Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 6 ноября 2013 г. N 02АП-7498/13
г. Киров |
|
06 ноября 2013 г. |
Дело N А17-625/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 ноября 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Ившиной Г.Г., Караваевой А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шестаковой М.О.,
в отсутствие представителей сторон и третьих лиц,
рассмотрев апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Институт евразийских исследований"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 12.07.2013 по делу N А17-625/2013, принятое судом в составе судьи Бадина А.Н.
по заявлению закрытого акционерного общества "Институт евразийских исследований" (ОГРН 1027739005139, г. Москва, проспект Мира, д. 57)
к администрации Плесского городского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области (ОГРН 1063705000831, Ивановская область, Приволжский район, г. Плес, ул. Советская, д. 47),
третьи лица: комитет по управлению имуществом администрации Приволжского района (Ивановская область, Приволжский район, пер. Коминтерновский, д. 2), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области (г. Иваново, ул. Кавалерийская, д. 5), Приволжский муниципальный район Ивановской области в лице администрации Приволжского района Ивановской области (Ивановская область, г. Приволжск, Коминтерновский переулок, д. 2),
о признании незаконным бездействия,
установил:
закрытое акционерное общество "Институт евразийских исследований" (далее - заявитель, Общество, ОАО "Институт евразийских исследований") обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к администрации Плесского городского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области (далее - ответчик, администрация Плесского городского поселения) с требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (том 2, л.д. 18-23), о признании незаконным бездействия ответчика, выразившегося в несовершении юридически значимых действий по заключению договора на проведение оценки рыночной стоимости имущества и проведению оценки рыночной стоимости имущества, расположенного по адресу: Ивановская область, Приволжский район, г. Плес, ул. Советская, д. 39, и принятию решения об условиях приватизации указанного недвижимого имущества в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об особенностях отчуждения недвижимого имущества); признании отказа ответчика от 29.12.2012 исх. N 1863 недействительным; возложении на ответчика обязанности обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости недвижимого имущества: литера "А": N1, 2, 3, 4, 5, 624, 25, 26, 27, 28 площадью 290,9 кв.м.; пристройки: литера "А" площадью 26,8 кв.м. и городского туалета площадью 23,5 кв.м.; литера "I" общей площадью 341,2 кв.м., согласно техническому паспорту, изготовленному Приволжским производственным участком Ивановского филиала ФГУП "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости" 08.10.2007, со всеми инженерными коммуникациями, необходимыми для его эксплуатации, в нежилом здании с кадастровым номером 37:13:02 01 04:0031:002:00682/1700, расположенном по адресу: Ивановская область, Приволжский район, г. Плес, ул. Советская, д. 39, и принять решение об условиях приватизации данного помещения в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке, предусмотрев преимущественное право ЗАО "Институт евразийских исследований" на приобретение арендуемого имущества по дополнительному соглашению от 09.01.2008.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены комитет по управлению имуществом администрации Приволжского района (далее - третье лицо, Комитет), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области (далее - третье лицо, Управление), Приволжский муниципальный район Ивановской области в лице администрации Приволжского района Ивановской области (далее - третье лицо, администрация Приволжского муниципального района) (том 1, л.д. 4-5, 137-138).
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 12.07.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ЗАО "Институт евразийских исследований" с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что предмет спора затрагивает интересы государственного органа, осуществляющего его охрану - Управления Министерства культуры по Приволжскому Федеральному округу; к участию в деле Управление Министерства культуры по Приволжскому Федеральному округу не привлечено; договор аренды от 10.07.2006 N 73 является заключенным, поскольку у сторон отсутствовала неопределенность относительно объекта аренды и предмета договора; данные учета платежей, изложенные в приложении N 2 к письму от 13.06.2013 N 877, не являются надлежащим доказательством наличия задолженности по арендной плате; судом не исследовались платежные документы, свидетельствующие о перечислении заявителем арендных платежей; мер ответственности к Обществу не применялось, требования об уплате неустойки за просрочку внесения арендной платы к заявителю не предъявлялись.
Ответчик и третьи лица отзывы на жалобу не представили.
