г. Тула |
|
7 ноября 2013 г. |
Дело N А54-2139/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31.10.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.11.2013.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Каструба М.В., судей Волковой Ю.А., Капустиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Радченко Е.А., при участии в деле от истца - общества с ограниченной ответственностью "ИНЖКОМСЕРВИС" - представителя Кочкарева М.Н. (доверенность от 23.09.2013), в отсутствие ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 22.08.2013 по делу N А54-2139/2013 (судья Стрельникова И.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ИНЖКОМСЕРВИС" (город Рыбное Рязанской области, ОГРН 1026201270810, ИНН 6231001926) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области (город Рязань, ОГРН1096234009904, ИНН 6234074270) о признании незаконным бездействия и недействительным ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "ИНЖКОМСЕРВИС" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области (далее - ответчик, ТУ Росимущества в Рязанской области) с заявлением:
- о признании незаконным бездействия ТУ Росимущества в Рязанской области, выразившееся в несвоевременном исполнении полномочий, определенных пунктами 5.3., 5.4., 5.7., 5.8., 5.13 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, а также не рассмотрении заявления ООО "ИНЖКОМСЕРВИС" от 16.04.2012 о приватизации земельного участка и несоблюдении сроков принятия решения о приватизации земельного участка в нарушение требований пунктов 6 и 8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 части первой статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и пунктов 3.9.1-3.9.3. Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по продаже (приватизации) земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 07.11.2011 N 622;
- о признании недействительным пункта 2 Распоряжения ТУ Росимущества в Рязанской области от 11.04.2013 N 107-р "О приватизации находящегося в собственности РФ земельного участка с кадастровым номером 62:15:00440409:185;
- об обязании ТУ Росимущества в Рязанской области устранить нарушения прав и законных интересов ООО "ИНЖКОМСЕРВИС" путем подготовки и направления заявителю в двухнедельный срок по вступлению в законную силу решения суда распоряжения о приватизации находящегося в собственности РФ земельного участка с кадастровым номером 62:15:00440409:185 с указанием цены выкупа в размере двух с половиной процентов его кадастровой стоимости, т.е. 145704 рублей 30 копеек, подготовки и направления заявителю в месячный срок с момента вынесения вышеуказанного распоряжения договора купли-продажи, предусматривающего приобретение ООО "ИНЖКОМСЕРВИС" находящегося в собственности РФ земельного участка с кадастровым номером 62:15:00440409:185 по цене в размере двух с половиной процентов его кадастровой стоимости, т.е. 145704 рублей 30 копеек.
В судебном заседании представитель Общества уточнил требования, согласно которым отказался от требования о признании незаконным бездействия ТУ Росимущества в Рязанской области, выразившееся в несвоевременном исполнении полномочий, определенных пунктами 5.3., 5.4., 5.7., 5.8., 5.13 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, а также не рассмотрении заявления ООО "ИНЖКОМСЕРВИС" от 16.04.2012 о приватизации земельного участка и несоблюдении сроков принятия решения о приватизации земельного участка в нарушение требований пунктов 6 и 8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 части первой статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и пунктов 3.9.1-3.9.3. Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по продаже (приватизации) земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 07.11.2011 N 622.
В остальной части требования оставил без изменения и просил суд:
- признать недействительным пункта 2 Распоряжения ТУ Росимущества в Рязанской области от 11.04.2013 N 107-р "О приватизации находящегося в собственности РФ земельного участка с кадастровым номером 62:15:0040409:185;
- обязать ТУ Росимущества в Рязанской области устранить нарушения прав и законных интересов ООО "ИНЖКОМСЕРВИС" путем подготовки и направления заявителю в двухнедельный срок по вступлению в законную силу решения суда распоряжения о приватизации находящегося в собственности Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 62:15:0040409:185 с указанием цены выкупа в размере двух с половиной процентов его кадастровой стоимости, т.е. 145704 рублей 30 копеек, подготовки и направления заявителю в месячный срок с момента вынесения вышеуказанного распоряжения договора купли-продажи, предусматривающего приобретение ООО "ИНЖКОМСЕРВИС" находящегося в собственности РФ земельного участка с кадастровым номером 62:15:0040409:185 по цене в размере двух с половиной процентов его кадастровой стоимости, т.е. 145704 рублей 30 копеек.
Суд первой инстанции принял отказ от заявленных требований в указанной части и прекратил производство по делу N А54-2139/2013 в данной части.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 22.08.2013 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом ТУ Росимущества в Рязанской области обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 22.08.2013 отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований ООО "ИНЖКОМСЕРВИС".
