г. Москва |
|
06 ноября 2013 г. |
Дело N А41-27896/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 ноября 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Воробьевой И.О.,
судей Бархатова В.Ю., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Масаевым З.Х.,
при участии в заседании:
от заявителя - Жукова А.Е. по доверенности от 01.07.2013 N 156-13,
от заинтересованного лица - извещен, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" на решение Арбитражного суда Московской области от 23.09.2013 по делу N А41-27896/13, принятое судьей Васильевой Е.В., по заявлению ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" в лице филиала ОАО "ФСК ЕЭС" - Московское ПМЭС к Комитету лесного хозяйства Московской области о признании незаконным и отмене постановления Комитета лесного хозяйства Московской области от 10.06.2013 N 1-048/2013 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" в лице филиала открытого акционерного общества "Федеральной сетевой компании Единой энергетической системы" - Московское ПМЭС (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Комитету лесного хозяйства Московской области (далее - комитет, заинтересованное лицо, административный орган) о признании незаконным и об отмене постановления от 10.06.2013 N 1-048/2013 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23.09.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить. Заявитель ссылается на то, что судом при рассмотрении дела не принято во внимание наличие заключенного договора подряда, в соответствии с которым расчистка просек ВЛ и уборка порубочных остатков осуществляется подрядчиком. Законодательством не предусмотрена исключительная обязанность сетевой организации по поддержанию линий электропередач в безаварийном состоянии и обеспечению вырубки деревьев в охранных зонах. Также заявитель обращает внимание суда на то, что дело об административном правонарушении возбуждено по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ, а общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 8.32 КоАП РФ в отсутствии процессуальных документов о переквалификации.
В судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы не явился представитель Комитета лесного хозяйства Московской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично путем размещения на официальном сайте суда. Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 123, частью 3 статьи 156, частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствии представителей указанных лиц.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить.
В подтверждение доводов апелляционной жалобы представитель общества заявил ходатайство о приобщении к материалам дела копии договора подряда от 02.11.2012 N М9-НК-СМР-06/2012, заключенного между заявителем и подрядной организацией ООО "Ресурс" на осуществление комплекса работ, в том числе: по расширению трасс ВЛ, вырубке деревьев, валке деревьев, выполнению работ по утилизации порубочных остатков с трасс ВЛ, а также копии претензионного письма от 24.04.2013 N М1/П9/01/576 о нарушении условий договора.
Выслушав представителя общества, исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает решение подлежащим отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 06.05.2012 старшим участковым лесничим в ходе патрулирования территории лесного фонда Бородинского лесничества в соответствии с графиком наземного патрулирования, утвержденным 13.12.2012 Бородинским филиалом ГКУ МО "Мособллес" на 2013 год в условиях особого противопожарного режима, в квартале 33, выделах 2, 4, 5, 6 Борисовского участкового лесничества установлено нарушение пунктов 34, 35 "Правил пожарной безопасности в лесах", утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417. На линии электропередач после уборки угрожающих деревьев не произведена очистка места рубки на площади 0,8 га, а именно древесина нестрелевана, оставлена у стены леса, отдельные спиленные деревья приземлены в прилегающие лесные насаждения, порубочные остатки не собраны в кучу, что зафиксировано актом осмотра территории лесного участка, на основании которого должностным лицом административного органа вынесено определение от 06.05.2013 N1-048/2013 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
27.05.2013 старшим участковым лесничем Борисовского участкового лесничества Бородинского филиала ГКУ МО "Мособллес" в отношении общества при участии представителя общества составлен протокол N 1-048/2013 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ, которым обществу вменено нарушение пунктов 34, 35 главы IX Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 06.2007 N 417.
27.05.2013 обществу также выдано предписание N 1-048/2013 об устранении нарушений лесного законодательства в срок до 26.06.2013.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 10.06.2013 N 1-048/2013 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ, выразившегося в нарушении правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, а именно, в том, что просеки, на которых расположены линии электропередач, в период особого противопожарного режима, введенного в Московской области с 01.05.2013 постановлением Губернатора Московской области от 26.04.2013 N 104-ПГ "О введении в Московской области режима повышенной готовности", не очищены от горючих материалов (порубочных остатков). Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Не согласившись с постановлением административного органа о привлечении к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании указанного постановления, указав в качестве обоснования заявленного требования, что административным органом не установлен субъект правонарушения, поскольку для обеспечения функционирования Единой Национальной Электрической Сети (ЕНЭС РФ) ОАО "ФСК ЕЭС" заключило с подрядной организацией ООО "Ресурс" договор от 02.11.2012 N М9-НК-СМР-06/2012 на выполнение СМР по расширению трасс ВЛ 220 кВ Московского ПМЭС по разработанным проектам 2011 года (136,6 га) для нужд филиала ОАО "ФСК ЕЭС" - Московское ПМЭС.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 7 статьи 210 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа, суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме
Согласно части 3 статьи 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Правила пожарной безопасности в лесах, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417, устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
В соответствии с пунктом 34 Правил пожарной безопасности в лесах, просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона, должны быть свободны от горючих материалов.