Стороны и третьи лица представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьих лиц.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 11.06.1993 малым Советом Ивановского областного Совета народных депутатов принято решение N 138 "Об утверждении границ Плесского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, заповедной территории, зоны охраняемого ландшафта и установлении режимов их охраны и содержания". Согласно пункту 2 указанного решения утвержден перечень памятников истории и культуры, архитектуры и природы, входящих в состав Плесского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (приложение N 2), и поставлены на государственный учет и государственную охрану местного значения памятники истории, культуры и природы согласно разделам III и V приложения N 2. Согласно разделу III "Памятники, стоящие на государственном учете и поставленные на государственную охрану местного значения решением малого Совета облсовета от 11.06.1993" приложения N 2 к указанному решению, к памятникам, стоящим на государственном учете и поставленным на государственную охрану местного значения под N 84 отнесены "Нижние (мясные) торговые ряды, расположенные по ул. Советская, д. 39 в г. Плес.
Из паспорта памятников истории и культуры (недвижимые) (электронная версия от 15.03.2007, созданная 13.11.2006) следует, что объекты недвижимости, расположенные по адресу: Ивановская область, Приволжский район, г. Плес, ул. Советская, д. 37, 39, 41 ("Торговые ряды Бакакина", "Нижние (мясные) торговые ряды", "Мучные торговые ряды") в соответствии с решением Ивановского облисполкома от 11.06.1993 N 138 являются памятником истории и культуры регионального значения (том 2, л.д. 27-30).
27.06.2006 Приволжским районным Советом принято решение N 48 о передаче в долгосрочную аренду сроком на 20 лет нежилого помещения площадью 338,9 кв.м. по адресу г. Плес, ул. Советская, д. 39, для размещения в нем конференц-зала и выставочного зала. Решением предусмотрено, что заключение договора аренды должно сопровождаться подписанием соглашения о социально-экономическом партнерстве между администрацией района и арендатором с взносом в течение 90 календарных дней 5000000 рублей на счет администрации (том 2, л.д. 124).
10.07.2006 главой администрации Приволжского муниципального района принято постановление N 678 о предоставлении в аренду ЗАО "Институт евразийских исследований" сроком на двадцать лет нежилых помещений общей площадью 338,9 кв.м. в нежилом здании, расположенном по адресу: Ивановская область, Приволжский район, г. Плес, ул. Советская, д. 39, для размещения конференц-зала и выставочного зала (том 2, л.д. 123).
25.07.2006 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок ним внесена запись о регистрации за муниципальным образованием Приволжский муниципальный район Ивановской области права собственности на нежилое здание площадью 904,9 кв.м. литер А, кадастровый номер 37:13:020104:0031:002:00682/1700, расположенное по адресу: Ивановская область, г. Плес, ул. Советская, д. 39, на основании решения восьмой сессии Приволжского районного Совета народных депутатов от 06.02.1992 (том 2, л.д. 130).
04.07.2006 ЗАО "Институт евразийских исследований" и администрация Приволжского муниципального района подписали соглашение о социально-экономическом партнерстве, по условиям которого Администрация приняла на себя обязательство заключить с Обществом долгосрочный договор аренды сроком на двадцать лет в отношении помещений литера "А" N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 10,16, 17, 18; пристройки литера "а3" и туалет литера "I"; общей площадью 338,9 кв.м., расположенные в нежилом строении с кадастровым номером 37:13:02 01 04:0031:002:682/170, по адресу: Ивановская область, Приволжский район, г.Плес. ул. Советская, д. 39, а Общество приняло на себя обязательство оказать администрации Приволжского муниципального района финансовую помощь для благоустройства территории и поддержки учреждений социальной сферы в Приволжском муниципальном районе на сумму 5000000 рублей, подлежащих перечислению в срок до 90 дней после подписания договора аренды (том 1, л.д. 132).
