г. Владивосток |
|
29 октября 2013 г. |
Дело N А51-12954/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 22 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 октября 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Шевченко,
судей К.П. Засорина, Л.Ю. Ротко,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Ушаковой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы в лице инспекции Федеральной налоговой службы по г.Находке Приморского края,
апелляционное производство N 05АП-11859/2013
на определение от 12.08.2013
судьи О.Н. Голубкиной
по делу N А51-12954/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилкоплекс" (ИНН 2508065442, ОГРН 1042501612097)
о признании несостоятельным (банкротом), рассмотрении требования уполномоченного органа
при участии:
от уполномоченного органа - Савченко Ю.А. по доверенности N 12-03-16-641 от 04.03.2013, служебное удостоверение N 649156;
иные лица, участвующие в деле о банкротстве, не явились;
УСТАНОВИЛ:
Решением от 31.05.2013 общество с ограниченной ответственностью "Жилкомплекс" - признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство сроком на четыре месяца, конкурсным управляющим должника утвержден Савицкий Эдуард Николаевич.
Федеральная налоговая служба в лице инспекции Федеральной налоговой службы по г. Находке Приморского края (далее - "уполномоченный орган") 03.07.2013 обратилась в арбитражный суд с заявлением о включении в третью очередь реестра требований кредиторов должника требований в общем размере 32143,38 руб. в том числе: 10624,55 руб. - пени по налоговым платежам, 4 950 - штрафы по налоговым платежам, 10634,37 руб. - пени по страховым взносам перед Пенсионным Фондом, 5934,46 руб. - задолженность по исполнительному сбору перед службой судебных приставов-исполнителей (с учетом уточнения N 02-23/11326).
Определением от 12.08.2013 признано обоснованным и подлежащим включению в третью очередь реестра требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью "Жилкомплекс" требование Федеральной налоговой службы в лице инспекции Федеральной налоговой службы по г. Находке Приморского края в размере 10 884 руб. 48 коп. штрафов. В установлении требования в размере 21 258 руб. 92 коп. пени отказано.
Не согласившись с определением суда, уполномоченный орган обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его изменить и включить дополнительные требования уполномоченного органа в реестр требований кредиторов должника в размере 21 258 руб. 92 коп. пени. По мнению заявителя жалобы, пени, начисленные за период процедуры наблюдения на задолженность, включенную в реестр требований кредиторов, подлежат включению в реестр требований кредиторов в соответствии с пунктом 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а так же санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве".
В судебном заседании представитель уполномоченного органа поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле о банкротстве, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия рассматривает дело в отсутствие неявившихся сторон.
Поскольку определение в порядке апелляционного производства обжалуется только в части отказа в установлении требования в размере 21 258 руб. 92 коп., при этом, лица, участвующие в деле, возражений в материалы дела не направили, суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверяет законность и обоснованность определения только в обжалуемой части.
Определение проверяется в порядке статей 266-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, апелляционная инстанция считает, что определение в обжалуемой части не подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 32 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
Согласно правилам статьи 71, пункту 1 статьи 100, пункту 2 статьи 129, пункту 4 статьи 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в ходе процедуры банкротства кредиторы вправе в любой момент предъявить свои требования к должнику, обоснованность которых и наличие оснований для их включения в реестр требований кредиторов арбитражный суд проверяет в соответствии с пунктом 5 статьи 100 и пунктом 5 статьи 71 Закона о банкротстве даже при отсутствии возражений относительно заявленных требований. По результатам рассмотрения арбитражный суд выносит определение о включении или об отказе во включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 71 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Указанные требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований. Указанные требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, определением Арбитражного суда Приморского края от 24.01.2013 признано обоснованным требование Федеральной налоговой службы в лице инспекции Федеральной налоговой службы по г. Находке Приморского края в размере 463 461 руб. 11 коп. основного долга, 189 951 руб. 45 коп. пени и 53 989 руб. 05 коп. штрафов.
