г. Самара |
|
07 ноября 2013 г. |
Дело N А55-10018/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 ноября 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Балакиревой Е.М.,
судей Романенко С.Ш., Терентьева Е.А,
при ведении протокола судебного заседания Аванесовой М.А.,
в отсутствие сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании 31 октября 2013 года в зале N 6 апелляционную жалобу Министерства строительства Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 21 августа 2013 года по делу N А55-10018/2013 (судья Ануфриева А.Э.)
по иску Министерства строительства Самарской области (ОГРН 1056315900134), г. Самара,
к закрытому акционерному обществу "САМКОН" (ОГРН 1026300767415), г. Самара,
о взыскании задолженности по договору аренды и пени,
установил:
Министерство строительства Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к ЗАО "Самком" о взыскании 1 072 099 руб. 06 коп., в том числе: задолженность по договору аренды N 166 от 25.12.2007 земельного участка за период с 01.06.2009 по 29.11.2010 в сумме 606 525 руб. 30 коп., пени за период с 11.06.2009 по 29.11.2010 в сумме 465 573 руб. 76 коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.08.2013 года иск удовлетворен частично, с ответчика в пользу Министерства строительства Самарской области взыскано 3926 554 руб. 82 коп., в том числе: задолженность в сумме 606 525 руб. 30 коп., пени в сумме 320 029 руб. 52 коп. В остальной части в иске отказано.
При этом суд первой инстанции применил к рассматриваемым правоотношениям постановление Правительства РФ N 582 от 16.07.2009 г., а также статью 65 Земельного кодекса Российской Федерации.
Не соглашаясь с принятым Арбитражным судом Самарской области судебным актом, Министерство строительства Самарской области обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит изменить мотивировочную часть решения суда первой инстанции, исключить ссылку на постановление Правительства РФ от 16.07.2009 г. N 582. По мнению Министерства строительства Самарской области, суд необоснованно при расчете арендной платы применил постановление Правительства РФ от 16.07.2009 г. N 582.
Законность и обоснованность судебного решения, принятого по делу Арбитражным судом Самарской области, проверена Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с требованиями статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание стороны не явились, о месте и времени судебного разбирательства в силу статей 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации извещены надлежащим образом, что позволяет суду в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в их отсутствие.
Как следует из содержания апелляционной жалобы, решение суда первой инстанции в той его части, в которой исковые требования истца были частично удовлетворены, истцом не обжалуется.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о необоснованности жалобы исходя из следующего.
На основании постановлений Главы города Самары от 17.09.2004 N 2266, от 06.06.2005 N 1547, приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 30.11.2007 N 195 между истцом (арендодатель) и ответчиком (арендатор) заключен договор N 166 от 25.12.2007 аренды земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, имеющего кадастровый номер 63:01:07:05 002:0007, находящегося по адресу: г.Самара Промышленный район ул.Солнечная 21-23, площадью 1818, 90 кв.м. для строительства многоэтажного жилого дома сроком с 30.07.2007 по 29.11.2010.
Земельный участок передан по акту приема-передачи. В соответствии со статьями 131, 164, 609 Гражданского кодекса Российской Федерации договор зарегистрирован 07.02.2008.
Разделом 4 и Приложением N 2 договора установлен расчет арендной платы и срок внесения - не позднее 10 числа текущего месяца.
Пунктом 7.3 договора стороны предусмотрели ответственность за просрочку внесения арендной платы в виде пени в размере 0,3% с просроченной суммы за каждый день просрочки.
Дополнительным соглашением N 1 от 28.12.2009 сторонами согласован новый расчет арендной платы, а также уменьшен размер ответственности за просрочку внесения арендной платы до 0,1% с просроченной суммы за каждый день просрочки.
В соответствии с Законом Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" и постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара", полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, связанных со строительством, с 01.07.2006 осуществляет министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.
По окончании срока действия договора ответчик продолжал пользоваться земельным участком для целей строительства жилого дома при отсутствии возражений со стороны истца, что в силу ст. 621 ГК РФ позволяет считать его возобновленным на неопределенный срок.
Как указывает истец, ответчик в нарушение норм права, регулирующих арендные отношения, и условий договора, не своевременно вносил арендную плату и за ним образовалась задолженность по арендной плате за период с 01.06.2009 по 29.11.2010 в сумме 606 525 руб. 30 коп., которые для должника являются текущими платежами.