10.07.2006 между Комитетом (арендодатель), при участии балансодержателя - муниципальное учреждение "Центральное клубное объединение Приволжского муниципального района" и ЗАО "Институт евразийских исследований" (арендатор), на основании постановления главы администрации Приволжского муниципального района от 10.07.2006 N 678, подписан договор аренды нежилых помещений N 73 (том 1, л.д. 19-23). По условиям данного договора арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду нежилые помещения: литера "А" N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 10, 16, 17, 18; пристройки литера "а3" и туалет литера "I"; общей площадью 338,9 кв.м. согласно техническому паспорту, изготовленному Приволжским производственным участком Ивановского филиала ФГУП "Российский центр инвентаризации и учета объектов недвижимости" 03.04.2006, со всеми инженерными коммуникациями, необходимыми для его эксплуатации, в нежилом здании с кадастровым номером 37:13:02 01 04:0031:002:00682/1700, расположенном по адресу: Ивановская область, Приволжский район, г. Плес, ул. Советская, д. 39, для размещения конференц-зала и выставочного зала (пункт 1.1). Срок аренды установлен с 10.07.2006 по 10.07.2026 (пункт 1.3). За указанное помещение арендатор уплачивает арендную плату на основании постановлений главы администрации Приволжского муниципального района от 17.02.2006 N 146 и от 07.03.2006 N 242 из расчета: 526 рублей 50 копеек за кв.м. в год с момента подписания договора (пункт 4.2). Арендная плата в месяц составляет 14869 рублей 24 копейки (пункт 4.3). Арендная плата ежемесячно вносится арендатором самостоятельно без выписки счетов по платежному поручению, предъявленному в отделение Банка не позднее 10 числа текущего месяца (пункт 4.4). Арендная плата облагается налогом на добавленную стоимость в размере 18% (2676 рублей 46 копеек) и перечисляется арендатором самостоятельно отдельным поручением, по месту регистрации плательщика (пункт 4.5).
10.07.2006 помещения переданы Обществу по акту приема-передачи нежилых помещений (том 1, л.д. 25).
25.07.2006 осуществлена государственная регистрация договора аренды 10.07.2006 N 73 (том 1, л.д. 26).
27.02.2007 ООО "Альбатрос" и администрацией Приволжского муниципального района подписано инвестиционное соглашение N 01/2007, предметом которого являлось осуществление ООО "Альбатрос" реконструкции части здания Дома культуры, расположенного по адресу: г. Плес, ул. Советская, д. 39, - реконструируемая площадь помещений 616 кв.м., которые не находятся в пользовании у ЗАО "Институт евразийских исследований" с последующей передачей реконструированной части объекта в долгосрочную аренду ООО "Альбатрос" (том 2, л.д. 81-84).
28.03.2007 ООО "Альбатрос" получено охранное обязательство N 37/07-157 по использованию и содержанию недвижимого памятника истории и культуры "Нижние (мясные) торговые ряды", расположенные по адресу: г. Плес, ул. Советская, д. 39, в части арендуемых в указанном здании помещений, за исключением помещений, арендуемых ЗАО "Институт евразийских исследований" (том 2, л.д. 89).
09.07.2007 Комитетом получено охранное обязательство N 37/07-376 по использованию и содержанию недвижимого памятника истории и культуры "Нижние (мясные) торговые ряды", расположенные по адресу: г. Плес, ул. Советская, д. 39. Указанное охранное обязательство в соответствие с пунктом 1 раздела IV прекращает свое действие в случае перехода права собственности на памятник истории и культуры либо его часть (том 2, л.д. 90-92).
В 2007 году администрация Приволжского муниципального района выдала разрешение N 13 на реконструкцию двухэтажного кирпичного здания Дома культуры, расположенного по адресу г. Плес, ул. Советская, д. 39 (том 2, л.д. 81).
23.10.2007 выдано разрешение N 6/2007 на ввод указанного объекта в эксплуатацию (том 2, л.д. 98-99).
Согласно акту реализации инвестиционного проекта от 03.12.2007 (том 2, л.д. 82-84) по инвестиционному соглашению от 27.02.2007 N 01/2007, составленному администрацией Приволжского муниципального района и ООО "Альбатрос", последнее произвело работы по реконструкции двухэтажной части здания дома культуры по адресу: г.Плес, ул. Советская, д. 39 общей площадью 531 кв.м., не находящейся в пользовании у ЗАО "Институт евразийских исследований".
