город Самара |
|
05 ноября 2013 г. |
Дело N А72-12271/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 ноября 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балакиревой Е.М., судей Романенко С.Ш., Терентьева Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аванесовой М.А.,
без участия представителей сторон и третьего лица, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 29 октября 2013 года в зале N 6 апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Промышленная компания Волготрансмаш" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17 июля 2013 года, принятое по делу N А72-12271/2012 (судья Леонтьев Д.А.),
по иску Администрации города Ульяновска (ОГРН 1027301171446, ИНН 7303014573), г. Ульяновск,
к закрытому акционерному обществу "Промышленная компания Волготрансмаш" (ОГРН 1027301572550, ИНН 7328015240), г. Ульяновск,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Ульяновск,
о взыскании задолженности по арендной плате и пени,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Ульяновска (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с иском, с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ, к закрытому акционерному обществу "Промышленная компания Волготрансмаш" (далее - ответчик, Общество) о взыскании задолженности в размере 122 121 руб. 10 коп., в том числе: 117 044 руб. 74 коп. - основной долг по арендной плате за период с 12.03.2012 по 31.10.2012, 5 076 руб. 36 коп. - пени за период с 11.04.2012 по 10.11.2012.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 17.07.2013 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт об оставлении требований Администрации без рассмотрения
По мнению ответчика, судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с этим неправильно применены нормы материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что суд не применил закон, подлежащий применению, а именно - пункт 9 Постановления Правительства РФ N 582 от 16.07.2009 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", согласно которому арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости земельного участка.
Также ответчик считает, что по договору аренды у арендодателя отсутствует право на одностороннее изменение размера арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие сторон и третьего лица, которые судом апелляционной инстанции о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом, в соответствии с требованиями статей 121 -123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе и путем размещения информации о рассмотрении дела на официальном сайте суда, явку в суд своих представителей не обеспечили.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд установил.
08.07.2011 между Мэрией города Ульяновска (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 24-2-1314 (л.д. 7-14), согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 73:24:021109:43 (часть участка) из земель населенных пунктов площадью 5 738,2 кв.м., находящийся по адресу: г. Ульяновск, Заволжский район, 34 пр-д Инженерный, дом 13, для использования под производственное здание, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, прилагаемом к настоящему договору и являющимся его неотъемлемой частью (Приложение 1).
Срок аренды установлен пунктом 4.1 указанного договора на период с 28.06.2011 до 28.06.2060.
Размер и условия внесения арендной платы стороны согласовали в разделе 3 договора аренды, при этом стороны предусмотрели, что размер арендной платы за земельный участок определяется от его кадастровой стоимости в процентном отношении, установленном в Порядке определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ульяновской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 25.12.2007 N 510. К договору приложен расчет арендной платы за земельный участок на текущий год (пункт 3.1. договора).
В соответствии с пунктом 3.4 договора размер арендной платы пересматривается арендодателем в одностороннем порядке в случае централизованного изменения размера ставок земельного налога и местных коэффициентов, а также в случае перевода земельного участка из одной категории земель в другую или изменения разрешенного использования земельного участка в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Согласно пункту 3.4. постановления Правительства Ульяновской обл. от 25.12.2007 N 510 (редакция до 29.11.2012, действующая в спорный период) "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ульяновской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" (далее - Постановление от 25.12.2007 N 510), изменение размера арендной платы за земельные участки осуществляется не чаще одного раза в год по следующим основаниям: в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка и в связи с изменением порядка определения размера арендной платы.
На момент заключения договора аренды кадастровая стоимость спорного земельного участка составляла 4194337, 29 руб.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 N 21-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ульяновской области и согласно справки Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", кадастровая стоимость спорного земельного участка в период с 01.03.2012 по 31.10.2012 составляла 14079752,94 руб.
В связи с данными обстоятельствами, истец на основании подпункта 17 пункта 2.1 Постановления от 25.12.2007 N 510 (в редакции, действовавшей в спорный период), изменил размер арендой платы в отношении спорного земельного участка.
