19 августа 2010 года |
|
г. Вологда |
Дело N А66-1568/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2010 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Чельцовой Н.С.,
судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лущик Е.В.,
при участии от Департамента государственного заказа Тверской области Черновой И.С. по доверенности от 11.01.2010 N 06/03,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области Красюковой Л.К. по доверенности от 20.01.2010 N 3,
от общества с ограниченной ответственностью "Баталинский лесопромышленный комплекс" Покормяка В.Н. по доверенности от 10.08.2010,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента государственного заказа Тверской области
на решение Арбитражного суда Тверской области от 21 мая 2010 года
по делу N А66-1568/2010 (судья Бачкина Е.А.),
УСТАНОВИЛ:
Департамент государственного заказа Тверской области (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконными решения от 25.02.2010 N 04-6/05-2010 и предписания от 25.02.2010 N 04-6/05-2010 Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее - УФАС, Управление).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Лидер" (далее - ООО "Лидер") и общество с ограниченной ответственностью "Баталинский лесопромышленный комплекс" (далее - ООО "Баталинский лесопромышленный комплекс").
Решением Арбитражного суда Тверской области от 21.05.2010 по делу N А66-1568/2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Департамент с данным решением не согласился и обратился в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования о признании недействительными решения от 25.02.2010 N 04-6/05-2010 и предписания от 25.02.2010 N 04-6/05-2010 комиссии УФАС. Полагает, что решение суда противоречит требованиям статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ). Его представитель в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
УФАС в отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с доводами, изложенными в ней, просит оставить решение арбитражного суда без изменения, а жалобу Департамента - без удовлетворения. Его представитель в судебном заседании отклонил доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
ООО "Баталинский лесопромышленный комплекс" отзыв на апелляционную жалобу не представило, его представитель в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе Департамента.
ООО "Лидер" отзыв на апелляционную жалобу и своего представителя в суд не направило, надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 256 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей Департамента, Управления и ООО "Баталинский лесопромышленный комплекс", исследовав письменные доказательства, проверив законность и обоснованность решения и доводы жалобы, апелляционная коллегия не находит оснований для её удовлетворения и отмены решения суда.
Как усматривается из материалов дела, Департаментом 26.12.2009 в газете "Тверская жизнь" N 238 (26.809) опубликовано извещение о проведении 26.02.2010 открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка следующего содержания:
- дата, время и место окончания срока подачи заявок: 11 января 2010 года в 16 час 00 мин по адресу организатора аукциона - Департамента;
- дата, время и место проведения аукциона: в 10.00 час 26 февраля 2010 года по адресу организатора аукциона - Департамента: 170100, г. Тверь, ул. Советская, д. 23, каб. 435;
- сведения об официальном сайте http://www.gostorgi.tver.ru, на котором размещена документация об Аукционе;
- размер задатка: 100% от начального размера арендной платы. По лоту N 5 начальный размер арендной платы составляет 4 800 000 рублей.
ООО "Лидер" (претендент), как это предусмотрено документацией об открытом аукционе по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, 30.12.2009 обратилось в Департамент с заявлением о заключении соглашения о задатке для участия в аукционе по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, лот N 5, которое в 16 час. 40 мин 30.12.2009 принято Департаментом.
Однако соглашения о задатке претендент не получил.
В соответствии с протоколом приема заявок от 12.01.2010 к участию в аукционе по лоту N 5 был допущен единственный участник - ООО "Баталинский лесопромышленный комплекс".
Считая, что действия Департамента по установлению условий о заключении соглашения о задатке без определения порядка его заключения с последующим произвольным уклонением от его заключения является нарушением его прав как претендента на участие в аукционе в нарушение подпункта 3 пункта 4 и пункта 9 статьи 79 ЛК РФ и статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), ООО "Лидер" обратилось в Управление с заявлением о нарушении Департаментом антимонопольного законодательства, выразившемся в фактическом недопущении ООО "Лидер" к участию в аукционе.