Законом Ивановской области от 22.06.2007 N 90-ОЗ "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между Приволжским муниципальным районом и поселениями, находящимися на его территории" разграничено имущество, находящееся в муниципальной собственности, между муниципальным образованием "Приволжский муниципальный район" и вновь образованным муниципальным образованием "Плесское городское поселение". Из приложения N 2 к данному Закону следует, что в собственность муниципального образования "Плесское городское поселение" передаются объекты недвижимости, расположенные по адресу: Приволжский район, г. Плес, ул. Советская, д. 39, а именно: часть нежилого здания (часть здания Плесского городского Дома культуры с кинозалом), нежилое здание (здание городского туалета)
03.08.2007 на основании акта приема-передачи муниципальное образование Приволжский муниципальный район передало в собственность муниципального образования Плесское городское поселение часть нежилого здания Плесского городского Дома культуры с кинозалом, расположенного по адресу: г. Плес, ул. Советская, д. 39, находящуюся в пользовании у ЗАО "Институт евразийских исследований".
03.08.2007 между администрацией Плесского городского поселения и ЗАО "Институт евразийских исследований" заключено дополнительное соглашение к договору аренды нежилого помещения от 10.07.2006 N 73, по условиям которого размер арендной платы по соглашению сторон определен с 01.01.2007 в размере 21604 рубля 88 копеек (том 2, л.д. 70-71). Государственная регистрация указанного соглашения осуществлена 18.04.2013.
27.12.2007 администрация Приволжского муниципального района, после завершения реконструкции части здания, по адресу г. Плес, ул. Советская, д. 39, находящейся в аренде у ООО "Альбатрос", обратилась за регистрацией прекращения права муниципальной собственности в отношении переданной на основании Закона Ивановской области от 22.06.2007 N 90-ОЗ муниципальному образованию Плесское городское поселение части нежилого здания по адресу г. Плес, ул. Советская, д. 39, находящейся в пользовании у ЗАО "Институт евразийских исследований" (том 2, л.д. 131).
Возникновение права общей долевой собственности Приволжского муниципального района и ООО "Альбатрос" на реконструированную часть здания, а также прекращение права муниципальной собственности Приволжского муниципального района на часть здания, переданной в собственность Плесского городского поселения и находящейся в пользовании ЗАО "Институт евразийских исследований" зарегистрировано 23.01.2008, что подтверждается документами дела правоустанавливающих документов в отношении нежилого здания по адресу г. Плес, ул. Советская, д. 39 (том 2, л.д. 58-59, 132).
23.01.2008, 27.04.2011 в ЕГРП внесены сведения об отнесении части здания, находящейся в общей долевой собственности Приволжского муниципального района к памятникам истории и культуры (том 2, л.д. 133).
06.08.2008 администрация Плесского городского поселения обратилась за государственной регистрацией права собственности на часть нежилого помещения: по адресу г. Плес, ул. Советская, д. 39, помещения N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 24, 25, 26, 27, 28 площадью 290,9 кв.м. основной; пристройки литера "А" площадью 26,8 кв.м. и городского туалета площадью 23,5 кв.м. литера "I"; общей площадью 341,2 кв.м., находящейся в пользовании у ЗАО "Институт евразийских исследований" (том 2, л.д. 103).
27.08.2008 зарегистрировано права собственности Плесского городского поселения на указанный объект недвижимости.
