г. Санкт-Петербург |
|
07 ноября 2013 г. |
Дело N А21-3497/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 ноября 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семиглазова В.А.
судей Горбачевой О.В., Будылевой М.В.
при ведении протокола судебного заседания: Федуловой М.К.
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: не явились, извещены
от 3-го лица: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20352/2013) ГКУ "Калининградская областная фармацевтическая компания" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.07.2013 по делу N А21-3497/2013 (судья Кузнецова О.Д.), принятое
по иску ООО "Социальная аптека - 27"
к ГКУ "Калининградская областная фармацевтическая компания", Министерству здравоохранения Калининградской области
3-и лица: НП СОЗГ "Страховая аптека "Народная", Министерство финансов Калининградской области, Министерство здравоохранения Калининградской области
о взыскании задолженности
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Социальная аптека-27" (далее по тексту - ООО "Социальная аптека-27" истец, ИНН 3905067293, ОГРН 1053900103245) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением к Государственному казенному учреждению "Калининградская областная фармацевтическая компания" (далее - ГКУ "Облфармкомпания", ответчик, ИНН 3917515253, ОГРН 1123926053063) о взыскании задолженности за поставленные лекарственные средства в размере 512 645,50 руб.
Определением суда от 03 июля 2013 года по настоящему делу привлечено в качестве второго ответчика Министерство здравоохранения Калининградской области и в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, Министерство финансов Калининградской области.
Решением суда от 23.07.2013 в пользу общества с ограниченной ответственностью "Социальная аптека - 27" взыскана задолженность за поставленные лекарственные средства в размере 512 645 руб. 50 коп. и судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 13 252 руб. 91 коп. с Государственного казенного учреждения "Калининградская областная фармацевтическая компания", а при недостаточности денежных средств взыскать с Министерства здравоохранения Калининградской области за счёт казны Калининградской области.
Не согласившись с решением суда, ГКУ "Калининградская областная фармацевтическая компания" направило жалобу в суд апелляционной инстанции, ссылаясь на не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права. В обоснование своей позиции податель жалобы указывает, что обязанность по оплате переданных лекарственных средств не наступила в силу пункта 3.3 государственных контрактов, то есть в связи с отсутствием доведения лимитов денежных средств.
Стороны извещены, своих представителей в судебное заседание не направили, что на основании статьи 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела по существу.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании итогов открытых аукционов в электронной форме между Государственным заказчиком - Агентством главного распорядителя средств бюджета Калининградской области (правопредшественником основного истца в связи с ликвидацией АГРСБ КО), Поставщиком - ООО "Социальная аптека - 27" и Получателем - ГБУЗ "Областная клиническая больница Калининградской области" заключены следующие государственные контракты:
- государственный контракт N 135-3/2012 от 07.12.2012 на централизованную поставку средств, действующих на вегетативную нервную систему и чувствительные нервные окончания, в соответствии с подпрограммой "Льготные лекарства" целевой программы Калининградской области "Развитие здравоохранения Калининградской области на период 2008 - 2012 годов" на сумму 27 016, 00 руб.
- государственный контракт N 136-3/2012 от 07.12.2012 на централизованную поставку препаратов, действующих на сердечно - сосудистую систему в соответствии с подпрограммой "Льготные лекарства" целевой программы Калининградской области "Развитие здравоохранения Калининградской области на период 2008 - 2012 годов" на сумму 3 258,50 руб.
- государственный контракт N 139-3/2012 от 07.12.2012 на централизованную поставку препаратов, влияющих на нервную систему в соответствии с подпрограммой "Льготные лекарства" целевой программы Калининградской области "Развитие здравоохранения Калининградской области на период 2008 - 2012 годов" на сумму 17 310 руб.
- государственный контракт N 141-3/2012 от 07.12.2012 на централизованную поставку средств, действующих на вегетативную нервную систему и чувствительные нервные окончания в соответствии с подпрограммой "Льготные лекарства" целевой программы Калининградской области "Развитие здравоохранения Калининградской области на период 2008 - 2012 годов" на сумму 8 482 руб.
- государственный контракт N 142-3/2012 от 07.12.2012 на централизованную поставку препаратов, влияющих на вегетативную нервную систему и чувствительные нервные окончания в соответствии с подпрограммой "Льготные лекарства" целевой программы Калининградской области "Развитие здравоохранения Калининградской области на период 2008 -2012 годов" на сумму 3 388 руб.
- государственный контракт N 137-3/2012 от 07.12.2012 на централизованную поставку средств, действующих на вегетативную нервную систему и чувствительные нервные окончания в соответствии с подпрограммой "Льготные лекарства" целевой программы Калининградской области "Развитие охранения Калининградской области на период 2008 - 2012 годов" на сумму 14 686 руб.
- государственный контракт N 138-3/2012 от 07.12.2012 на централизованную поставку нитропрепаратов и сердечно - сосудистых средств в соответствии с подпрограммой "Льготные лекарства" целевой программы Калининградской области "Развитие здравоохранения Калининградской области на период 2008 - 2012 годов" на сумму 15 202 руб.
- государственный контракт N 140-3/2012 от 07.12.2012 на централизованную поставку препаратов, влияющих на нервную систему, включая барбитураты, средства снотворные и наркотические в соответствии с подпрограммой "Льготные лекарства" целевой программы Калининградской области "Развитие здравоохранения Калининградской области на период 2008 - 2012 годов" на сумму 3 488,00 руб.