Заявитель апелляционной жалобы ссылаясь на п.п. "ж" п. 4.8 Положения о ТУ ФА по управлению государственным имуществом в Рязанской области и п. 4.3.3 Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по продаже (приватизации) земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, считает что у ТУ Росимущества в Рязанской области имелись законные основания для принятия решения о приватизации спорного земельного участка в срок свыше месяца. Указывает на то, что на момент издания распоряжения N 107-р от 11.04.2013 цена выкупа спорного земельного участка была определена на основании п. 1.2 ст. 36 Земельного кодекса РФ и соответствовала 100 % кадастровой стоимости земельного участка, и каких-либо законов и нормативных правовых актов, устанавливающих предоставление земельных участков по льготным ставкам на момент издания распоряжения не действовало.
В судебном заседании представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции представителя не направил.
С учетом мнения представителя истца судебное разбирательство проводилось в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя истца суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "ИНЖКОМСЕРВИС" является собственником здания конторы (лит. А-А1, условный номер 62-62-09/254/2005-291), здания радиомачты (лит. Б, условный номер 62-62-09/254/2005-290), здания материально-технического склада (лит. В, условный номер 62-52-12/065/2011-268), здания гаража (лит. Г, условный номер 62-62-09/038/2008-106), здания склада (лит. Д, условный номер 62-62-09/038/2008-107), расположенных по адресу: Рязанская область, Рязанский район, деревня Турлатово, улица Дорожная, дом 7.
Право собственности Общества на перечисленные объекты недвижимости подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права соответственно: серия 62 МГ N 341419 от 28.12.2005, серия 62 МГ N 341418 от 27.12.2005, серия 62-МД N 502078 от 28.03.2012 года, серия 62-МД N 208810 от 19.08.2010, серия 62-МД N 208601 от 19.08.2010.
Вышеуказанные объекты недвижимого имущества расположены на земельном участке площадью 13582 кв. м., находящемся по адресу: Рязанская область, Рязанский район, деревня Турлатово, с кадастровым номером 62:15:0040409:185.
Указанный земельный участок образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером 62:15:0040409:1 и является государственной собственностью, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (т.1, л.д.29).
30.03.2011 ТУ Росимущества в Рязанской области на обращение Общества от 10.03.2011 N 14 с просьбой предоставить сведения о земельном участке с кадастровым номером 62:15:0040409:1 для последующего оформления его в собственность, сообщило об отсутствии указанного участка в территориальной базе данных федерального имущества Рязанской области.
19.09.2011 администрация муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области письмом N 9388 сообщило ТУ Росимущества в Рязанской области об отсутствии полномочий распоряжаться земельным участком с кадастровым номером 62:15:0040409:1.
13.09.2011 заявитель обратился в ТУ Росимущества в Рязанской области с целью приватизировать земельный участок, расположенный под объектами, находящимися у него в собственности, с просьбой утвердить и выдать схему расположения земельного участка с кадастровым номером 62:15:0040409:1.
16.04.2012 ООО "ИНЖКОМСЕРВИС" обратилось с заявкой о разделе земельного участка с кадастровым номером 62:15:0040409:1, площадью 43435 кв. м., расположенного по адресу: Рязанская область, Рязанский район, д. Турлатово, с целью выделения из него земельного участка площадью 13579 кв.м., с последующим осуществлением сделки купли-продажи Обществу для размещения и эксплуатации объектов недвижимого имущества.
27.04.2012 ТУ Росимущества в Рязанской области обратилось в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом о рассмотрении вопроса о разделе вышеуказанного земельного участка и просило дать ТУ Росимущества в Рязанской области соответствующее поручение.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом поручило 13.09.2012 ТУ Росимущества в Рязанской области произвести раздел вышеуказанного земельного участка.
21.09.2012 ТУ Росимущества в Рязанской области издало распоряжение "О разделе земельного участка с кадастровым номером 62:15:0040409:1".
29.10.2012 ООО "ИНЖКОМСЕРВИС" обратилось в ТУ Росимущества в Рязанской области с представлением дополнительных документов к заявке о приватизации земельного участка, с кадастровым номером 62:15:004:0409:185, площадью 13582,0 кв.м., расположенного по адресу: Рязанская область, Рязанский район, д. Турлатово.
ТУ Росимущества в Рязанской области направило документы в Центральный аппарат Росимущества письмом N 53 от 03.12.2012 о возможности предоставления в собственность земельного участка кадастровым номером 62:15:0040409:185, площадью 13582 кв. м., расположенного адресу: Рязанская область, Рязанский район, д. Турлатово.
08.04.2013 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом поручило ТУ Росимущества в Рязанской области рассмотреть обращение Общества и при условии соответствия представленных документов действующему законодательству, принять решение и дать ответ заявителю.
11.04.2013 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области издало распоряжение N 107-р "О приватизации находящегося в собственности Российской Федерации земельного участка, с кадастровым номером 62:15:0040409:185".