В отношении находящейся в собственности Плесского городского поселения с 03.08.2007 и в пользовании у ЗАО "Институт евразийских исследований" с 25.07.2006 части здания, расположенного по адресу: Ивановская область, г. Плес, ул. Советская, д. 39, между муниципальным образованием Приволжский муниципальный район, муниципальным образованием Плесское городское поселение и ЗАО "Институт евразийских исследований" 09.01.2008 заключено соглашение о перемене лиц в обязательстве и внесении изменений в договор аренды нежилого помещения, расположенного по адресу: Ивановская область, г. Плес, ул. Советская, д. 39, N 73 от 10.07.2006 (том 2, л.д. 96-97), а также 09.01.2008 между администраций Плесского городского поселения (арендодатель) и ЗАО "Институт евразийских исследований" (арендатор) заключено дополнительное соглашение к договору аренды нежилых помещений N 73 от 10.07.2006, которым пункт 1.1 договора аренды изложен в следующей редакции: "Арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду нежилые помещении: литера "А" N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 24, 25, 26, 27, 28 площадью 290,9кв.м.; пристройки литера "А" площадью 26,8 кв.м. и городского туалета площадью 23,5 кв.м. литера "I"; общей площадью 341,2 кв.м. согласно техническому паспорту, изготовленному Приволжским производственным участком Ивановского филиала ФГУП "Российский центр инвентаризации и учета объектов недвижимости" 08.10.2007, со всеми инженерными коммуникациями, необходимыми для его эксплуатации, в нежилом здании с кадастровым номером 37:13:02 01 04:0031:002:00682/1700, расположенном по адресу: Ивановская область, Приволжский район, г. Плес, ул. Советская, д. 39, для размещения конференц-зала и выставочного зала. Указанный объект принадлежит Муниципальному образованию "Плесское городское поселение" на праве собственности в соответствие с Законом Ивановской области от 22.06.2007 N 90-ОЗ "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между Приволжским муниципальным районом и поселениями, находящимися на его территории" и на основании постановления главы администрации Плесского городского поселения от 03.08.2007 N 25, что подтверждается выпиской из реестра имущества, находящегося в муниципальной собственности Плесского городского поселения, выданной администрацией Плесского городского поселения от 03.08.2007 N 1".
27.08.2008, 18.04.2013 осуществлена государственная регистрация соглашения о перемене лиц в обязательстве и дополнительного соглашения к договору аренды нежилых помещений от 10.07.2006 N 73.
09.08.2012 ЗАО "Институт евразийских исследований" направило в администрацию Плесского городского поселения заявление о включении арендуемого по договору аренды нежилых помещений от 10.07.2006 N 73 недвижимого имущества в план приватизации муниципального имущества на 2012 год и предоставлении возможности выкупить данное имущество в соответствие с действующим законодательством (том 1, л.д. 28).
01.11.2012 администрация Плесского городского поселения направила ЗАО "Институт евразийских исследований" письмо, в котором указала, что арендуемые им нежилые помещения с обременением - памятник культуры и долгосрочная аренда с 10.07.2006 по 10.07.2026, N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 24, 25, 26, 27, 28 площадью 291 кв.м. и пристройки литера "А" площадью 26,8 кв.м., расположенном по адресу: Ивановская область, Приволжский район, г.Плес. ул. Советская, д. 39, включены в план приватизации на 2012 год (том 1, л.д. 29).
07.11.2012 в газете "Приволжская новь" опубликовано информационное сообщение о назначенном на 26.12.2012 аукционе по продаже указанного недвижимого имущества (том 1, л.д. 30-32).
03.12.2012 ЗАО "Институт евразийских исследований" направило главе администрации Плесского городского поселения письмо, в котором потребовало приостановить процедуру проведения торгов и направить в адрес ЗАО "Институт евразийских исследований" решение об условиях приватизации муниципального имущества с обязательным условием преимущественного права арендатора на приобретение арендуемого имущества (том 1, л.д. 33).
05.12.2012 администрация Плесского городского поселения направила в адрес ЗАО "Институт евразийских исследований" письмо, в котором сообщила, что нежилые помещения с обременением - памятник культуры и долгосрочная аренда с 10.07.2006 по 10.07.2026, N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 24, 25, 26, 27, 28 площадью 291 кв.м. и пристройки литера "А" площадью 26,8 кв.м., расположенном по адресу: Ивановская область, Приволжский район, г. Плес, ул. Советская, д. 39, включены в план приватизации на 2012 год (том 1, л.д. 34).
Сочтя, что администрация Плесского городского поселения не ответила по существу на заявленное ЗАО "Институт евразийских исследований" требование о выкупе арендуемого недвижимого имущества, Общество 20.12.2012 направило в адрес ответчика письмо, в котором уведомило администрацию Плесского городского поселения о незаконном бездействии в отношении заявленных им требований от 09.08.2012 и 05.12.2012 о преимущественном праве выкупа арендуемого недвижимого имущества (том 1, л.д. 35).
