г. Самара |
|
05 ноября 2013 г. |
Дело N А55-17748/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 ноября 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Марчик Н.Ю., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Безгиной А.Е.,
с участием:
от заявителя - Матвеев В.А., доверенность от 11 января 2013 г. N ГИСН-01-34/60;
от общества с ограниченной ответственностью "Федина" - Адыкова Д.К., доверенность от 31 июля 2013 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
общества с ограниченной ответственностью "Федина", г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 12 сентября 2013 г.
по делу N А55-17748/2013 (судья Мальцев Н.А.),
по заявлению Государственной инспекции строительного надзора Самарской области, г. Самара,
к обществу с ограниченной ответственностью "Федина" (ИНН 6318136540, ОГРН 104630077209), г. Самара,
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Государственная инспекция строительного надзора Самарской области (далее - заявитель, Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Федина" (далее - Общество) к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного приостановления его деятельности по строительству объекта капитального строительства: "Кафе-бар", расположенного по адресу: город Самара, Промышленный район, проспект Кирова, на 30 суток.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 12 сентября 2013 г. заявленные требования удовлетворены, Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ, в виде административного приостановления деятельности по строительству и эксплуатации объекта капитального строительства: "Кафе-бар", расположенного по адресу: город Самара, Промышленный район, проспект Кирова, сроком на 30 суток.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ, то есть неисполнение предписания об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства.
Не согласившись с выводами суда, Общество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт.
В апелляционной жалобе указывает, что в предписании Государственной инспекции строительного надзора Самарской области N 02-23/396(1) от 25.07.2013 г. предписано устранить нарушение при строительстве "Не производить (не возобновлять) строительно-монтажные работы по возведению кафе-бара с нарушением ст. 51 Градостроительного кодекса РФ - в отсутствии полученного в установленном законом порядке разрешения на строительство". Постановление об отмене разрешения на строительство в настоящий момент обжалуется в Арбитражном суде Самарской области;
- фактически строительство не велось, а вопреки указанному в акте, производилось укрепление стенок котлована бетоном во избежание оползания грунта в связи с проливными дождями. Оползание грунта могло причинить существенный ущерб близлежащим строениям.
В судебном заседании представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель заявителя считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ООО "Федина" является застройщиком, который обеспечивает проектирование и строительство объекта капитального строительства: "Кафе-бар", расположенного по адресу: город Самара, Промышленный район, проспект Кирова.
19 июня 2013 г. должностным лицом Инспекции Матвеевым В.А. была проведена плановая проверка на предмет проверки соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации в соответствии с п.п. N 1 и N 2 программы проведения проверок при строительстве объекта капитального строительства: "Кафе-бар", расположенного по адресу: город Самара, Промышленный район, проспект Кирова.
По результатам проведенной проверки был оформлен акт от 19 июня 2013 г. N 02-23/307, на основании которого ООО "Федина" было выдано предписание от 19 июня 2013 г. N 02-23/307(1) с требованием в срок до 19 июля 2013 г. устранить выявленные нарушения, отраженные в акте проверки от 19 июня 2013 г. N 02-23/307, а именно:
1. Не производить (не возобновлять) строительно-монтажные работы по возведению кафе-бара с нарушением ст. 51 Градостроительного кодекса РФ - в отсутствие полученного (продленного) в установленном законом порядке разрешения на строительство.
2. Представить договор подряда и учредительные документы (свидетельство, устав, решение о назначении директора) организаций, принимающих участие в строительстве объекта. По данным организациям (генеральным подрядчиком, подрядчикам) представить выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к видам работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства - п. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса.
3. При въезде на площадку установить информационный щит с указанием наименования объекта, названия застройщика (заказчика), исполнителя работ (подрядчика, генподрядчика), фамилии, должности и номеров телефонов ответственного производителя работ по объекту, сроков начала и окончания работ, схемы объекта - п. 5.1 СНиП 12-01-2004 "Организация строительства".
4. Организовать строительную площадку в соответствии с требованиями проекта организации строительства (11/10-ПОС, лист 1 - стройгенплан), а именно: со стройплощадки в полном объеме демонтировать непредусмотренные проектом частные металлические гаражи, по периметру стройплощадки организовать наружное освещение с установкой прожекторов, установить предусмотренные проектом пост мойки колес и вагончики бытовых помещений.
5. Журналы работ в соответствии с п. 5 РД-11-05-2007 зарегистрировать в Инспекции.
6. Представить результаты испытаний (акт освидетельствования) грунтов основания котлована, акт освидетельствования геодезической разбивочной основы объекта капитального строительства (акт разбивки осей здания, выполненный геослужбой города), исполнительную схему котлована - п. 12 РД-11-04-2006.
25 июля 2013 г. на основании распоряжения от 04 июля 2013 г. N 396-рп заявителем проведена внеплановая проверка с целью проверки выполнения предписания от 19 июня 2013 г. N 02-23/307(1).
В ходе проведения проверки выявлен факт неисполнения Обществом предписания от 19 июня 2013 г. N 02-23/307(1), что отражено в акте проверки от 25 июля 2013 г. N 02-23/396.