Согласно пункту 2 распоряжения выкупная цена земельного участка составила 5828172,02 руб., что согласно Приложения 1 к распоряжению составляет 100% его кадастровой стоимости.
13.05.2013 ТУ Росимущества в Рязанской области направило заявителю договор купли-продажи вышеуказанного земельного участка.
Не согласившись с данным распоряжением в части установленной ответчиком выкупной цены земельного участка, ООО "ИНЖКОМСЕРВИС" обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с настоящим заявлением (с учетом уточнения).
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии у ТУ Росимущества в Рязанской области правовых основания для непринятия в установленный законом месячный срок решения о приватизации спорного земельного участка и установления заявителю ставки в размере 100 % кадастровой стоимости данного участка в силу следующего.
Пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, осуществляет Российская Федерация.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ), установлен субъектный состав лиц, которым до 01.07.2012 осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения; коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений; юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками; гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Как усматривается из материалов дела, ООО "ИНЖКОМСЕРВИС" обратилось в ТУ Росимущества в Рязанской области 16.04.2012 с заявлением о приватизации земельного участка, расположенного под объектами, находящимися у общества в собственности.
Для приобретения собственником объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий.
Из содержания названной нормы права следует, что субъектами применения льготного порядка расчетов за земельные участки выступают собственники зданий, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности.
Спорные объекты недвижимого имущества расположены на земельном участке площадью 13582 кв. м., находящемся по адресу: Рязанская область, Рязанский район, деревня Турлатово, с кадастровым номером 62:15:0040409:185, образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером 62:15:0040409:1.
Принадлежащие ООО "ИНЖКОМСЕРВИС" вышеуказанные объекты недвижимости были отчуждены у Федерального государственного унитарного дорожного эксплуатационного предприятия N 80, то есть из государственной собственности, что подтверждается протоколами о результатах торгов по продаже арестованного имущества от 25.08.2004 года, дополнением от 18.08.2004 года к протоколу о результатах торгов по продаже арестованного имущества от 25.08.2004 года, решениями Арбитражного суда Рязанской области от 03.12.2009 по делу N А54-4062/2009, от 19.10.2005 по делу N А54-3473/2005, от 02.11.2005 по делу N А54-3467/2005, от 13.01.2006 по делу N А54-8971/2005.
Частью 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в части 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Таким образом, решение о предоставлении земельного участка либо об отказе в предоставлении земельного участка должно быть принято в течение одного месяца со дня обращения.
Заявитель при обращении к ТУ Росимущества в Рязанской области выполнил требования пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, что не оспаривается ответчиком.
Доказательств невозможности продажи в собственность ООО "ИНЖКОМСЕРВИС" спорного земельного участка Территориальным управлением Росимущества в Рязанской области в установленный законом срок, в материалы дела не представлено.
Однако ответчик издал распоряжение от 11.04.2013 N 107-р о приватизации находящегося в собственности Российской Федерации земельного участка, расположенного по адресу: Рязанская область, Рязанский район, д. Турлатово, только 11.04.2013 и по цене равной кадастровой стоимости земельного участка (5828172 руб. 02 коп.), тем самым нарушил срок установленный пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В связи с вышеизложенным, установление ответчиком цены выкупа превышающей 2,5% кадастровой стоимости земельного участка, является незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя.
При таких обстоятельствах суд области правомерно удовлетворил заявление ООО "ИНЖКОМСЕРВИС".
Довод заявителя жалобы о том, что цена земельного участка была установлена в соответствии с действующим законодательством и каких-либо законов и нормативных правовых актов, устанавливающих предоставление земельных участков по льготным ставкам на момент издания распоряжения не действовало подлежит отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку лица, подавшие заявления о приобретении земельных участков по льготной цене в установленный законом срок, имеют право на их приобретение по цене, действовавшей на момент подачи заявлений, так как правоотношения по выкупу земельного участка возникают с момента подачи заявки на выкуп, выкупная цена определяется уполномоченным органом на дату подачи соответствующего заявления.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии законных оснований у ТУ Росимущества в Рязанской области для непринятия в установленный законом месячный срок решения о приватизации находящегося в собственности Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 62:15:0040409:185 (Рязанская область, Рязанский район, д. Турлатово), поскольку вопросы внутриведомственного характера, связанные с порядком принятия решений о приватизации земельных участков, не должны являться препятствием праву лица, обратившегося с заявлением в государственный орган, на получение соответствующего решения в установленный законом срок.
Остальные доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда области, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 22 августа 2013 года по делу N А54-2139/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Каструба |
Судьи |
Ю.А. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-2139/2013
Истец: ООО "Инжкомсервис"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области