г. Владимир |
|
01 августа 2012 г. |
Дело N А11-5098/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.07.2012.
Постановление в полном объеме изготовлено 01.08.2012.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Владимирглавснаб" (ИНН 3327210280, г. Владимир, мкр. Юрьевец, ул. Ноябрьская, д. 139)
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 22.05.2012
по делу N А11-5098/2010,
принятое судьей Батраковой Е.Н.
по заявлению открытого акционерного общества "Владимирглавснаб" о признании кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 33:22:14017:52, 33:22:14017:53, 33:22:14017:54, установленной на дату постановки этих земельных участков на кадастровый учет, равной их рыночной стоимости в соответствующих размерах,
при участии:
от открытого акционерного общества "Владимирглавснаб" - Аракеляна Э.С. по доверенности от 22.09.2011, Кузина А.В. по доверенности от 22.09.2011, Якусева Г.Б. по доверенности от 22.09.2011;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области - Янковой Ю.А. по доверенности от 30.12.2011 N 169;
от Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии - Янковой Ю.А. по доверенности от 01.02.2012;
от филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Владимирской области - Смирновой Т.Р. по доверенности от 30.01.2012 N 10;
от администрации Владимирской области - Тихонравовой О.Г. по доверенности от 17.10.2011 N 01/02-02;
от муниципального образования "Город Владимир" - Елистратовой М.Н. по доверенности от 10.01.2012 N 01-01/40,
и установил:
открытое акционерное общество "Владимирглавснаб" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий (бездействия) Управления Роснедвижимости по Владимирской области (в настоящее время - Управление Росреестра по Владимирской области) по ненадлежащей проверке представленного Федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Владимирской области в части расчета удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 33:22:14 017:0009, расположенного по адресу: г. Владимир, мкр. Юрьевец, ул. Ноябрьская, д. 139, а также среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка кадастрового квартала 33:22:14017 земель населенных пунктов Владимирской области в составе 9-го вида разрешенного использования по городу Владимиру на соответствие его состава условиям технического задания, оформленным протоколом проверки экспертной комиссии Управления Роснедвижимости по Владимирской области материалов по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Владимирской области (письмо Управления Роснедвижимости по Владимирской области от 20.12.2007 N 3676); действий (бездействия) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (в настоящее время - Росреестр) по ненадлежащей проверке составленного Федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" и представленного Управлением Роснедвижимости по Владимирской области отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Владимирской области в части расчета удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 33:22:14 017:0009, расположенного по адресу: г. Владимир, мкр. Юрьевец, ул. Ноябрьская, д. 139, а также среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка кадастрового квартала 33:22:14017 земель населенных пунктов
Владимирской области в составе 9-го вида разрешенного использования по городу Владимиру) на соответствие его Методическим указаниям, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39, оформленным актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков (письмо Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 31.12.2007 N ВС/0106).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля", федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Владимирской области, администрация Владимирской области.
Решением от 29.11.2010 Арбитражный суд Владимирской области отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2011 и постановлением Федерального арбитражного суда Волго- Вятского округа от 03.05.2011 решение Арбитражного суда Владимирской области от 29.11.2010 оставлено без изменения.
Впоследствии Общество обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 03.05.2011.
Определением от 20.09.2011 N ВАС-10761/11 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации возобновил надзорное производство, в передаче дела Арбитражного суда Владимирской области N А11-5098/2010 в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 03.05.2011 отказал.
При этом в данном определении суд указал, что постановлением Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости рыночной, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
Кроме того, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В этой связи Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность пересмотра судебного акта по новым обстоятельствам.
29.09.2011 Общество обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о пересмотре по новым обстоятельствам вступившего в законную силу решения суда от 29.11.2010 по делу N А11-5098/2010.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 01.11.2011 заявление Общества о пересмотре по новым обстоятельствам решения суда от 29.11.2010 удовлетворено, указанное решение отменено, а заявление Общества принято к рассмотрению.