Рассмотрев данное заявление, Управление пришло к выводу о нарушении Департаментом пункта 3 части 4 статьи 79 ЛК РФ, поскольку в извещении о проведении аукциона не указана дата начала приема заявок на участие в аукционе, сокращены сроки подачи заявок на участие в аукционе до 3 полных рабочих дней и 2 неполных рабочих дней, не установлено четкого порядка и процедуры заключения соглашения о задатке, не установлено обязательств Департамента по своевременному информированию о заключении соглашения о задатке. Таким образом, созданы условия невозможности подачи заявки в установленный срок, что ограничило доступ потенциальных участников, в том числе ООО "Лидер", к участию в аукционе.
При этом Управление признало, что вышеуказанные действия Департамента привели к тому, что по лоту N 5 подана только одна заявка при наличии заинтересованности еще одного потенциального участника, что могло привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на рынке лесозаготовки и лесопереработки, поскольку для получения доступа на эти рынки необходимо получение прав аренды природными ресурсами.
По итогам рассмотрения заявления ООО "Лидер" УФАС принято решение от 25.02.2010 N 04-6/05-2010 о признании Департамента нарушившим часть 1 статьи 15, часть 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции в части установления в извещении о проведении 26.02.2010 открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка и документации об открытом аукционе сроков, объективно не обеспечивающих возможность своевременной подачи заявки на участие в аукционе, что привело к ограничению доступа к участию в аукционе и может привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции на рынке лесозаготовки и лесопереработки, а также конкуренции при проведении торгов, и о выдаче предписания об устранении нарушений указанного закона.
На основании данного решения Управлением в адрес Департамента вынесено предписание от 25.02.2010 N 04-6/05-2010 о незамедлительном совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции при проведении открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка по лоту N 5, об устранении нарушений Закона о защите конкуренции.
Не согласившись с решением и предписанием Управления от 25.02.2010 N 04-6/05-2010, Департамент обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные в дело документы, оценив их в совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции согласился с выводами Управления и отказал Департаменту в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция считает, что суд перовой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу пункта 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции одним из признаков ограничения конкуренции является сокращение числа хозяйствующих субъектов - участников соответствующего товарного рынка и иные обстоятельства, свидетельствующие об одностороннем воздействии на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), а также заключать соглашения или осуществлять согласованные действия в области использования лесов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции (статья 50 ЛК РФ).
Согласно части 1 статьи 15 Закона защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
Организация и порядок проведения аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, регулируются Лесным кодексом Российской Федерации и приказом Минсельхоза РФ от 24.02.2009 N 75 "Об утверждении методических указаний по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 78 - 80 Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Методические указания).
Частью 3 статьи 79 названного Кодекса и пунктом 13 Методических указаний определено, что извещение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должно быть опубликовано организатором аукциона в периодическом печатном издании и размещено на официальном сайте не менее чем за шестьдесят дней до дня проведения аукциона.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 79 ЛК РФ извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о месте, датах начала и окончания срока подачи заявок на участие в аукционе и дате проведения аукциона. Срок подачи заявок на участие в аукционе по продаже права на заключение договора аренды лесного участка должен составлять не менее чем четырнадцать дней.
Действительно, формально необходимый минимальный срок подачи заявок, установленный законодательством в количестве 14 календарных дней, Департаментом соблюден.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что в извещении о проведении аукциона не указана дата начала приема заявок на участие в аукционе. При этом Департаментом не учтено, что претендентами на участие в аукционе могут быть любые юридические и физические лица, в том числе находящиеся в отдаленных местностях Российской Федерации.
Фактически срок, установленный Департаментом для подачи заявок, составляет 3 полных рабочих дня и 2 неполных рабочих дня: 26.12.2009 и 27.12.2009 - выходные дни, 31.12.2009 - предпраздничный неполный рабочий день, 11.01.2010 заявки принимаются только до 16.00, а период с 01.01.2010 по 10.01.2009 - праздничные нерабочие дни.
