г. Владивосток |
|
30 октября 2013 г. |
Дело N А51-13001/2013 |
Резолютивная часть постановления оглашена 23 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 октября 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.Б. Култышева,
судей Н.А. Скрипки, С.М. Синицыной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Ю. Федосенко,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Заместителя прокурора Приморского края, Департамента лесного хозяйства Приморского края
апелляционное производство N 05АП-11774/2013, 05АП-11779/2013
на решение от 12.08.2013 судьи Е.В. Кобко
по делу N А51-13001/2013 Арбитражного суда Приморского края
по иску (заявлению) Заместителя прокурора Приморского края к Департаменту лесного хозяйства Приморского края, Обществу с ограниченной ответственностью "Фортуна" (ИНН 2539085054, 2537086510, ОГРН 1072539005967, 1112537001026)
третьи лица: Федеральное агентство лесного хозяйства
о признании сделки недействительной
при участии:
от истца - старший прокурор Карасёва О.В., служебное удостоверение;
от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Фортуна" - адвокат Пудовкин Д.В. по доверенности от 23.10.2013 сроком действия на три года, удостоверение адвоката; Выборов И.С. по доверенности от 19.06.2013 сроком действия на один год, паспорт
Департамент лесного хозяйства Приморского края - не явились
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Приморского края (далее зампрокурора) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Департаменту лесного хозяйства Приморского края (далее Департамент), ООО "Фортуна" о признании недействительным (ничтожным) договора N 54/29 аренды лесного участка для заготовки древесины от 27.04.2012, заключенного между Управлением лесного хозяйства Приморского края и ООО "Фортуна", о применении последствий недействительности ничтожной сделки, обязав ООО "Фортуна" освободить лесной участок, расположенный на территории Приморского края, Дальнегорского городского округа, Тайгинского участкового лесничества, Кавалеровского лесничества, общей площадью 13 536 га, кварталы N 99-117, 121-144.
Решением суда от 12.08.2013 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, зампрокурора обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы указал на несоответствие договора N 54/29 положениям статей 12, 25, 69, 102 Лесного кодекса РФ (далее ЛК РФ), Лесному плану Приморского края на 2009-2018 года с учетом приложения 2.2.5 к указанному плану карты схемы планируемого освоения лесов, исключающей заготовку древесины в промышленных масштабах в спорных лесных кварталах. Отметил несоответствие Лесохозяйственного регламента Кавалеровского лесничества статьям 69, 85, 86, 87 ЛК РФ, Лесному плану Приморского края на 2009-2018.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы указал на несоответствие договора N 54/29 положениям статей 25, 72 ЛК РФ, Лесному плану Приморского края на 2009-2018 года, поскольку в спорных лесных кварталах согласно указанному Лесному плану исключена промышленная заготовка древесины. Отметил несоответствие Лесохозяйственного регламента Кавалеровского лесничества статьям 69, 85, 86, 87 ЛК РФ, Лесному плану Приморского края на 2009-2018. Полагая, что по спорному договору N 54/29 установлен единственный разрешенный вид рубок - рубка ухода за лесом, привел доводы о необходимости согласно пункту 4 Правил ухода за лесом (утв. Минприроды от 16.07.2007 N 185), статей 19, 81,84 ЛК РФ размещения заказа на заключение соответствующего договора в порядке, предусмотренном федеральным законом от 21.07.2005N 94-ФЗ.
В письменном отзыве на апелляционные жалобы ООО "Фортуна" с доводами жалоб не согласилось, просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В канцелярию суда от Департамента лесного хозяйства Приморского края поступило ходатайство о рассмотрении апелляционных жалоб в отсутствие его представителя. Представители истца и ООО "Фортуна" по заявленному ходатайству не возражают. Суд, руководствуясь статьями 156, 159, 184, 185, 258 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее АПК РФ), рассмотрел заявленное ходатайство и определил его удовлетворить.