При новом рассмотрении Общество настаивало на тех же требованиях, что изначально были заявлены по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило свои требования к Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата по Владимирской области", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области (далее - Управление Росреестра по Владимирской области) и просило признать кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 33:22:14017:52, расположенного по адресу: г. Владимир, мкр. Юрьевец, ул. Ноябрьская, 139, установленную на дату постановки указанного земельного участка на кадастровый учет, равной его рыночной стоимости в размере 55 910 000 руб.; кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 33:22:14017:53, расположенного по адресу: г. Владимир, мкр. Юрьевец, ул. Ноябрьская, 139, установленную на дату постановки указанного земельного участка на кадастровый учет, равной его рыночной стоимости в размере 6 710 000 руб.; кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 33:22:14017:56, расположенного по адресу: г. Владимир, мкр. Юрьевец, ул. Ноябрьская, 139, установленную на дату постановки указанного земельного участка на кадастровый учет, равной его рыночной стоимости в размере 1 420 000 руб. Кроме того, Общество просило признать недостоверным отчет Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - ФГУП "ФКЦ "Земля") об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Владимирской области от 07.12.2007 в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 33:22:14017:0009.
В связи с реорганизацией Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата по Владимирской области" судом первой инстанции произведена его замена на федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Владимирской области (далее - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Владимирской области).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр), администрация Владимирской области, муниципальное образование "Город Владимир" в лице администрации г. Владимира.
Решением от 22.05.2012 Арбитражный суд Владимирской области отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель не согласился с решением арбитражного суда первой инстанции от 22.05.2012 и обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт.
Доводы Общества подробно изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы апелляционной инстанции, а также заявили ходатайство о назначении судебной экспертизы отчета ФГУП "ФКЦ "Земля" об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 33:22:14 017:0009, расположенного по адресу: г. Владимир, мкр. Юрьевец, ул. Ноябрьская, д. 139.
Суд апелляционной инстанции с учетом мнения лиц, участвующих в деле, и положений статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении данного ходатайства отказал.
Управление Росреестра по Владимирской области, филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Владимирской области, администрация г. Владимира и администрация Владимирской области в отзывах на апелляционную жалобу и их представители в судебном заседании просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Росреестра в судебном заседании также просил отказать Обществу в удовлетворении апелляционной жалобы.
ФГУП "ФКЦ "Земля", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в судебное заседание не направило, заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без его участия, в отзыве на апелляционную жалобу просило оставить ее без удовлетворения, решение суда - без изменения, а также указало на реорганизацию предприятия в форме присоединения к Федеральному государственному унитарному предприятию "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", представив распоряжение Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 23.12.2011 N 3301-р, свидетельства от 30.05.2012 серии 77 N 016019478 и серии 77 N 016019477, выданные Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве, устав ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 02.03.2012.
В порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции произвел замену ФГУП "ФКЦ "Земля" на ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ".
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Владимирской области от 22.05.2012 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвовавших в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, 27.04.2004 Общество (арендатор) и администрация Владимирской области (арендодатель) заключили договор аренды N 7817 земельного участка площадью 141 304 кв.м, кадастровый номер 33:22:14017:0009, расположенного по адресу: г. Владимир, мкр. Юрьевец, ул. Ноябрьская, д. 139, разрешенное использование - содержание производственной базы, что относится к 9 виду разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок).
В 2009 году земельный участок с кадастровым номером 33:22:14017:0009, расположенный по адресу: г. Владимир, мкр. Юрьевец, ул. Ноябрьская, д. 139, был разделен на три земельных участка с кадастровыми номерами 33:22:14017:52, 33:22:14017:53, 33:22:14017:56.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 23.01.2009 серии 33 АК N 643399, от 23.01.2009 серии 33 АК N 643397, от 27.01.2009 серии 33 АК N 643570 указанные земельные участки принадлежат Обществу на праве собственности.
Работы по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов на территории Владимирской области проводились ФГУП "ФКЦ "Земля" на основании государственного контракта от 22.06.2007 N 14, заключенного с Управлением Роснедвижимости по Владимирской области, правопреемником которого является Управление Росреестра.
По результатам проведенных работ ФГУП "ФКЦ "Земля" составлен отчет, который был представлен в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, где он прошел проверку на соответствие Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39.
Результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов, согласованные Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, были направлены в Управление Роснедвижимости по Владимирской области, которое представило их на утверждение в администрацию Владимирской области.
Постановлением губернатора Владимирской области от 21.11.2008 N 808 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов.