В течение этого времени потенциальный участник аукциона должен совершить следующие действия: ознакомится с информацией о проведении аукциона, принять решение об участии в аукционе, определить по доверенности представителя для совершения всех действий для подачи заявки; обратиться в Департамент с письменным заявлением о заключении соглашения о задатке согласно разделу 9 документации об аукционе; заключить с Департаментом соглашение о задатке. Согласно пункту 17 Методических указаний и разделу 9 документации об аукционе соглашение о задатке заключается в течение двух рабочих дней с момента обращения о заключении такого соглашения; перечислить задаток на счет Департамента; получить банковскую выписку о зачислении задатка на счет Департамента, о чем свидетельствует пункт 22 Методических указаний, разделов 9 и 10 документации об аукционе и информационной карты, на что требуется один день. При этом зачисление задатка, подтвержденное банковской выпиской, не позднее последнего дня приема заявок, на счет, указанный в документации об аукционе, является одним из условий допуска заявителя к участию в аукционе (пункт 17 Методических указаний и пункт 9 документации об аукционе). В соответствии с пунктом 2.2 формы соглашения о задатке (приложение N 4 документации об аукционе) и образцом платежного поручения по перечислению задатка на участие в лесном аукционе (приложение N 2 к документации об аукционе) претендент в платежном поручении в графе "назначение платежа" должен указать номер и дату заключения соглашения о задатке.
Таким образом, без заключения соглашения о задатке невозможно перечислить задаток на счет Департамента.
В связи с изложенным отклоняется довод Департамента о том, что ООО "Лидер" могло оплатить задаток и приложить к заявке платежное поручение даже при отсутствии соглашения о задатке, поскольку противоречит вышеприведенным нормам и документации об аукционе.
При таких обстоятельствах суд обоснованно признал правильным вывод Управления о том, что установленный Департаментом срок для подачи заявки на участие в аукционе не является объективно достаточным для осуществления потенциальными участниками аукциона предусмотренных действующим законодательством необходимых действий с целью своевременной подачи соответствующей заявки.
Кроме того, Департаментом не установлено четкого порядка и процедуры заключения соглашения о задатке, обязательств Департамента по своевременному информированию о заключении соглашения о задатке, что также может привести к невозможности своевременной подачи заявки на участие в аукционе.
Таким образом, указанные действия Департамента могли привести и привели к ограничению доступа к участию в аукционе, а следовательно, к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на рынке лесозаготовки и лесопереработки. Суд первой инстанции правомерно отклонил заявленные Департаментом требования.
Согласно статье 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов; выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения; осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов, а также при проведении торгов в случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 23 названного Закона выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания: о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства, совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;
В рассматриваемом случае факт нарушения антимонопольного законодательства установлен, в связи с чем Управление обоснованно выдало Департаменту оспариваемые решение и предписание. Как усматривается из материалов дела, решение и предписание приняты и изготовлены УФАС 25.02.2010 в пределах его полномочий, установленных вышеприведенной нормой. Резолютивная часть названного решения, включая сведения о выдаче предписания, оглашена 24.02.2010 в присутствии уполномоченных представителей Департамента. Проведение аукциона было назначено на 26.02.2010, следовательно, располагая информацией о принятом решении и выдаче предписания, Департамент действовал вопреки этим документам после их вынесения.
Так как предписание было принято УФАС и выдано Департаменту до проведения аукциона, ссылка последнего на то, что к моменту рассмотрения дела аукцион на право использования лесных участков, выставленных на аукцион в соответствии с извещением, уже проведен, и участники, победившие на аукционе, приступили к эксплуатации соответствующих участков, не принимается во внимание как не имеющая правового значения.
Апелляционная жалоба Департамента удовлетворению не подлежит.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы Департаменту отказано, подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов и ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены, государственная пошлина в сумме 1000 руб. за рассмотрение дела апелляционной инстанцией взысканию с него не подлежит.
Руководствуясь статьями, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 21 мая 2010 года по делу N А66-1568/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента государственного заказа Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.С. Чельцова |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-1568/2010
Заявитель: Департамент государственного заказа Тверской области
Заинтересованное лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Тверской области, ООО "Лидер" , ООО "Баталинский лесопромышленный комплекс"
Хронология рассмотрения дела:
16.04.2013 Постановление Президиума ВАС РФ N 2823/11
11.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2823/11
14.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2823/11
21.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2823/11
27.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-11382/10
02.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2823/11
18.07.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2823/11
25.05.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2823/11
29.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2823/11
21.03.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2823/11
04.03.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2823/11
06.12.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-11382/2010
06.12.2010 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-11382/2010
07.10.2010 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-11382/2010
19.08.2010 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4869/10
01.07.2010 Определение Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4566/10