 (маршрут N21) и N16 (маршрут N22) с ООО "Газель-Сервис".
Администрацией с заявителем были заключены договоры от 29.12.2012 N N 15,16 на организацию и выполнение перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок на территории округа на срок до проведения конкурса по маршруту N 21 и маршруту N 22. Срок окончания договоров определен до 31.03.2013 (п.8.2 указанных договоров).
Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 26.12.2012 N 6257 установлен предельный тариф на услуги по перевозке пассажиров и багажа общественным транспортом в городском сообщении для ООО "Газель-Сервис" на территории Петрозаводского городского округа в размере 20 рублей за 1 поездку.
Комиссия по организации транспортного обслуживания населения на заседании от 22.03.2013 рассматривала заявления перевозчиков о согласовании расписаний на весенне-летний период 2013 года и заключении договоров. Соответствующее заявление на согласование расписаний по маршрутам N N 21, 22 были поданы ООО "Газель-Сервис" и ООО "Транспортная компания". Согласно протоколу от 22.03.2013 Комиссия решила рекомендовать Администрации согласовать расписание движения и выполнение перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок на территории округа на срок до проведения конкурса по маршруту N 21 и маршруту N 22 с ООО "Транспортная компания".
Администрацией с ООО "Транспортная компания" были заключены договоры от 22.03.2013 на организацию и выполнение перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок на территории округа на срок до проведения конкурса по маршруту N 21 и маршруту N 22. Срок договоров определен с 01.04.2013 до 30.06.2013 (п.8.2 указанных договоров).
Полагая, что Администрация не имела права заключать с ООО "Транспортная компания" указанные договоры, поскольку ранее договоры до проведения конкурса в соответствии с п.11.3 Положения N 4850 были заключены с ООО "Газель-Сервис", к которому Администрацией претензий по соблюдению условий договора не предъявлялось, а кроме того, заключив договоры с третьим лицом, Администрация нарушила требования ст.15 Закона N135-ФЗ "О защите конкуренции", предоставив ООО "Транспортная компания" преимущества в сфере предпринимательской деятельности, а также предписания Положения N 4850 об обстоятельствах заключения договоров без проведения торгов, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения судебного акта по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов или незаконными действий органов, осуществляющих публичные полномочия, является совокупность двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Между тем, как правомерно установил суд первой инстанции, оспариваемые решения не противоречат закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Организация регулярных перевозок пассажиров и багажа на территории Петрозаводского городского округа осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в том числе, в соответствии с Решением Петрозаводского городского Совета от 09.06.2011 N 27/03-63 "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Петрозаводского городского округа", Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 30.11.2011 N 4850. Данным постановлением утверждены следующие Положения:
- Положение о порядке согласования расписания движения по маршрутам регулярных перевозок на территории Петрозаводского городского округа,
- Положение о комиссии по организации транспортного обслуживания населения на территории Петрозаводского городского округа,
- Положение о порядке утверждения маршрутов регулярных перевозок на территории Петрозаводского городского округа.
В соответствии с п. 3 Положения о порядке согласования расписания движения по маршрутам регулярных перевозок на территории Петрозаводского городского округа расписание движения по маршрутам регулярных перевозок согласовывается Администрацией Петрозаводского городского округа на конкурсной основе, путем проведения открытого конкурса на организацию и выполнение перевозок пассажиров и багажа по маршруту (маршрутам) регулярных перевозок на территории Петрозаводского городского округа (далее - конкурс), исходя из условий предоставления услуг по перевозке пассажиров и багажа, в том числе в части обеспечения безопасности дорожного движения, по итогам которого заключается договор на организацию и выполнение перевозок пассажиров и багажа по маршруту (маршрутам) регулярных перевозок на территории Петрозаводского городского округа (далее - договор).
При этом, пунктом 11 Положения N 4850 предусмотрено, что без проведения конкурса согласование расписания движения и заключение договора на срок до проведения конкурса (не более чем на 6 месяцев) проводится в случаях, если потребность в пассажирских перевозках по маршруту (маршрутам) обусловлена чрезвычайными обстоятельствами (пункт 11.1); в случае неисполнения перевозчиком действующего договора (пункт 11.2); в случае признания конкурса несостоявшимся (пункт 11.3).
Указанный муниципальный правовой акт закрепляет возможность согласования расписания движения без проведения конкурса, определяя этот срок наступлением события - до проведения конкурса, запрещая при этом согласование движения с организациями без учета результатов проведенного и состоявшегося конкурса. Минимальный срок, на который возможно согласование расписания движения, императивно не определен.
Поскольку конкурс на организацию и выполнение перевозок пассажиров и багажа, по результатам которого был составлен протокол от 29.12.2012, признан несостоявшимся, а новый конкурс не проводился, на заседании комиссии 22.03.2013 соответственно не проводилось подведение итогов конкурса, были осуществлены лишь предусмотренные Положением о порядке согласования расписания движения действия, направленные на согласование расписания движения и заключение договора на организацию и выполнение перевозок пассажиров и багажа по маршруту (маршрутам) регулярных перевозок на территории Петрозаводского городского округа на период с 01.04.2013 по 30.06.2013.
При этом, указанное согласование было осуществлено в пределах установленного пунктом 11 Положения о порядке согласования расписания движения 6-тимесячного срока.
Таким образом, оснований для признания оспариваемых решений несоответствующими нормам Положения о порядке согласования расписания движения по маршрутам регулярных перевозок на территории Петрозаводского городского округа не имеется.
Не имеется оснований для признания обоснованными и доводов жалобы о несоответствии оспариваемых решений положениям пункта 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции", поскольку предоставление не одному, нескольким перевозчикам последовательно возможности организовать перевозки по маршрутам в пределах шестимесячного срока до проведения конкурса не может ограничивать конкуренцию. В статье 15 Закона "О защите конкуренции" приведен перечень действий, нарушающих конкуренцию, между тем действия Администрации не подпадают ни под один пункт указанного перечня. Администрацией было рассмотрено два заявления о согласовании расписания, поданных в соответствии с разделом 13 Положения двумя заявителями, ни один из которых не являлся действующим победителем конкурса.
Ссылки подателя жалобы на нарушение прав заявителя оспариваемыми решениями также подлежат отклонению апелляционным судом. Из материалов дела вытекает и заявителем не оспаривается, что конкурс на спорные маршруты не состоялся, заявителю было отказано в признании участником конкурса в связи с неправильным оформлением заявок по лотам N N 15, 16. Договор с заявителем был заключен не по итогам конкурса, а без его проведения в порядке, предусмотренном пунктом 11.3 Положения. Следовательно, заявитель, не будучи признанным победителем конкурса, не может претендовать на безусловное заключение с ним договора на установленный срок. Тот факт, что с ООО "Газель-Сервис" был заключен договор на период с 01.01.2013 по 31.03.2013 не свидетельствует о наличии у него каких-либо преимуществ по сравнению с другими транспортными организациями на заключение договора до проведения конкурса по маршрутам N N 15 (21) и 16 (22).
С учетом изложенного, нарушений прав и законных интересов оспариваемыми решениями не допущено.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой инстанции применил нормы материального и процессуального права в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами, в связи с чем обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по апелляционной жалобе подлежат оставлению на заявителе.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.06.2013 по делу N А26-2092/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Газель-Сервис" без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Аносова |
Судьи |
О.Р. Старовойтова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-2092/2013
Истец: ООО "Газель-Сервис"
Ответчик: Администрация Петрозаводского городского округа
Третье лицо: ООО "Транспортная Компания", Представитель истца: Трифонов Петр Александрович