г. Вологда |
|
06 ноября 2013 г. |
Дело N А05-3185/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2013 года.
В полном объёме постановление изготовлено 06 ноября 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Журавлева А.В. и Смирнова В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Комаровым О.С.,
при участии от открытого акционерного общества "Славянка" Джас И.А. по доверенности от 24.04.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 21 августа 2013 года по делу N А05-3185/2013 (судья Хромцов В.Н.),
установил:
открытое акционерное общество "Славянка" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 14.03.2013 N 09-100/2012 о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде наложения штрафа в сумме 100 000 рублей.
Решением суда от 21 августа 2013 года заявленные требования удовлетворены.
Управление с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит данное решение отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что общество правомерно привлечено к административной ответственности.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании отклонили доводы, изложенные в жалобе, считают, что выводы суда соответствуют действующему законодательству и представленным в дело доказательствам, просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителей в суд не направило, в связи с этим жалоба рассмотрена в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, в декабре 2012 года управлением проведена внеплановая документарная проверка войсковой части N 09703, расположенной в г. Северодвинске Архангельской области на предмет проверки выполнения ранее выданных последней предписаний по оформлению разрешительных документов, связанных с обращением с отходами производства и потребления, о чем составлен акт проверки от 14.12.2012 N 205-256/2-2012.
В ходе проверки установлено, что в соответствии с заключенным между Министерством обороны Российской Федерации и обществом государственным контрактом от 01.11.2011 N 2-КЖФ на оказание услуг по техническому обслуживанию казарменно-жилищного фонда военных городков Министерства обороны Российской Федерации и иных фондов, используемых в интересах Министерства обороны Российской Федерации, объекты имущественного комплекса, казарменно-жилищного фонда, объекты производственно-технического назначения, которые ранее эксплуатировались войсковой частью N 09703, по актам приема-передачи переданы для текущего ремонта и эксплуатации в ведение филиала общества.
Определением от 18.12.2012 N 09-100/2012 в отношении общества управлением возбуждено дело об административном правонарушении и назначено административное расследование, в ходе которого вышеуказанные обстоятельства были подтверждены, а также установлено, что у филиала общества "Архангельский" в нарушение статей 11, 14 и части 2 статьи 18 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) не разработан и не согласован в установленном порядке Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, отсутствуют разработанные и утвержденные в установленном порядке паспорта на 19 видов образующихся отходов 1-4 класса опасности и документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении от 26.02.2013 N 09-100/2012 и вынесения в отношении общества постановления от 14.03.2013 N 09-100/2012 о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 100 000 руб.
Общество, не согласившись с данным постановлением, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования на основании следующего.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Правовые основы деятельности предприятий в области обращения с отходами производства и потребления регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 названного Закона отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования; паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.
В силу статьи 11 Закона N 89-ФЗ юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Статья 14 Закона N 89-ФЗ устанавливает требования к обращению с опасными отходами, обязывает индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, а также составить паспорт на отходы I - IV класса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона N 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Согласно пункту 2 указанной статьи лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Статья 12 данного Закона устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В данном случае общество на основании государственного контракта от 01.11.2011 N 2-КЖФ на оказание услуг по техническому обслуживанию казарменно-жилищного фонда военных городков Министерства обороны Российской Федерации и иных фондов, используемых в интересах Министерства обороны Российской Федерации, осуществляет содержание и техническое обслуживание объектов имущественного комплекса и текущий ремонт объектов имущественного комплекса (том 1, листы дела 79-96).
Из материалов дела видно, что объекты основных средств (здания, коммунальные сооружения, инженерные сети) переданы обществу для выполнения вышеперечисленных функций согласно актам приема-передачи (том 1 листы дела 97-111) на основании упомянутого государственного контракта.
При этом из содержания указанных актов приема-передачи следует, что пользователем передаваемого на обслуживание и содержание имущественного комплекса является войсковая часть N 09703.
Содержание и техническое обслуживание имущественного комплекса предполагает проведение текущего ремонта, уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений и территории (земельного участка), систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся как в результате производственной деятельности войсковой части, так и в результате проживания и жизнедеятельности работников и служащих указанной воинской части в казарменно-жилищном фонде военного городка Министерства обороны Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и не опровергнуто управлением, отходы, которые вывозились на основании договоров, заключенных обществом со сторонними организациями, осуществляющими свою деятельность в области обращения с отходами, образовались в результате деятельности войсковой части и в связи с использованием ею казарменно-жилищного фонда, а не в результате деятельности заявителя.
С учетом изложенного, вывод суда первой инстанции о том, что управление не доказало наличие в действиях общества состава административного правонарушения ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ, соответствует установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал незаконным и отменил постановление управления.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы управления.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 21 августа 2013 года по делу N А05-3185/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
А.В. Журавлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-3185/2013
Истец: ОАО "Славянка"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области