25.12.2012 администрация Плесского городского поселения направила в адрес ЗАО "Институт евразийских исследований" письмо, в котором разъяснила Обществу порядок рассмотрения обращений граждан в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
11.01.2013 ЗАО "Институт евразийских исследований" вновь обратилось в администрацию Плесского городского поселения с письмом, в котором заявило об использовании преимущественного права выкупа арендуемого муниципального недвижимого имущества и потребовало заключить с ним договор купли-продажи арендуемого недвижимого имущества, расположенного по адресу: Ивановская область, Приволжский район, г. Плес, ул. Советская, д. 39 (том 1, л.д. 37).
Администрация Плесского городского поселения направила в адрес Общества письмо, датированное 29.12.2012, в котором сообщила о том, что 29.12.2012 ответчиком направлен ответ на письмо от 11.01.2013, в котором было указано о нарушении преимущественного права выкупа ЗАО "Институт евразийских исследований" в отношении арендуемого объекта преимущественного права выкупа арендуемого объекта, расположенного по адресу Ивановская область, г. Плес, ул. Советская, д. 39 (том 1, л.д. 38).
При рассмотрении дела судом первой инстанции ответчиком представлена копия письма, адресованного ЗАО "Институт евразийских исследований", датированного 29.12.2012 и которое никем не подписано, согласно которого администрация отказывает ЗАО "Институт евразийских исследований" в преимущественном праве выкупа арендуемого муниципального имущества в связи с наличием по состоянию на 03.12.2012 задолженности по арендной плате (далее - решение об отказе от 29.12.2012) (том 1, л.д. 128). Факт получения данного письма Общество не оспарило.
Не согласившись с бездействием ответчика, выразившимся в отсутствии действий, направленных на реализацию ответчиком права на выкуп недвижимого имущества, решением об отказе от 29.12.2012, заявитель обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что договор аренды нежилого помещения от 10.07.2006 N 73 не содержит обязательных сведений, указывающих, что предметом аренды является объект, имеющий специальный правовой режим и подлежащий охране, и, соответственно, такой договор является незаключенным в связи с отсутствием в нем существенных условий договора аренды объекта культурного наследия; на момент подачи заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества в декабре 2012 года Общество имело задолженность по арендной плате в сумме 88354 рубля 50 копеек, которая не погашена. При этом суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на момент обращения Общества с требованием о реализации преимущественного права спорное имущество находилось во временном владении и (или) временном пользовании заявителя непрерывно более двух лет до дня вступления в силу 05.08.2008 Федерального закона об особенностях отчуждения недвижимого имущества.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 48 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об объектах культурного наследия) собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия (пункт 3). При государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования (пункт 4).
В соответствии со статьей 51 Федерального закона об объектах культурного наследия право пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, и право пользования выявленным объектом культурного наследия у физических и юридических лиц возникают: в результате приобретения права собственности на объект культурного наследия; из актов государственных органов; из договоров; из судебного решения; по иным основаниям, допускаемым Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 2, 5 статьи 55 Федерального закона об объектах культурного наследия договор аренды объекта культурного наследия заключается в соответствии с правилами, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации для заключения договоров аренды зданий и сооружений, и с учетом требований настоящего Федерального закона (пункт 1). В договоре аренды объекта культурного наследия обязательно указываются включенные в реестр сведения об особенностях, составляющих предмет охраны данного объекта культурного наследия, и требования к сохранению объекта культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом независимо от формы собственности данного объекта (пункт 2). Обязательным условием заключения договора аренды объекта культурного наследия является охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия (пункт 5).
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации) особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества могут быть установлены федеральным законом.
Названные особенности установлены Федеральным законом об особенностях отчуждения недвижимого имущества.
В соответствии со статьей 3 данного Федерального закона субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"). При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что: 1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; 2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества; 3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности; 4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Согласно частям 2, 3, 4 статьи 9 Федерального закона об особенностях отчуждения недвижимого имущества субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям (далее - заявитель), по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества (далее - заявление), не включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства (часть 2). При получении заявления уполномоченные органы обязаны: 1) обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в двухмесячный срок с даты получения заявления; 2) принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке; 3) направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества (часть 3). В случае, если заявитель не соответствует установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии с настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с указанием причины отказа в приобретении арендуемого имущества (часть 4).
