г. Владимир |
|
24 ноября 2010 г. |
Дело N А43-2462/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.11.2010.
Постановление в полном объеме изготовлено 24.11.2010.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егоровой В.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.08.2010
по делу N А43-2462/2010,
принятое судьей Садовской Г.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТОСОЛ-СИНТЕЗ"
о признании незаконным решения Дзержинского территориального (межрайонного) отдела Управления Роснедвижимости по Нижегородской области от 30.11.2009 N 52/09-3128 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "ТОСОЛ-СИНТЕЗ" Баруткиной А.А. по доверенности от 27.10.2010 N 241/09;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области - Ивановой Н.Г. по доверенности от 08.11.2010 N 402,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "ТОСОЛ-СИНТЕЗ" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения Дзержинского территориального (межрайонного) отдела Управления Роснедвижимости по Нижегородской области от 30.11.2009 N 52/09-3128 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости - земельного участка, расположенного по адресу: Нижегородская область, г. Дзержинск, Восточный промрайон Химмаш, 7+700 Восточного шоссе, д. 3.
Решением от 25.08.2010 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил заявленные требования.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области (далее - Управление Росреестра) не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, постановление администрации г. Дзержинска от 06.11.2009 N 4555 "О предоставлении в собственность ООО "ТОСОЛ-СИНТЕЗ" земельного участка по адресу: Нижегородская область, г. Дзержинск, Восточный промрайон Химмаш, 7+700 Восточное шоссе, д. 3", являлось лишь основанием для последующего заключения договора купли-продажи земельного участка, следовательно, до заключения договора купли-продажи от 21.05.2010 и до момента осуществления государственной регистрации права собственности на данный земельный участок Общество не являлось собственником этого земельного участка.
Управление Росреестра считает, что Общество является ненадлежащим лицом, обладающим правом на обращение в арбитражный суд с настоящим требованием о признании незаконным оспариваемого отказа.
Представитель Управления в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Общества в судебном заседании просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, а решение суда первой инстанции - оставить без изменения.
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Дзержинска (далее - КУМИ), извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной инстанции, представителя в судебное заседание не направил.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 25.08.2010 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, постановлением администрации г. Дзержинска от 06.11.2009 N 4555 Обществу предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов площадью 9589 кв.м с кадастровым номером 52:21:00 00 015:81, расположенный по адресу: Нижегородская область, г. Дзержинск, Восточный промрайон Химмаш, 7+700 км Восточного шоссе, д. 3, в собственность за плату для эксплуатации производственной площадки. При этом пунктом 3.1 указанного постановления Обществу предложено внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости в части местоположения земельного участка, а также заключить с Комитетом по управлению муниципальным имуществом договор купли-продажи земельного участка.
16.11.2009 представитель КУМИ, действующий на основании доверенности от 09.11.2008 N 328/23, обратился в Дзержинский территориальный (межрайонный) отдел Управления Роснедвижимости по Нижегородской области с заявлением N 5221/102/09-2135 о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости - земельного участка, расположенного по адресу: Нижегородская область, г. Дзержинск, Восточный промрайон Химмаш, 7+700 км Восточного шоссе, д. 3.
По результатам рассмотрения заявления Дзержинский территориальный (межрайонный) отдел 30.11.2009 принял решение N 52/09-3128, которым отказал в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости со ссылкой на пункт 5 части 2 статьи 27 и пункт 2 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Посчитав решение от 30.11.2009 N 52/09-3128 не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В пункте 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 уточнено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 данного Федерального закона кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7-21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13-20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов (необходимые для кадастрового учета документы) (пункт 2 статьи 16 Федерального закона N 221-ФЗ).
В силу части 2 статьи 27 Федерального закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если: имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом; заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона; объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями; объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образован из объекта недвижимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о котором носят временный характер; с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо; истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении; межевой план, технический план или акт обследования заверен подписью неуправомоченного лица.