По расчету истца, задолженность ответчика по арендной плате за период с 12.03.2012 по 31.10.2012, с учетом частичной оплаты в сумме 63158, 45 руб., составляет 117044,74 руб.
Поскольку ответчик задолженность по арендной плате в указанной сумме не оплатил, истец на основании пункта 5.2. договора аренды начислил пени за период с 11.04.2012 по 10.11.2012 в размере 5 076,36 руб., исходя из 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации от размера невнесенной арендной платы за каждый календарный день просрочки платежа.
Данные обстоятельства явились поводом для обращения с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что арендодатель - Администрация города Ульяновска имеет право в одностороннем порядке изменить размер арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, а также собственность на который не разграничена, при этом отклонил ссылку ответчика на пункт 9 Постановления Правительства РФ N 582 от 16.07.2009, согласно которому арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости земельного участка.
Суд первой инстанции самостоятельно произвел расчет арендной платы, который, исходя из 2% от кадастровой стоимости земельного участка, составил 281 595 руб. 06 коп. в год или 23 466 руб. 25 коп. в месяц, а за спорный период, с учетом частичной оплаты - 116 244 руб. 82 коп.
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующего.
В соответствии с положениями статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации размер, порядок, условия и сроки внесения арендной платы устанавливаются договором.
В силу пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 утверждены "Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности", согласно которым арендная плата при аренде земельных участков определяется исходя из принципа предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя.
Пунктом 9 "Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", утвержденных вышеуказанным постановлением, установлено, что арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости.
Поскольку в настоящем деле кадастровая оценка установлена на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, то положения арендаторов таких земельных участков не должно быть хуже, чем арендаторов земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации.
Учитывая, что кадастровая стоимость спорного земельного участка изменена постановлением Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 N 21-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области", то администрация за спорный период с 12.03.2012 по 31.10.2012 не вправе была рассчитывать арендную плату по новой методике - ранее года, следующего за годом, в котором произошли изменения кадастровой стоимости земельного участка.
С учетом вышеизложенного, за период с 12.03.2012 по 31.10.2012 ответчиком подлежала оплате арендная плата в соответствии с условиями заключенного 08.07.2011 договора аренды и расчета к нему, а именно - 6 990 руб. 56 коп. в месяц и 53 128 руб. 20 коп.
Истцом также заявлено требование о взыскании пени за нарушение сроков внесения арендной платы.
Пунктом 5.2 договора аренды земельного участка N 24-2-1314 от 08.07.2011 стороны предусмотрели ответственность арендатора за нарушение сроков внесения арендной платы в виде пени из расчета 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации от размера невнесенной арендной платы за каждый календарный день просрочки платежа.
Таким образом, по расчету суда апелляционной инстанции, размер пени за период с 11.04.2012 по 10.11.2012 составляет 1 647 руб. 20 коп.
На момент рассмотрения настоящего спора указанная задолженность и пени ответчиком погашены, что подтверждается платежным поручением от 24.04.2013 N 212 на сумму 63 158 руб. 45 коп.
Учитывая вышеизложенное, решение суда первой инстанции в силу пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо отменить в связи с неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Согласно пункту 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Администрация от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена.
При этом, как указано в пункте 12 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 99, судебные расходы, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются с другого лица, участвующего в деле, и в тех случаях, когда это лицо освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17.07.2013, принятое по делу N А72-12271/2012, отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с Администрации города Ульяновска (ОГРН 1027301171446, ИНН 7303014573), г. Ульяновск, в пользу закрытого акционерного общества "Промышленная компания Волготрансмаш" (ОГРН 1027301572550, ИНН 7328015240), г. Ульяновск, расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 2000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.М. Балакирева |
Судьи |
С.Ш. Романенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-12271/2012
Истец: Администрация гоода Ульяновска, Администрация города Ульяновска
Ответчик: ЗАО ""Промышленная компания Волготрансмаш"
Третье лицо: ФГБУ "Федеральная кадачтровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по Ульяновской области", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"