Таким образом, субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого недвижимого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества при условии, что арендуемое недвижимое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу Федерального закона об особенностях отчуждения недвижимого имущества в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням).
Материалами дела подтверждено, что объекты недвижимости, расположенные по адресу: Ивановская область, Приволжский район, г. Плес, ул. Советская, д. 37, 39, 41 ("Торговые ряды Бакакина", "Нижние (мясные) торговые ряды", "Мучные торговые ряды") в соответствии с решением Ивановского облисполкома от 11.06.1993 N 138 являются памятником истории и культуры. Между тем, договор аренды объекта недвижимости от 10.07.2006 N 73, соглашение о перемене лиц в обязательстве и внесении изменений в договор аренды нежилого помещения от 09.01.2008; дополнительное соглашения к указанному договору от 09.01.2008; дополнительное соглашения к указанному договору от 03.08.2007, в отношении помещений NN 1, 2, 3, 4, 5, 6, 24, 25, 26, 27, 28 площадью 290,9 кв.м., пристройка литер А площадью 26,8 кв.м. и городской туалет литер I площадью 23,5 кв.м., площадью 341,2 кв.м, расположенных по адресу: Ивановская область, Приволжский район, г. Плес, ул. Советская, д. 39, не содержат условий, которые в соответствии с пунктом 2 статьи 55 Федерального закона об объектах культурного наследия следует указывать в договоре аренды объекта культурного наследия. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что у Плесского городского поселения имелось охранное обязательство.
Следовательно, является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что договор аренды от 10.07.2006 N 73 является незаключенным в связи с отсутствием в нем существенных условий договора аренды объекта культурного наследия.
Из материалов дела также следует, что момент получения ответчиком заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества в декабре 2012 года у Общества имелась задолженность по арендной плате по договору аренды от 10.07.2006 N 73 (том 2, л.д. 154-155).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции не имел оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что предмет спора затрагивает интересы государственного органа осуществляющего его охрану - Управления Министерства культуры по Приволжскому Федеральному округу, которое к участию в деле не привлечено, отклоняются судом апелляционной инстанции, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Таким образом, в силу части 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечение к участию в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, является правом, а не обязанностью суда. В материалах дела отсутствуют как доказательства того, что заявитель ходатайствовал о привлечении к участию в деле Управления Министерства культуры по Приволжскому Федеральному округу, так и доказательства того, что результаты рассмотрения настоящего дела повлияют на права и обязанности указанного лица.
Доводы апелляционной жалобы о том, что договор аренды от 10.07.2006 N 73 является заключенным, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку в указанном договоре отсутствуют существенные условия договора аренды объекта культурного наследия, указанные пункте 2 статьи 55 Федерального закона об объектах культурного наследия. Кроме того, у Плесского городского поселения отсутствует охранное обязательство, необходимость получения которого предусмотрена пунктом 5 статьи 55 Федерального закона об объектах культурного наследия.
Доводы апелляционной жалобы о том, что данные учета платежей, изложенные в приложении N 2 к письму от 13.06.2013 N 877, не являются надлежащим доказательством наличия задолженности по арендной плате; судом не исследовались платежные документы, свидетельствующие о перечислении заявителем арендных платежей; мер ответственности к Обществу не применялось, требования об уплате неустойки за просрочку внесения арендной платы к заявителю не предъявлялись, также отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку факт наличия задолженности Общества по арендной плате подтвержден актом сверки расчетов от 11.06.2013 (том 2, л.д. 154-155). Доказательств обратного Обществом, в нарушение положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в материалы дела не представлено.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции.
На основании изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 1000 рублей относятся на заявителя жалобы. Излишне уплаченная государственная пошлина на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату из федерального бюджета плательщику.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 12.07.2013 по делу N А17-625/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Институт евразийских исследований" - без удовлетворения.
Возвратить Чернухе Дмитрию Вениаминовичу из федерального бюджета 5000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе, излишне уплаченной по чеку-ордеру от 23.08.2013 N 2372920072.
Выдать справку на возврат государственной пошлины после предъявления оригинала чека-ордера от 23.08.2013 N 2372920072.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.