Достоверность и законность результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Владимирской области исследовались в рамках рассмотрения Владимирским областным судом дела N 3-60/09 по заявлению Общества о признании недействительным постановления губернатора Владимирской области от 21.11.2008 N 808 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов" в части утверждения в Приложении 1 кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 33:22:14017:0009 в размере 338 664 709 руб. 80 коп. и в части утверждения в Приложении 2 среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости кадастрового квартала 33:22:14017 земель населенных пунктов Владимирской области в размере 9 ВРИ по г. Владимиру в сумме 2 396 руб. 34 коп. за кв.м.
Решением Владимирского областного суда от 17.12.2009 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований. При этом в процессе рассмотрения этого дела Владимирский областной суд установил, что Управление Роснедвижимости проверило отчет по результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Владимирской области в соответствии с Административным регламентом на предмет его соответствия требованиям технического задания, являющегося неотъемлемой частью государственного контракта; Роснедвижимость проверила данный Отчет на соответствие его Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель.
Определением от 14.04.2010 N 8-Г10-10 Верховный суд Российской Федерации оставил решение Владимирского областного суда от 17.12.2009 без изменения.
На этом основании суд указал, что сведения о конкретных показателях кадастровой стоимости, которые содержатся в вышеназванном нормативном акте исполнительного органа субъекта Российской Федерации, определены специальным методом, а Управление перенесло эти сведения в государственный кадастр недвижимости на очередной срок.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исследовав представленные в дело доказательства и оценив фактические обстоятельства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Общества исходя из следующих положений.
Так, судом принята во внимание правовая позиция Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенная в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, о том, что законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка посредством указания его рыночной стоимости, причем в этом случае достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Поскольку от величины кадастровой стоимости зависит налогооблагаемая база по земельному налогу, то результат установления кадастровой стоимости в размере, равном рыночной стоимости, может повлиять на экономические интересы хозяйствующих субъектов, каковым является заявитель по данному делу.
Согласно статье 24.19. Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 346-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Как правильно отметил суд, права Общества, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ), в который была включена глава III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Однако, как правомерно указал суд первой инстанции, на спорные правоотношения эти нормы не распространяются и Общество
воспользоваться механизмом Федерального закона N 167-ФЗ не может.
Тем не менее пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) (далее - Кодекс) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость устанавливается в процентах от его рыночной.
В настоящее время данная норма действует в редакции Федерального закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость устанавливается равной его рыночной.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Кодекса, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этих условиях суд пришел к выводу о том, что Обществом заявлено требование об изменении кадастровой стоимости, следовательно, оно как собственник земельного участка вправе требовать уточнения, корректировки результатов государственной кадастровой оценки применительно к принадлежащему ему земельному участку.
С учетом постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда от 28.06.2011 N 913/11 данное требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Следовательно, доказательства действительной рыночной стоимости земельного участка должно представить Общество.
В качестве доказательств действительной рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 33:22:14017:52, 33:22:14017:53, 33:22:14017:56 заявитель представил отчет об оценке от 29.06.2009 N 12-2009, выполненный обществом с ограниченной ответственностью "Дара-Эксперт", согласно которому по состоянию на 01.01.2008 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 33:22:14017:52 составляет 55 910 000 руб.; земельного участка с кадастровым номером 33:22:14017:53 - 6 710 000 руб.; земельного участка с кадастровым номером 33:22:14017:56 - 1 420 000 руб., и экспертное заключение данного отчета.
Указанные земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет 24.11.2008.
В силу статьи 5 Федерального закона N 135-ФЗ к объектам оценки относятся как отдельные материальные объекты (вещи); совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия); право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества; права требования, обязательства (долги); работы, услуги, информация; иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов (часть 5 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ).
Согласно пункту 11 части 2 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
На основании пунктов 1-4, 10, 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. При проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
Кадастровая стоимость земельных участков в случаях, перечисленных в пункте 1.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 (далее - Методические указания), определяется Земельной кадастровой палатой по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченной на обеспечение ведения Государственного реестра земель кадастрового района.
Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков отражаются в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков, который удостоверяется должностным лицом управления Роснедвижимости по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченным на выполнение учетных кадастровых записей (пункты 1.3, 1.4 Методических указаний).
В соответствии с пунктом 2.1.3. Методических указаний в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка в границах существующего поселения кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка (абзац 1).
