г. Москва |
|
05 ноября 2013 г. |
Дело N А40-92048/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 ноября 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Д.В. Каменецкого,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.Н. Коротковым,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу ОАО "МФС-1"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.09.2013 по делу N А40-92048/2013, принятое судьей М.Н. Кастальской (153-899) в порядке упрощенного производства,
по заявлению ОАО "МФС-1" (ОГРН 1067746425361, 121059, г. Москва, ул. Киевская, д. 7, подъезд 7)
к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: |
Ковалев И.Н. по дов. от 04.06.2013, |
от ответчика: |
Павлюк И.Ю. по дов. от 26.11.2012, |
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Мосфундаментстрой N 1" (ОАО "МФС-1", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу (Департамент Росприроднадзора по ЦФО, административный орган) от 06.06.2013 N 17-35/901 по делу об административном правонарушении по ст. 8.41 КоАП РФ.
Решением суда от 04.09.2013 в удовлетворении требований заявителя отказано. Суд исходил из доказанности административным органом события и состава вменяемого обществу административного правонарушения, соблюдения процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ОАО "МФС-1" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой. В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что общество не является субъектом, размещающим отходы, следовательно, не может быть привлечено к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель ОАО "МФС-1" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и не обоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований.
Представитель Департамента Росприроднадзора по ЦФО в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая их необоснованными, просил решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, заслушанных мнений сторон, считает обжалуемый акт подлежащим отмене, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ОАО "МФС-1" осуществляло функции заказчика (застройщика) на объекте строительства по адресу: г. Москва, ул.Ляпидевского, вл. 1 (объект - "Многофункциональный спортивно-оздоровительный, административно-социальный комплекс").
По Договору аренды земельного участка под строительство указанного объекта от 31.10.2003 N М-09-025167, заключенному Московским земельным комитетом с Некоммерческим партнерством "Спортивный клуб "Динамо", а также по Договору уступки права аренды земельного участка от 18.11.2008, заключенному Некоммерческим партнерством "Спортивный клуб "Динамо" с ОАО "Мосфундаментстрой-1", ОАО "МФС-1" является пользователем земельного участка по адресу г. Москва, ул. Ляпидевского, вл. 1 с кадастровым номером 77:09:01012:089. Площадь арендованного земельного участка составляет 31113 кв. м.
Строительство объекта выполнялось в 2012- 2013 г.г. ОАО "МФС-1" в соответствии с Градостроительным планом земельного участка N RU77-211000-000243 (per. N 3.1.23.000167 от 31.07.2009), утвержденным приказом Москомархитектуры от 06.07.2009 N 193.
Генеральный подрядчик по строительству объекта - ООО "Монолит Центр" (Договор генерального подряда с ОАО "МФС-1" от 21.11.2011 N 01/1). Подрядчик по разработке котлована и производству земляных работ на объекте - ООО "Мехстройтранс" (Договор подряда с ООО "Монолит Центр" от 14.12.2011 N МЦ-МСТ/1/1211).
В 1-ом квартале 2012 г. на строительном объекте по адресу г. Москва, ул. Ляпидевского, вл. 1, при производстве земляных работ подрядными организациями ОАО"МФС-1", осуществлялась разработка котлована и выемка загрязненных химическими веществами грунтов. Факт загрязнения грунтов химическими веществами и наличие загрязненных грунтов на строительной площадке до начала проведения земляных работ подтверждается Заключением Роспотребнадзора лабораторных исследований почв и грунтов от 03.12.2008 N 12/04855.
Федеральным классификационным каталогом отходов (утв. Приказами Минприроды России от 02.12.2002 N 786 и от 30.07.2003 N 663) вышеуказанные грунты отнесены к категории отходов и включены в группу "Прочие твердые минеральные отходы".
Вывоз загрязненных грунтов (отходов) с территории строительной площадки осуществлялся подрядными организациями на полигон ТБО "Непеино", расположенный в Дмитровском районе Московской области, для размещения. Организацией, эксплуатирующей полигон ТБО "Непеино", является ООО "Эко-Жилком". Согласно представленной в Департамент информации ООО "Эко-Жилком" от 28.05.2013 исх. N 976, в 1 квартале 2012 г. с объекта строительства ОАО "МФС-1" подрядной организацией ООО"Мехстройтранс" на полигон ТБО "Непеино" завезено для размещения 23 742 куб. м. загрязненного грунта 5-го класса опасности. Размещение на полигоне ТБО загрязненного грунта (отходов) в количестве 23 742 куб. м. также подтверждено погашенным Разрешением Департамента строительства г. Москвы N 013718 (серия ПРУ-121).