Согласно названному акту при проведении проверки выявлено, что ООО "Федина" не выполнены пункты N N 1, 3, 4, 5 ранее выданного предписания от 19 июня 2013 г. N 02-23/307(1), а именно:
1. Возобновлены (ведутся) строительно-монтажные работы по возведению кафе-бара с нарушением ст. 51 Градостроительного кодекса РФ - в отсутствие полученного (продленного) в установленном законом порядке разрешения на строительство.
2. При въезде на площадку не установлен информационный щит с указанием наименования объекта, названия застройщика (заказчика), исполнителя работ (подрядчика, генподрядчика), фамилии, должности и номеров телефонов ответственного производителя работ по объекту, сроков начала и окончания работ, схемы объекта - п. 5.1 СНиП 12-01-2004 "Организация строительства".
3. Строительная площадка не организована в соответствии с требованиями проекта организации строительства (11/10-ПОС, лист 1 - стройгенплан), а именно: со стройплощадки в полном объеме не демонтированы непредусмотренные проектом частные металлические гаражи, по периметру стройплощадки не организовано наружное освещение с установкой прожекторов, не установлены предусмотренные проектом пост мойки колес и вагончики бытовых помещений.
4. Журналы работ в соответствии с п. 5 РД-11-05-2007 не зарегистрированы в Инспекции.
ООО "Федина" с 19 июня 2013 г. продолжает обеспечивать строительство объекта капитального строительства с нарушением ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (в отсутствие разрешения на строительство).
В период с 19 июня 2013 г. по 25 июля 2013 г. были продолжены строительно-монтажные работы по возведению кафе бара, объем выполненных работ составил:
1. Закрепление на местности геодезической разбивочной основы для строительства. Вынос в натуру (разбивка) основных осей здания - 100 %
2. Разработка грунта котлована - 100 %
3. Устройство бетонной подготовки (подбетонки) - 100 %
4. Устройство монолитной фундаментной плиты - 100 %
На основании акта проверки составлен протокол об административном правонарушении от 02 августа 2013 г. N 02-30/35.
В силу положений ст. 23.1 КоАП РФ и ст. 203 АПК РФ Инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.
При принятии судебного акта об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Исходя из положений ч. 5 ст. 52 ГрК РФ, в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или технический заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, (далее также - органы государственного строительного надзора) извещение о начале таких работ, к которому прилагаются следующие документы:
1) копия разрешения на строительство;
2) проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства;
3) копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий;
4) общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ;
5) положительное заключение экспертизы проектной документации в случае, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Статья 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признает противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ).
В силу ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как установлено арбитражным судом и подтверждается материалами дела, законное предписание от 19 июня 2013 г. N 02-23/307(1) Обществом не выполнено, что явилось основанием для привлечения его к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ.
При назначении наказания суд первой инстанции принял во внимание, что строительство объекта капитального строительства осуществляется Обществом при отсутствии разрешения на строительство, что, само по себе, является грубым нарушением требований градостроительного законодательства.
Суд назначил наказание в виде административного приостановления деятельности по строительству объекта капитального строительства сроком на 30 суток.
Частью 1 ст. 3.12 КоАП РФ предусмотрено, что административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
Согласно указанной норме КоАП РФ административное приостановление деятельности применяется, в частности, в случае угрозы жизни или здоровью людей, а также в случае совершения административного правонарушения в области градостроительной деятельности.
Неустранение указанных в предписании нарушений, а, в частности, пункт N 1 - строительство и эксплуатация вышеуказанного объекта по проектной документации, не имеющей положительного заключения государственной экспертизы, нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц и создают угрозу жизни и здоровью граждан, а именно продолжается несанкционированное строительство объекта, безопасность которого не подтверждена органами местного самоуправления г. Самары - постановлением главы г.о. Самара от 11 июня 2013 г. N 567 отменено разрешение на строительство указанного объекта от 01 июня 2012 г. N RU 63301000-041.
Кроме этого, невыполнение п. 4 предписания, строительство спорного объекта производится ответчиком по делу в нарушение действующего градостроительного законодательства, а на территории площадки производится стоянка автотранспорта, не связанного с производством строительно-монтажных работ, доступ посторонних лиц на строительную площадку не ограничен, отсутствует пункт для мойки колес и кузовов транспортных средств при выезде с площадки, на которой проводятся строительные работы, создающее угрозу загрязнения территории Самары, в результате чего такая деятельность ответчика создает опасность причинения вреда неопределенному кругу лиц, по причине чего деятельность по строительству данного строения подлежит запрету до устранения ответчиком нарушений градостроительного законодательства.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии в действиях Общества состава вменяемого правонарушения, в связи с чем правомерно привлек его к административной ответственности по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ и назначил наказание в виде административного приостановления деятельности.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности не установлено.
Довод Общества о том, что постановление об отмене разрешения на строительство в настоящий момент обжалуется в Арбитражном суде Самарской области, подлежит отклонению, поскольку в рассматриваемом случае Общество привлекается к административной ответственности за невыполнение законного предписания Инспекции, которое не было оспорено в установленном законом порядке. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Кроме того, вступившее в законную силу решение суда по указанному выше требованию об обжаловании постановления об отмене разрешения на строительство в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 12 сентября 2013 г. по делу N А55-17748/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
Н.Ю. Марчик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-17748/2013
Истец: Государственная инспекция строительного надзора Самарской области
Ответчик: ООО "Федина"
Третье лицо: ОСП Промышленного района г. Самары