Кроме этого, за просрочку внесения арендной платы истец начислил пени из расчета 0,3% в соответствии с п. 7.3 договора за период пени за период с 11.06.2009 по 29.11.2010 в сумме 465 573 руб. 76 коп.
В порядке досудебного урегулирования истец направлял ответчику претензии от 15.08.2011 N А-8017/07, от 24.04.2013 N А-88/13, которые остались без реагирования.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 14.05.2009 по делу N А55-8649/2009 в отношении ЗАО "Самком" возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве). Решением Арбитражного суда Самарской области от 11.12.2009 по делу N А55-8649/2009 ЗАО "Самком" признано несостоятельным (банкротом), введено конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Давыдкин С.А.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 15.07.2013 по делу N А55-8649/2009 конкурсным управляющим должника утверждена Рожкова Н.А.
Согласно пункту 1 статьи 94 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного настоящим Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику.
Данные обстоятельства явились поводом для настоящего иска.
Удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции дал надлежащую оценку обстоятельствам дела, применил к рассматриваемым правоотношениям положения Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", а также правовую позицию, сформулированную Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2011 г. N15837/11 о том, что размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена) не может быть выше ставок, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 17.04.2012 г. N 15837/11 общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса). Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации". К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей. Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены. В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке. При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами. Нормативные акты публичных образований, устанавливающие ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, включая участки, государственная собственность на которые не разграничена, либо устанавливающие методики и формулы расчета арендной платы за эти участки или отдельные элементы (величины, коэффициенты и т.п.) таких методик и формул, с учетом правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 г. N 10034/11, могут быть обжалованы в арбитражный суд в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса и правилами главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе и по мотивам несоответствия указанным принципам.
Кроме этого, применительно к статье 12 Гражданского кодекса и статье 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе давать оценку нормативным актам публичных образований, регламентирующим размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, с точки зрения их соответствия этим принципам и ориентирам и при рассмотрении гражданско-правовых споров, вытекающих из договоров аренды таких земельных участков. При этом, поскольку перечисленные принципы и ориентиры были закреплены в Постановлении N 582, вступившем в силу с 04.08.2009 г., ранее принятые нормативные акты публичных образований, регламентирующие размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, могут быть проверены на соответствие этим принципам и ориентирам только с указанной даты. Установление после введения в действие Постановления N 582 или применение ранее установленных упомянутыми органами регулируемых ставок арендной платы за земельные участки, предоставленные для целей жилищного строительства, исходя из рыночной стоимости земельного участка или рыночного размера годовой арендной платы на основании отчета независимого оценщика, не соответствует требованиям Земельного кодекса, Вводного закона к Земельному кодексу, принципам и правилам, установленным в Постановлении N 582.
В данном случае спорный земельный участок предоставлен в аренду в 2007 году из не разграниченных публичных земель в городе Самаре для целей строительства жилой застройки по процедуре предварительного согласования места размещения объекта, то есть без проведения торгов. Соответственно к правоотношениям, связанным с формированием арендной платы, подлежащей уплате по договору, были применены положения Постановления Правительства Самарской области от 06.08.2008 г. N 308.
Однако в настоящее время с учетом того, что жилищное строительство относится к социально значимым видам деятельности, в силу подпунктов "г" и "д" пункта 3 постановления N 582 арендная плата за земельные участки, предоставленные в установленном порядке под жилищное строительство без проведения торгов, в том числе по процедуре предварительного согласования места размещения объекта, не превышает двух процентов от кадастровой стоимости.
Вместе с тем уровень арендной платы при жилищном строительстве дифференцирован непосредственно федеральным законом исходя из сроков завершения строительства. Так, статья 65 Земельного кодекса предусматривает, что, если иное не установлено законодательством, при превышении трехлетнего срока жилищного строительства арендная плата должна составлять не менее двукратной ставки земельного налога. Кроме того, пункт 15 статьи 3 Вводного закона к Земельному кодексу, допуская при определенных им условиях предоставление до 30.12.2007 г. земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду для жилищного строительства, комплексного освоения в целях жилищного строительства на основании заявления заинтересованного лица без проведения торгов, устанавливает минимальный уровень ставок арендной платы за такие участки в два с половиной и пять процентов от их кадастровой стоимости, если объекты недвижимости не введены в эксплуатацию по истечении двух или трех лет соответственно с момента заключения договора аренды. Данное положение является специальным по отношению к статье 65 Земельного кодекса.
