г. Владивосток |
|
06 ноября 2013 г. |
Дело N А51-19522/2013 |
Резолютивная часть постановления оглашена 05 ноября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 ноября 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Н. Номоконовой
судей Н.Н. Анисимовой, С.В. Гуцалюк
при ведении протокола секретарем судебного заседания М.В. Ждановой
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фотон"
апелляционное производство N 05АП-11479/2013
на решение от 26.08.2013
судьи Д.А. Самофала
по делу N А51-19522/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Отдела надзорной деятельности Партизанского городского округа Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Приморскому краю (ИИН 2536150266, ОГРН 1042503038467, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.11.2004)
к обществу с ограниченной ответственностью "Фотон" (ИНН 2529002718, ОГРН 1022500867300, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 15.12.2002)
третье лицо: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 17" Партизанского городского округа
при участии:
лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили,
УСТАНОВИЛ:
Отдел надзорной деятельности Партизанского городского округа Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Приморскому краю (далее - заявитель, отдел надзорной деятельности) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Фотон" (далее - ответчик, общество) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 26.08.2013 заявленные требования удовлетворены. Общество с ограниченной ответственностью "Фотон" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 40000 рублей.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Фотон" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что в соответствии с пунктом 2 статьи 755 ГК РФ подрядчик несет ответственность за недостатки (дефекты), обнаруженные в пределах гарантийного срока, также согласно пункту 6.3 договора в случаях, когда работы выполнены Подрядчиком с отступлением от договора, ухудшавшими результаты работ, или с иными недостатками, не позволяющими использовать результат работы по назначению, Заказчик вправе потребовать от Подрядчика безвозмездное устранение недостатков в 10-дневный срок. МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 7" (далее - заказчик) в течение срока действия гарантийного срока никаких требований о выявленных недостатках, не позволяющих использовать результаты работы по назначению, или их устранению не выдвигало. Работы приняты заказчиком без замечаний, согласно актам приемки в эксплуатацию системы пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре от 21.12.2011.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, установка оборудования не соответствующего проекту, но которое является эквивалентным не свидетельствует о его неработоспособности, отсутствия эффективности и возможности предотвращения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде. В связи с чем, ООО "Фотон" полагает, что событие грубого нарушения требований и условий, предусмотренных лицензией, наказание за которое предусмотрено часть 4 статьи 14.1 КоАП РФ, отсутствует.
Указывает также, что в документации об аукционе не содержится какое-либо указание на то, что работы должны были быть выполнены в соответствии с проектом, разработанным ООО "Сервис-Центр".
От Отдела надзорной деятельности Партизанского городского округа Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Приморскому краю поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором административный орган просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, явку своих представителей не обеспечили. В связи с этим апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся в деле документам.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва не нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено, что обществу предоставлена лицензия N 7-Б/00173 от 28.08.2012 на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В числе прочих видов работ, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности, в лицензии указаны работы по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем пожаротушения и их элементов, систем пожарной и охранно-пожарной сигнализаций и их элементов.
Лицензия предоставлена без ограничения срока её действия.
Обществом с ограниченной ответственностью "Центр-Сервис", имеющим лицензию N 1/05970 от 01.11.2004 на выполнение проектных работ по средствам обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, подготовлен рабочий проект "Автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения при пожаре для МДОУ "Детский сад N 7" в с. Казанка, ул. Владивостокская, 12, Партизанского городского округа" (далее - Рабочий проект).
На указанный Рабочий проект подготовлено положительное заключение государственной экспертизы N 279/08 от 18.08.2008.
По результатам открытого аукциона в электронной форме от 02.11.2011 между ответчиком и третьим лицом заключён гражданско-правовой договор о выполнении монтажа средств пожарной сигнализации и средств оповещения при пожаре.
22.12.2011 третьим лицом приняты результаты выполнения работ и подписан акт приёмки в эксплуатацию системы пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре, согласно которому названная система соответствует рабочему проекту 03/2008ПС, разработанному ООО "Сервис-Центр".
На основании распоряжения от 06.05.2013 N 150 отделом надзорной деятельности проведена проверка соблюдения третьим лицом требований пожарной безопасности, по результатам которой 30.05.2013 составлены протокол осмотра принадлежащих юридическому лице или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, а также акт проверки N 1509.