- государственный контракт N 143-3/2012 от 10.12.2012 на централизованную поставку инструментов колючих для обеспечения льготных категорий граждан в соответствии с подпрограммой "Льготные лекарства" целевой программы Калининградской области "Развитие здравоохранения Калининградской области на период 2008 - 2012 годов" на сумму 419 815 руб. (далее - контракты).
Всего на общую сумму 512 645,50 руб. (т. 1, л.д. 9-179).
В соответствии с условиями указанных контрактов Поставщик обязался поставить лекарственные средства в соответствии с техническим заданием в указанные в п. 2.2. контрактов сроки, а Государственный заказчик обязался оплатить Поставщику - ООО "Социальная аптека -27 твердую цену контрактов в указанные в п. 3.3. контрактов сроки.
Дополнительными соглашениями от 19.02.2013 Государственный заказчик по контракту был изменен: с Агентства главного распорядителя средств бюджета Калининградской области на ГКУ "Калининградская областная фармацевтическая компания".
В соответствии с пунктом 3.3. договоров расчеты производятся в течение 120 календарных дней после представления государственному заказчику счета, счета-фактуры, акта приема-передачи товара, подписанного получателем и поставщиком.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что истец принятые на себя по договорам обязательства исполнил надлежащим образом, своевременно и в полном объеме, поставив в адрес получателя предусмотренные условиями договоров товары на общую сумму 512 645,50 руб., о чем свидетельствуют товарные накладные, направленные ответчику счета на оплату, счёт - фактуры, акты приёма - передачи.
Однако ответчик свои обязательства по оплате поставленных истцом товаров не оплатил, в результате чего образовалась задолженность в размере 512 645,50 руб.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции посчитал их обоснованными, как по праву, так и по размеру.
Согласно статьям 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 525 ГК РФ поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.
К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (ст. 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 486 ГК РФ покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другим законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства.
Судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, что истец принятые на себя обязательства по государственным контрактам исполнил надлежащим образом, своевременно и в полном объеме поставив в адрес поручателя лекарственные средства, претензий по качеству, количеству и ассортименту поставленного товара ответчиком не заявлено.
Однако доказательств оплаты за поставленный товар в сумме 512 645,50 руб. ГКУ "Калининградская областная фармацевтическая компания" не представило.
Довод ответчика об отсутствии лимитов бюджетных средств на оплату поставленного товара апелляционным судом не принимается.
В пункте 15.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что разрешая дела по искам о взыскании задолженности за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги), предъявленные к учреждениям поставщиками (исполнителями), суды должны исходить из того, что положения пункта 2 статьи 161 БК РФ, в силу которых заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств, не могут рассматриваться в качестве основания для отказа в иске о взыскании задолженности при принятии учреждением обязательств сверх этих лимитов, пока соответствующая сделка не оспорена и не признана судом недействительной.
При этом факт поступления или не поступления ответчику бюджетных средств не является основанием для отказа ответчика от оплаты за поставленную истцом продукцию, а также не является основанием для просрочки ответчиком выплаты причитающихся истцу денежных средств.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21 при удовлетворении судом иска кредитора о взыскании задолженности учреждения, предъявленного одновременно к учреждению и субсидиарному должнику, в резолютивной части решения следует указать на взыскание суммы задолженности с учреждения (основного должника), а при недостаточности денежных средств учреждения - с собственника его имущества (субсидиарного должника).
Согласно статье 120 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Условиями для применения субсидиарной ответственности является отказ основного должника удовлетворить требования кредитора или неполучение от него ответа, недостаточность у учреждения денежных средств.
ГКУ "Калининградская областная фармацевтическая компания" пояснило, что достаточными средствами для погашения задолженности не располагает. Данные обстоятельства подтверждаются письмом Министерства здравоохранения от 21.06.2013 в адрес Минфина о не выделении денежных средств на погашение задолженности 2012 г.
Из представленного суду письма Минфина лимитов бюджетных обязательств на 2013 и на лимитный период 2014-2015 гг., не имеется сведений, что предусмотренные лимиты доведены до ГКУ "Калининградская областная фармацевтическая компания" в достаточном объеме для погашения задолженности за 2012 г.
Как видно из Устава ГКУ "Калининградская областная фармацевтическая компания" полномочия учреждения от имени Калининградской области осуществляет Министерства здравоохранения Калининградской области.
Постановлением от 11.05.2012 N 316 "О создании ГКУ" предусмотрено, что ГКУ "Калининградская областная фармацевтическая компания" находится в ведении и подчинении Министерства здравоохранения Калининградской области.
Таким образом, суд правомерно указал на недостаточность средств у ГКУ "Калининградская областная фармацевтическая компания" для удовлетворения требований, в связи с чем на основании статьи 120 ГК РФ и разъяснений постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 21 от 22.06.2006 г. (п. 4), привлек к субсидиарной ответственности Министерство здравоохранения Калининградской области.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой инстанции применил нормы материального и процессуального права в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами, в связи с чем обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.07.2013 по делу N А21-3497/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.А. Семиглазов |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-3497/2013
Истец: ООО "Социальная аптека - 27"
Ответчик: ГКУ "Калининградская областная фармацевтическая компания", Министерство здравоохранения Калининградской области
Третье лицо: Министерство здравоохранения Калининградской области, Министерство финансов Калининградской области, Министерство финансов по Калининградской области, НП СОЗГ "Страховая аптека "Народная"