Судом установлено, и материалами дела подтверждается, что первоначально земельный участок предоставлен ответчику с предварительным согласованием места размещения многоэтажного жилого дома для строительства, утвержден акт о выборе земельного участка для строительства многоэтажного жилого дома, проект границ земельного участка, и предоставлен в аренду ответчику на основании постановлений главы города Самары от 17.09.2004 N 2266, от 06.06.2005 N 1547. Таким образом, спорный договор N 414 от 17.11.2008 заключен на основании указанных постановлений и приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 30.11.2007 N 195. Кроме этого, пунктом 4 дополнительного соглашения N 1 от 28.12.2009 к договору установлено, что момент начала пользования земельным участком определяется с 17.09.2009.
Таким образом, в период с 01.06.2009 по 29.11.2010 земельный участок, предоставленный с предварительным согласованием места размещения объекта, использовался ответчиком для строительства многоэтажного жилого дома по истечении трех лет. Следовательно, размер арендной платы в спорный период не может быть менее 5 % от кадастровой стоимости земельного участка.
При таких обстоятельствах, исходя из кадастровой стоимости земельного участка 9 357 021 руб. 83 коп., указанной в кадастровом паспорте от 08.10.2009, годовой размер арендной платы за спорный земельный участок не может быть менее 5 %, т.е. не менее 467 851 руб. 09 коп., а в период с 01.06.2009 по 29.11.2010 - не менее 701 776 руб. 64 коп.
На основании вышеуказанных нормативных актов Самарской области истцом определен размер арендной платы за период с 01.06.2009 по 29.11.2010 в сумме 606 490 руб. 17 коп, что меньше минимального размера арендной платы, исчисленного по указанным правилам.
Однако, учитывая, что арбитражный суд не может выйти за рамки заявленных требований, а иное означало бы выход суда за пределы иска в интересах одной из сторон, иск рассмотрен и удовлетворен в заявленных Министерством пределах.
Сформулированная в настоящем деле правовая позиция о том, что размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных Постановлением N 582 для земель федеральной собственности, подлежит применению судами с момента опубликования данного постановления в установленном порядке.
В апелляционной жалобе Министерство строительства Самарской области, ссылаясь на решение Самарского областного суда от 09.02.2011 г. и определение Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2011 г. полагает, что положения постановления Правительства Самарской области от 06.08.2008 г. N 308 не противоречат Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г. N 582, учитывают его, а правила, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г. N 582 применимы только для определения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в федеральной собственности, при этом при аренде земельных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, в муниципальной собственности, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена, данные правила применены быть не могут.
Однако указанные доводы истца противоречат вышеуказанной правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которая в силу пункта 61.9 Регламента арбитражных судов (утв. Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.1996 г. N 7) и пункта 5.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.03.2007 г. N 17 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре вступившего в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам" установила, что со дня размещения постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в полном объеме на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации практика применения законодательства, на положениях которого основано соответствующее постановление, для судов считается определенной.
На основании изложенного, иск в части взыскания задолженности по арендной плате за период с 01.06.2009 по 29.11.2010 подлежит удовлетворению в сумме 606490,17 руб.
Поскольку наличие задолженности судом установлено и доказательств погашения долга в указанном размере не представлено, в соответствии со ст. 330 ГК РФ и п.7.3 договора суд правомерно взыскал с ответчика неустойку в размере 320029,52 руб. за период с 11.06.2009 по 29.11.2010. В этой части решение суда не оспаривается.
С учетом вышеизложенного, в апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции, который всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дав им надлежащую правовую оценку, принял судебный акт с соблюдением норм материального и процессуального права.
Иных доводов в обоснование апелляционной жалобы заявитель не представил, в связи с этим Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Самарской области, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы возлагаются на заявителя, который от ее уплаты освобожден.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 21.08.2013 года, принятое по делу N А55-10018/2013, с учетом определения об исправлении опечатки от 27.09.2013 года, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.М. Балакирева |
Судьи |
С.Ш. Романенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-10018/2013
Истец: Министерство строительства Самарской области
Ответчик: ЗАО "Самком", Конкурсный управляющий Давыдкин Сергей Анатольевич
Третье лицо: Конкурсный управляющий ЗАО "САМКОН" Рожкова Н. А.