Представитель истца огласил доводы апелляционной жалобы, которые совпадают с текстом апелляционной жалобы, имеющейся в материалах дела, обжалуемое решение просит отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, поддержал жалобу Департамента лесного хозяйства Приморского края.
Представители ООО "Фортуна" на доводы апелляционных жалоб возразили, обжалуемое решение считают законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Из материалов дела, пояснений представителей лиц, участвующих в деле, судом апелляционной инстанции установлено следующее.
27.04.2011 между Управлением лесным хозяйством Приморского края (Арендодатель) и ООО "Фортуна" (Арендатор) заключен договор N 54/29 аренды лесного участка для заготовки древесины (далее договор N 54/29), по условиям которого Арендодатель предоставил, а Арендатор принял во временное пользование лесной участок площадью 13536 га, расположенный на территории Приморского края, Дальнегорского городского округа, в кварталах NN 99-117, 121-144 Тайгинского участкового лесничества Кавалеровского лесничества, с видом использования лесов - заготовка древесины, сроком действия - 49 лет. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
Согласно приложению 6 к договору аренды, являющемуся актом от 27.04.2012 приема-передачи лесного участка в аренду, спорный участок предан Арендодателем Арендатору.
Истец, полагая, что договор N 54/29 аренды лесного участка заключен с нарушением требований действующего законодательства и является (недействительным) ничтожным, обратился в арбитражный суд с настоящим иском. Основанием иска явилась позиция, что в соответствии с Лесным планом Приморского края, лесные участки, расположенные в кварталах 101-105, 107-110, 115-117, 121-144 Тайгинского участкового лесничества Кавалеровского лесничества являются по своему статусу лесами, отнесенными к зеленым зонам и не предназначены для промышленной заготовки древесины, в связи с чем, установление для указанного участка вида разрешенного использования - заготовка древесины, равно как и заключение договора аренды лесного участка с целью заготовки древесины является нарушением действующего законодательства в области использования, охраны и восстановления лесов.
При рассмотрении заявленных требований судом первой инстанции верно квалифицированы возникшие между сторонами правоотношения как отношения аренды лесного участка, в связи с чем в данном случае подлежат применению нормы Гражданского кодекса РФ, а также Лесного кодекса РФ (ЛК РФ), нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, Приморского края в области лесопользования.
Согласно части 2 статьи 4 ЛК РФ от имени Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
В соответствии с частью 4 статьи 74 ЛК РФ заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.
На основании части 1 статьи 72 ЛК РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
Согласно статье 10 ЛК РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 102 - 109 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 102 ЛК РФ к защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 4 статьи 12 настоящего Кодекса.
Частью 4 статьи 12 ЛК РФ установлено, что защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Статьей 102 ЛК РФ установлены различные категории защитных лесов, включая зеленые зоны.
Из материалов дела следует, что спорные лесные участки, переданные по договору N 54/29, расположены в защитных лесах, относятся к зеленым зонам.
На основании части 2 статьи 29 ЛК РФ, пункта 11 Правил заготовки древесины (утв. приказом Рослесхоза от 01.08.2011 N 337) заготовка древесины осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено ЛК РФ, другими федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 105 ЛК РФ в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, в том числе и зеленых зонах, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений.
При этом, в соответствии с частью 2 статьи 105 ЛК РФ, выборочные рубки лесных насаждений в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, проводятся в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Судебная коллегия отмечает, что согласно исчерпывающего перечня, закрепленного в части 5 статьи 105 ГК РФ, в зеленых зонах запрещаются: использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях; осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; разработка месторождений полезных ископаемых; ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства, а также возведение изгородей в целях сенокошения и пчеловодства; размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений, линий связи, линий электропередачи, подземных трубопроводов.
Таким образом, выборочные рубки лесных насаждений в зеленых зонах в качестве запрещенного вида деятельности в Лесном кодексе РФ, Правилах заготовки древесины (утв. приказом Рослесхоза от 01.08.2011 N 337), не установлены.