Как установлено судом первой инстанции, при формировании перечней земельных участков для определения кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2008 имелись сведения лишь о земельном участке 33:22:14017:0009, который прекратил свое существование как объект недвижимого имущества с момента раздела и внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости - 24.11.2008 (с момента постановки на кадастровый учет указанных в заявлении и апелляционной жалобе земельных участков).
Следовательно, земельные участки, принадлежащие заявителю, на момент проведения государственной кадастровой оценки не существовали, не были поставлены на кадастровый учет и не могли быть включены в перечень объектов оценки, формируемый на начало года проведения работ по государственной кадастровой оценке, - 01.01.2008.
Поскольку постановлением губернатора Владимирской области от 21.11.2008 N 808 утверждены результаты государственной кадастровой оценки, проведенной по состоянию на 01.01.2008, суд верно указал, что спорные земельные участки являются вновь образованными по отношению к проводимой государственной кадастровой оценке по состоянию на 01.01.2008.
Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 33:22:14017:52, 33:22:14017:53, 33:22:14017:56 определена и утверждена актами определения кадастровой стоимости от 11.01.2009 N 22/203, 22/504, 22/505.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость (статья 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ).
С учетом данного положения и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, представленный Обществом отчет об оценке от 29.06.2009 N 12-2009, выполненный обществом с ограниченной ответственностью "Дара-Эксперт", обоснованно не признан судом первой инстанции надлежащим доказательством по делу, поскольку по состоянию на 01.01.2008 указанные земельные участки отсутствовали как самостоятельные объекты недвижимости и не могли быть объектами оценки.
При этих условиях суд со ссылками на статьи 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 65, 125, 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом искового характера требований и правил доказывания законности и обоснованности этих требований пришел к правомерному выводу о недоказанности Обществом действительной рыночной стоимости земельных участков.
Доводы Общества о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права в части необоснованного отклонения ходатайства о проведении экспертизы отчета ФГУП "ФКЦ "Земля" об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 33:22:14 017:0009, расположенного по адресу: г. Владимир, мкр. Юрьевец, ул. Ноябрьская, д. 139, судом апелляционной инстанции во внимание не принимаются.
В данном случае вопрос о необходимости проведения экспертизы согласно статье 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации находится в компетенции суда, разрешающего дело по существу.
Суд апелляционной инстанции также не нашел оснований при вышеизложенных обстоятельствах для удовлетворения аналогичного ходатайства Общества.
Как было отмечено выше, достоверность и законность результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Владимирской области исследовались в рамках рассмотрения Владимирским областным судом дела N 3-60/09 по заявлению Общества, где было установлено соблюдение при ее проведении требований действовавшего в тот момент законодательства, в частности, Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, и Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39.
По мнению суда апелляционной инстанции, проведение экспертизы отчета ФГУП "ФКЦ "Земля" об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 33:22:14017:0009 может привести к переоценке судебных актов Владимирского областного суда и Верховного Суда Российской Федерации, что противоречит применению части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемое решение суда первой инстанции не противоречит правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, а доводы заявителя об обратном являются несостоятельными.
С учетом изложенного суд правомерно отклонил доводы Общества, касающиеся наличия оснований как для оспаривания результатов государственной кадастровой оценки, так и для признания отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Владимирской области от 07.12.2007 в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 33:22:14 017:0009 недостоверным.
При этих условиях основания для удовлетворения требований Общества и отмены решения Арбитражного суда Владимирской области отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 22.05.2012 по делу N А11-5098/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Владимирглавснаб" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-5098/2010
Заявитель: ОАО "Владимирглавснаб"
Заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрационной службы по Владимирской области
Третье лицо: Кадастровый центр "Земля", ФГУП ФКЦ "Земля", ФГУП "Земельная кадастровая палата" по Владимирской области, Администрация Владимирской области
Хронология рассмотрения дела:
12.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10761/11
14.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10761/11
18.01.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10761/11
24.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4621/12
01.08.2012 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-52/11
22.05.2012 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-5098/10
01.02.2012 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-5098/10
01.11.2011 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-5098/10
20.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10761/11
25.08.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10761/11
09.08.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10761/11
03.05.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1441/11
21.02.2011 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-52/11
29.11.2010 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-5098/10