Выявив при проведении проверки допущенные ответчиком нарушения, отдел надзорной деятельности 30.05.2013 направил в адрес общества определение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
26.06.2013 отделом надзорной деятельности составлен протокол N 349 об административном правонарушении, в котором деяние общества квалифицировано по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Материалы дела направлены в Арбитражный суд Приморского края для рассмотрения вопроса о привлечении общества к административной ответственности.
Удовлетворяя заявленные требования и привлекая общество к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40000 рублей, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 6 ст. 205 АПК РФ, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Примечанием к данной статье определено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, заключается в грубом нарушении условий специального разрешения (лицензии).
В соответствии с частью 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, содержится в статье 12 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ). В силу подпункта 15 пункта 1 статьи 12 данного Закона обязательного наличия лицензии требует деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1225 утверждено "Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" (далее - Положение о лицензировании).
Согласно пункту 7 Положения о лицензировании к грубым нарушениям лицензионных требований относится нарушение требований, предусмотренных подпунктами "а" и "д" пункта 4 Положения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Закон N 99-ФЗ.
Частью 11 статьи 19 Закона N 99-ФЗ к грубым нарушениям лицензионных требований отнесены нарушения, повлекшие за собой: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; 2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 4 Положения о лицензировании одним из лицензионных требований при осуществлении лицензируемого вида деятельности является, выполнение лицензиатом требований, предъявляемых к проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ).
Положениями статьи 20 Закона N 69-ФЗ установлено, что нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности; нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Частью 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (в редакции, действовавшей на дату выявления административного правонарушения) установлено, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
В соответствии с частью 1 статьи 83 названного Федерального закона, автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях, сооружениях и строениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке.
Согласно пункту 22 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" (далее - Правила противопожарного режима) руководитель организации организует проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными (в том числе электрическими проводами, кабелями) и технологическими коммуникациями.
В соответствии с пунктом 15.2. Норм пожарной безопасности НПБ 88-2001 защитное заземление (зануление) электрооборудования автоматических установок пожаротушения и системы пожарной сигнализации должно быть выполнено в соответствии с требованиями ПУЭ, СНиП 3.05.06, ГОСТ 12.1.030 и технической документацией завода - изготовителя.
В нарушение указанных норм права ответчиком без изменения проектной документации и в нарушение ее условий установлены пожарные извещатели "ИП 212-74", световые извещатели "Молния 12", комбинированные оповещатели "Маяк 12 КП", вместо предусмотренных проектом оповещателей "Корбу"; установлены световые оповещатели "Молния 12" вместо предусмотренных проектом оповещателей "Блеск-СП" "Выход"; не заделаны негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонеприницаемости, образовавшееся отверстия в местах пересечения противопожарных преград кабелями; электрооборудование автоматической пожарной сигнализации не заземлено.
Факты осуществления предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) со стороны ООО "Фотон", подтверждаются материалами административного дела, в том числе протоколом об административном правонарушении N 349 от 26.06.2013, протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 30.05.2013, актом проверки N 150 от 30.05.2013 и иными материалами.
Обстоятельства, препятствующие обществу соблюсти правила и нормы, а также доказательства принятия обществом всех зависящих от него мер по их соблюдению, не установлены, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу о наличии вины общества в совершении правонарушения и о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Довод ответчика относительно пропуска установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Вменяемое обществу правонарушение является длящимся, так как выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на него действующим законодательством.
Как следует из протокола об административном правонарушении, дата обнаружения административного правонарушения - 30.05.2013, следовательно, срок давности привлечения общества к административной ответственности не истек.
Нарушений требований КоАП РФ в ходе производства по делу об административном правонарушении судебной коллегий не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно привлек ООО "Фотон" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ и назначил ему наказание в виде штрафа в размере 40000 рублей.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Кроме того, судебная коллегия не усматривает в действиях общества малозначительности совершенного правонарушения.
Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрена возможность освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности при малозначительности правонарушения.
Как разъяснено в п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается в том, что детский сад является учреждением образования с массовым пребыванием детей, несоблюдение правил установки пожарной сигнализации влечет необеспечение безопасности детей и создает непосредственную угрозу для их жизни и охраны здоровья, гарантированные статьей 41 Конституции Российской Федерации.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, допущено не было.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 26.08.2013 по делу N А51-19522/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Н. Номоконова |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-19522/2013
Истец: Отдел надзорной деятельности Партизанского городского округа УНД ГУ МЧС России по ПК, Отдел надзорной деятельности Партизанского городского округа Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Приморскому краю
Ответчик: ООО "Фотон"
Третье лицо: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 17" Партизанского городского округа, Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида N 17" Партизанского городского округа