В соответствии с Лесным планом Приморского края на 2009 - 2018 годы (далее Лесной план ПК), утвержденным Распоряжением Губернатора Приморского края от 10.03.2009 N 45-рг (в редакции распоряжения Губернатора Приморского края от 08.02.2012 N 14-рг) заготовка древесины в эксплуатационных лесах Приморского края планируется в основном посредством несплошных рубок. Их доля в общем объеме должна составлять не менее 65 процентов. В защитных лесах планируются только несплошные рубки, с дифференциацией по способам выборки деревьев в зависимости от структуры древостоев. Общий принцип заготовки древесины в защитных лесах - предельная минимизация ущерба и сохранение исходных параметров лесной среды за счет применения экологически щадящих технологий лесосечных работ, в том числе с применением лучших мировых аналогов. Непременным условием использования импортной лесозаготовительной техники, которая в последнее время интенсивно вытесняет отечественную, является прохождение лесоводственно-экологической экспертизы на предмет адаптации ее применения в Приморском крае (раздел 2.3.3 Книги II Лесного плана ПК).
Планируется постепенное наращивание заготовки древесины при уходе за лесом и при выборочных санитарных рубках (приложения 16, 17, рисунок 2.3.1).
При этом согласно пояснениям к Таблице 1.4.3 Книги I Лесного плана ПК объем планируемых заготовок древесины в защитных лесах в лесном плане на 2010 - 2018 годы установлен на уровне 45 - 56 процентов от исчисленной расчетной лесосеки по этой категории лесов, исходя из приоритета щадящего режима их использования.
В соответствии со сведениями Таблицы 2.3.2 "Планируемые объемы заготовки древесины" Книги II Лесного плана ПК, общие объемы заготовки за планируемый период с 2011 по 2018 гг. в защитных лесах Кавалеровского лесничества составляют 358,4 тыс. куб. м.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о закреплении в Лесном плане ПК принципиальной возможности осуществления заготовки древесины в защитных лесах, при этом сведений об установлений ограничений в отношении заготовки древесины в зеленых зонах отмеченные данные не содержат.
Оснований для вывода о закреплении в Лесном плане ПК принципиального запрета на осуществление заготовки древесины в зеленых зонах путем выборочных рубок, в отличие от установленного ранее отсутствия аналогичного запрета в Лесном кодекса РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что действующее лесное законодательство федерального уровня содержит определение понятия "заготовка древесины" (часть 1 статьи 29 ЛК РФ), однако не содержит определения понятия "промышленная заготовка древесины". Также данное определение "промышленная заготовка древесины" отсутствует в разделе Книги I Лесного плана ПК "Формулировки, принятые в настоящем Лесном плане".
Оснований и критериев для разграничения либо синонимичного значения понятий "заготовки древесины" и "промышленная заготовка древесины" истцом не приведено.
На основании изложенного, апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что Лесной план ПК не содержит указаний на запрет осуществления заготовки древесины (с соблюдением установленных правил и ограничений) на лесных участках, расположенных в спорных кварталах Тайгинского участкового лесничества Кавалеровского лесничества.
В силу части 5 статьи 87 ЛК РФ в лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, устанавливаются виды разрешенного использования лесов.
Лесохозяйственный регламент Кавалеровского лесничества утвержден уполномоченным органом (Управлением лесным хозяйством Приморского края), нарушений лесного законодательства, в том числе и Лесного плана ПК не установлено. Запрета на заготовку древесины в зеленых зонах путем выборочных рубок указанный регламент не содержит.
Довод апелляционной жалобе об установлении по спорному договору N 54/29 единственного разрешенного вида рубок - рубки ухода за лесом подлежит отклонению ввиду неверного толкования условий спорного договора, действующего лесного законодательства (статьи 16, 17 ЛК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции счел, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 12.08.2013 по делу N А51-13001/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.Б. Култышев |
Судьи |
Н.А. Скрипка |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-13001/2013
Истец: Заместитель прокурора Приморского края
Ответчик: Департамент лесного хозяйства Приморского края, ООО "Фортуна"
Третье лицо: Федеральное агентство лесного хозяйства