На основании вышеупомянутых договоров аренды и уступки прав аренды земельного участка под строительство объекта "Многофункциональный спортивно-оздоровительный, административно-социальный комплекс" ОАО "МФС-1" является арендатором земельного участка по адресу г. Москва, ул. Ляпидевского, вл. 1, на котором находились загрязненные грунты.
Договорами генерального подряда от 21.11.2011 N 01/1, подряда по выполнению земляных работ от 14.12.2011 N МЦ-МСТ/1/1211, между ОАО "МФС-1", подрядными организациями и ООО "Эко-Жилком" (полигон ТБО "Непеино") не предусмотрена смена собственника передаваемых на полигон загрязненных грунтов (отходов), для их размещения, то есть собственником размещенных в 2012 году на полигоне ТБО загрязненных грунтов является ОАО "МФС-1".
В соответствии с изложенным административный орган пришел к выводу, что за ОАО "МФС-1", как за собственником загрязненных грунтов (отходов), сохраняется обязанность по внесению в бюджет платы за размещение отходов.
ОАО "МФС-1" не выполнило расчеты платы за размещение отходов за 1,2,3,4 кварталы 2012 г., не внесло в бюджет в установленный законодательством срок (не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом) плату за негативное воздействие на окружающую среду - за размещение в 1-м квартале 2012 г. на полигоне ТБО "Непеино" отходов (загрязненного грунта) в объеме 23 742 куб. м.
Обстоятельства вменяемого ОАО "МФС-1" административного правонарушения зафиксированы в протоколе об административном правонарушении от 29.05.2013 N 17-33/856.
Постановлением Департамента Росприроднадзора по ЦФО от 06.06.2013 N 17-35/901 ОАО "МФС-1" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ. Обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 75000 руб.
Посчитав постановление от 06.06.2013 N 17-35/901 незаконным общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В ч. 7 ст. 210 АПК РФ указывается, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Материалами дела подтверждается, что оспариваемое постановление принято, а протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом на основании ч. 1 ст. 28.3 и ст. 23.29 КоАП РФ.
Требования КоАП РФ к процедуре привлечения к административной ответственности административным органом соблюдены. Судом не установлены нарушения требований закона, которые в соответствии с разъяснениями п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 могут послужить основанием к отмене оспариваемого постановления административного органа.
Срок давности привлечения к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ) административным органом соблюден.
Данные обстоятельства не оспариваются заявителем.
Вместе с тем, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции не учел следующее.
В соответствии с нормой ст. 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно норме статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Исходя из статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 N 8077) определен срок внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, предусмотренные Федеральным законом "Об охране окружающей среды".
Как следует из оспариваемого постановления, ОАО "МФС-1" привлечено к ответственности за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду в результате размещения отходов производства и потребления.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. Хранение отходов - их содержание в объектах размещения отходов в целях последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и др.).
Статья 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Государственный реестр объектов размещения отходов ведется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Названная правовая позиция сформирована Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.07.2011 N 1752/11.
Согласно положениям статей 65 и 210 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое постановление.
Однако из протокола об административном правонарушении, постановления Департамента Росприроднадзора по ЦФО от 06.06.2013 N 17-35/901, а также из материалов дела не следует, что общество занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Федерального закона "Об отходах производства и потребления", поэтому привлечение его к административной ответственности в соответствии со статьей 8.41 КоАП РФ нельзя признать законным.
Следовательно, оспариваемое постановление, не соответствующее приведенным правовым нормам, подлежит отмене.
Судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела не применены нормы ст. 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", то есть, не применен закон подлежащий применению.
Решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 270, п. 1 ч. 2 ст. 270 АПК РФ).
Руководствуясь ч. 3 ст. 229, ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.09.2013 по делу N А40-92048/2013 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу от 06.06.2013 N 17-35/901 по делу об административном правонарушении о привлечении ОАО "МФС-1" к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Д.В. Каменецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-92048/2013
Истец: ОАО "Мосфундаментстрой N1", ОАО "МФС-1"
Ответчик: Департамент Росприроднадзора по ЦФО, Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному Федеральному округу