Начислив на сумму задолженности по обязательным платежам за период с 09.11.2012 по 31.05.2013 пени в размере 10624,55 руб., по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за период наблюдения пени в размере 10634,37 руб., уполномоченный орган обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд исходил из того, что требование уполномоченного органа о включении в реестр требований кредиторов должника доначисленных за период наблюдения пени за неуплату налогов и обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, обоснованность которых уже рассмотрена и требование включены в третью очередь реестра требований кредиторов в соответствии с определениями суда по настоящему делу, не может быть признано обоснованным и подлежащим включению в реестр требований кредиторов.
Суд апелляционной инстанции нашёл данный вывод правомерным.
Согласно пункту 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", требование об уплате пеней, начисляемых в период наблюдения за несвоевременную уплату налогов (сборов), срок платежа которых наступил до принятия заявления о признании должника банкротом, не является текущим и подлежит удовлетворению в порядке, установленном Законом о банкротстве постольку, поскольку основное требование об уплате недоимки не является текущим.
Заявленное уполномоченным органом требование не является текущим.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 4 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления и до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.
Согласно пункту 11 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.04.2003 N 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" состав и размер требований кредиторов, заявленных в ходе процедуры наблюдения (ст. 71 Закона о банкротстве), определяется на дату введения процедуры наблюдения.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 63, требования о применении мер ответственности за нарушение денежных обязательств, всегда следуют судьбе указанных обязательств.
Из названных положений норм следует, что требование уполномоченного органа, заявленное в процедуре наблюдения, может устанавливаться только один раз и в том объеме, который был на дату введения названной процедуры, то есть не подлежит последующему изменению в связи с начислением сумм неустойки.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правильно отказал в удовлетворении заявления уполномоченного органа о включении в реестр требований кредиторов должника пеней в размере 21 258 руб. 92 коп., начисленных за период наблюдения.
Доводы уполномоченного органа, основанные на том, что сумма пени, начисленная за период наблюдения, подлежит включению в реестр требований кредиторов на основании пункта 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25, арбитражный суд считает не влияющими на выводы суда по настоящему делу, поскольку в соответствии с пунктом 27 указанного постановления требование об уплате пеней, начисляемых в период наблюдения за несвоевременную уплату налогов (сборов), срок платежа которых наступил до принятия заявления о признании должника банкротом, не является текущим и подлежит удовлетворению в порядке, установленном Законом о банкротстве постольку, поскольку основное требование об уплате недоимки не является текущим.
Вместе с тем, при рассмотрении настоящего требования, суд руководствовался положениями абзаца 2 пункта 1 статьи 4 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", согласно которому состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяется на дату введения каждой процедуры, применяемой в деле о банкротстве и следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.
То обстоятельство, что требование уполномоченного органа не является текущим, лицами, участвующими в деле не оспаривается. Однако в силу прямого указания статьи 4 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" доначисление сумм пени за процедуру наблюдения по состоянию на дату конкурсного производства и включение их в реестр требований кредиторов должника недопустимо.
Доводы заявителя, приведенные им в апелляционной жалобе, подлежат отклонению в силу их несостоятельности и ошибочности толкования норм права по основаниям, изложенным в настоящем постановлении.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Приморского края от 12.08.2013 по делу N А51-12954/2012 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение одного месяца.
Председательствующий |
С.В. Шевченко |
Судьи |
К.П. Засорин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-12954/2012
Должник: ООО "Жилкомплекс"
Кредитор: ООО "Жилкоплекс"
Третье лицо: Администрация Находкинского городского округа, Инспекция федеральной налоговой службы по г. Находке Приморского края, конкурсный управляющий общества с ограниченной ответственностью "Жилкомплекс" Савицкий Эдуард Николаевич, Некоммерческое партнерство СОПАУ "Альянс управляющих", НП СОПАУ "Альянс управляющих", Представительство НП СОПАУ "Альянс управляющих", Савицкий Э. Н., Управление Федеральной регистрационной службы по ПК, Управление Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю, ООО "Жилкомплекс"