город Омск |
|
01 ноября 2013 г. |
Дело N А75-5067/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 ноября 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8668/2013) Администрации города Нефтеюганска (далее - Администрация, заявитель) на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08.08.2013 по делу N А75-5067/2013 (судья Дроздов А.Н.), принятое
по заявлению Администрации
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - МИФНС N 7 по ХМАО-Югре, Инспекция, налоговый орган)
об оспаривании решения о привлечении к налоговой ответственности,
судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
Администрация города Нефтеюганска обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о признании недействительным решения от 29.03.2013 N 04/58 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08.08.2013 в удовлетворении требования Администрации отказано.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что функции исполнительно-распорядительного органа в системе местного самоуправления возложены на Администрацию, в связи с чем, именно она является надлежащим субъектом ответственности за совершенное налоговое правонарушение.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08.08.2013 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование требований апелляционной жалобы её податель ссылается на то, что функции и полномочия учредителя органа местной администрации с правами юридического лица осуществляет Дума города Нефтеюганска, в связи с чем, обязанность, установленная статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит исполнению указанным представительным органом, а не Администрацией.
В представленном суду апелляционной инстанции письменном отзыве Инспекция выразила согласие с решением суда первой инстанции, просила оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация и МИФНС N 7 по ХМАО-Югре извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе, представителей в судебное заседание не направили, до начала судебного заседания в письменном виде ходатайствовали о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей. Данные ходатайства судом апелляционной инстанции удовлетворены.
Суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в соответствии со статьей 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие лиц, участвующих в деле, по имеющимся доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на неё, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
14.10.2011 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании бюджетного учреждения - Комитета культуры администрации города Нефтеюганска (см. выписку из Единого государственного реестра юридически лиц от 18.03.2013 - л.д.95-96).
20.03.2013, с нарушением срока, установленного налоговым законодательством, Администрация представила в адрес налогового органа сообщение об участии последней в учреждении Комитета культуры администрации города Нефтеюганска.
В связи с установлением факта нарушения сроков предоставления сведений об участии в ином юридическом лице (Комитете культуры администрации города Нефтеюганска) 25.03.2013 Инспекцией составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации правонарушениях (л.д.47-48).
По результатам рассмотрения указанного акта налоговым органом 29.03.2013 вынесено решение N 04/58 о привлечении Администрации к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 200 руб. (л.д.49-52).
Полагая, что указанное решение Инспекции не соответствует положениям законодательства, Администрация обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с соответствующим заявлением.
08.08.2013 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из заявления Администрации, поданного в суд первой инстанции, последняя обратилась в арбитражный суд с требованием о признании недействительным решения Инспекции о привлечении заявителя к налоговой ответственности.
Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела документы, и исходя из доводов, изложенных Администрацией в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что основания для удовлетворения требования заявителя отсутствуют в силу следующего.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 15 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" учредителем бюджетного или казенного учреждения является муниципальное образование - в отношении муниципального бюджетного или казенного учреждения.
В силу положений пункта 1 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
Согласно пункту 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа.
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации (часть 8 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Согласно части 3 статьи 41 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" основаниями для государственной регистрации органов местной администрации в качестве юридических лиц являются решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа в форме муниципального казенного учреждения и утверждение положения о нем этим представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации.
Проанализировав содержание изложенных выше норм действующего законодательства, суд первой инстанции заключил правильный вывод о том, решение представительного органа власти является только основанием для регистрации органов местной администрации, в то время как решение о создании таких органов принимает именно местная администрация, которая и выступает в качестве их учредителя.
Следовательно, применительно к рассматриваемому случаю это означает, что учредителем Комитета культуры администрации города Нефтеюганска, имеющего организационно-правовую форму - бюджетное учреждение, является Администрация.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - организации обязаны сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия.
При этом пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных названным Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119 и 129.4 Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.
Согласно пункту 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации под организациями понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (далее - иностранные организации).
Таким образом, учитывая изложенные выше обстоятельства, положения статей 124 и 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также то, что Администрация города Нефтеюганска зарегистрирована в качестве юридического лица (см. выписку из ЕГРЮЛ от 11.06.2013 - л.д.53-67), суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Администрация в связи с учреждением Комитета культуры администрации города Нефтеюганска и в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации была обязана направить в налоговый орган сообщение о её участии во вновь созданном юридическом лице не позднее 14.11.2011.
В то же время, материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается, что соответствующее сообщение направлено Администрацией в адрес Инспекции только в марте 2013 года, то есть с нарушением срока, установленного статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Инспекцией доказан факт несвоевременного предоставления заявителем документов, необходимых для осуществления налогового контроля, и о том, что решение налогового органа от 29.03.2013 N 04/58 о привлечении Администрации к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 200 руб. является законным.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как при ее подаче Администрация не уплачивала государственную пошлину.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 08.08.2013 по делу N А75-5067/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.П. Кливер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-5067/2013
Истец: Администрация г. Нефтеюганска, Администрация города Нефтеюганска
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, МИФНС N7 по ХМАО-Югры