Как усматривается из материалов дела, в качестве основания для принятия обжалуемого решения регистрирующий орган указал, что в нарушение пункта 5 части 2 статьи 27 Федерального закона N 221-ФЗ с заявлением о кадастровом учете изменений объекта недвижимости обратилось ненадлежащее лицо, в данном случае представитель КУМИ, действующий на основании доверенности от 09.11.2008 N 328/23.
Однако, как обоснованно отметил суд первой инстанции со ссылкой на нормы статей 130, 131, 164, 223 Гражданского кодекса Российской Федерации, земельный участок до государственной регистрации права собственности Общества находится в муниципальной собственности, потому обращение КУМИ с заявлением о кадастровом учете изменений объекта недвижимости не противоречит закону.
Руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 26 Федерального закона N 221-ФЗ и указывая на пересечение границ спорного земельного участка с границами смежных земельных участков с кадастровыми номерами 52:21:000 00 015:20 и 52:21:00 00 015:157, регистрирующий орган не представил доказательств соблюдения положений указанной нормы.
В силу пункта 2 части 2 статьи 26 Федерального закона N 221-ФЗ данное обстоятельство является основанием для принятия решения о приостановлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости. При этом в частях 5, 6, 7 названной нормы установлены сроки для принятия решения о приостановлении государственного кадастрового учета, направления уведомления о принятии такого решения по адресу электронной почты и направления посредством почтового отправления с уведомлением либо вручения самого решения.
Вместе с тем в материалах дела отсутствуют доказательства направления либо вручения представленного Управлением Росреестра решения от 27.11.2009 N РКФ/09-114752 о приостановлении государственного кадастрового учета изменений спорного объекта недвижимости.
Оценив данное решение, суд также установил, что оно не содержит указаний на возможные причины возникновения пересечения границ земельных участков и рекомендации по его устранению, как предписывают положения статьи 26 Федерального закона N 221-ФЗ, в нем не указан срок, на который приостановлен кадастровый учет объекта.
Кроме того, суд правильно учел то обстоятельство, что оспариваемое решение от 30.11.2009 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости фактически принято уже на следующий рабочий день после принятия решения о приостановлении.
При этом в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 27 Федерального закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении.
С учетом приведенных норм и установленных обстоятельств суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что в предусмотренном Федеральным законом N 221-ФЗ порядке кадастровый учет приостановлен не был, в связи с чем оспариваемое решение от 30.11.2009 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета не может быть признано законным.
Довод Управления Росреестра об отсутствии нарушения прав и законных интересов Общества в связи с принятием 20.04.2010 решения о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в отношении рассматриваемого участка судом рассмотрен и отклонен правомерно, поскольку в результате допущенных регистрирующим органом нарушений Общество не смогло своевременно реализовать свое право на государственную регистрацию права собственности на спорный земельный участок.
В равной мере по этим же причинам не может быть принят во внимание и довод Управления Росреестра о том, что в данном случае Общество не могло обратиться в арбитражный суд с настоящим требованием, поскольку не Обществу, а КУМИ отказано в осуществлении государственного кадастрового учета. Вместе с тем статьи 4 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предоставляют заинтересованному лицу право обратиться в арбитражный суд с требованием в защиту своих и прав и законных интересов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое решение не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а потому правомерно удовлетворил его требования.
Арбитражный суд Нижегородской области в полном объеме выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы основаны на правильном применении норм материального права и не противоречат установленным по делу обстоятельствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Управления Росреестра по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.08.2010 по делу N А43-2462/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-2462/2010
Истец: ООО "Тосол-Синтез", ООО Тосол-Синтез г. Дзержинск
Ответчик: Управление Роснедвижимости по Нижегородской области г. Н. Новгород, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области
Третье лицо: Дзержиский территориальный отдел Управления Роснедвижимости по Нижегородской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Дзержинска, КУМИ г. Дзержинска, ФГУ Земельная кадастровая палата по Нижегородской области, Дзержинский территориальный отдел Роснедвижимости по НО
Хронология рассмотрения дела:
24.11.2010 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5298/10