Полосы отвода и охранные зоны вдоль трубопроводов, проходящих через лесные массивы, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. Через каждые 5 - 7 километров трубопроводов устраиваются переезды для пожарной техники и прокладываются противопожарные минерализованные полосы шириной 2 - 2,5 метра вокруг домов линейных обходчиков, а также вокруг колодцев на трубопроводах.
Согласно пункту 35 Правил пожарной безопасности в лесах, при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Для реализации указанных целей сетевая организация заключает договоры строительного подряда, в которых подрядная организация принимает на себя обязательства по расширению трасс ВЛ электропередачи, выполнению работ по утилизации порубочных остатков с трасс ВЛ, обязуясь при этом соблюдать требования действующего законодательства, в том числе и правил пожарной безопасности в лесах.
Как следует из протокола об административном правонарушении и оспариваемого постановления, обществу вменяется нарушение пунктов 34, 35 Правил пожарной безопасности в лесах, в части несоблюдения требований пожарной безопасности в лесах при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередач.
Субъектом указанного правонарушения является лицо, проводившее работы по содержанию просек под линиями электропередачи и допустившее указанные нарушения Правил пожарной безопасности в лесах.
Вывод суда первой инстанции, о том, что заявитель является надлежащим субъектом вмененного правонарушения, является несостоятельным, поскольку заявителем в материалы дела представлены доказательства, подтверждающие факт осуществления действий по содержанию просек под линиями электропередачи подрядной организацией ООО "Ресурс", а не самим обществом.
Как подтверждается материалами дела, между заявителем и подрядной организацией ООО "Ресурс" заключен договор от 02.11.2012 N М9-НК-СМР-06/2012 на выполнение СМР по расширению трасс ВЛ 220 кВ Московского ПМЭС по разработанным проектам 2011 года (136,6 га) для нужд филиала ОАО "ФСК ЕЭС" - Московское ПМЭС. Предметом договора является осуществление комплекса работ, в том числе: расширение трасс ВЛ, вырубка деревьев, валка деревьев, выполнение работ по утилизации порубочных остатков с трасс ВЛ.
Следовательно фактические действия по содержанию просек под линиями электропередач осуществляются подрядной организацией ООО "Ресурс" на основании вышеуказанного договора.
Согласно пункту 3.3 договора работы должны быть завершены в срок и в полном объеме, указанном в графике выполнения работ (приложение к договору), не позднее 31.12.2012. Пунктом 6.1.5 договора на подрядчика возложена обязанность по обеспечению поддержания чистоты трасс ВЛ, своевременной уборке и ликвидации отходов по окончании работ, в том числе по очистке от порубочных остатков (отходов) трассы ВЛ зоны не позднее 10 календарных дней с даты окончания работ на объекте (согласно технического задания).
Заявителем 24.04.2013 в адрес ООО "Ресурс" было направленно претензионное письмо о нарушении сроков выполнения работ по вышеуказанному договору. Данное обстоятельство свидетельствует, о том, что заявителем принимались меры по понуждению подрядчика к устранению указанных нарушений.
Кроме того, согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются, в том числе для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.
Согласно пункту 5 той же статьи в целях эксплуатации линий электропередачи, в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ, допускается вырубка деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.
Подпунктами "а" и "б" пункта 21 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160, установлено, что для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства, в охранных зонах сетевых организаций, осуществляется вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением.
Согласно пункту 6 Правил реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации местом нахождения древесины является земельный участок, предоставленный лицу, использующему леса для целей, в том числе для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, т.е. просеки трасс линий электропередачи, без права передвижения заготовленного леса.
Пунктом 2 статьи 20 Лесного кодекса Российской Федерации закреплено право собственности Российской Федерации на древесину, полученную при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда.
Следовательно у общества отсутствовали законные основания для перемещения срубленной древесины.
Учитывая, что заготовленная древесина является собственностью Российской Федерации, интересы которой в силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2009 N 604 "О реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации" представляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, решение вопроса о вывозе и хранении заготовленной древесины возложено на органы Росимущества.
Таким образом, как заявитель, так и подрядная организация, осуществляющая работы по договору, не имеют права распоряжаться заготовленной древесиной, так как не являются ее собственниками и не могут нести затраты по содержанию чужого имущества.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Московской области от 23.09.2013 по делу А41-27896/13 подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 266, 268, п. 2 ст. 269, п. 3 ч. 1 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 23.09.2013 по делу N А41-27896/13 отменить. Признать незаконным и отменить постановление Комитета лесного хозяйства Московской области от 10.06.2013 N 1-048/2013 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.8.32 КоАП РФ.
Председательствующий |
И.О. Воробьева |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-27896/2013
Истец: ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы", ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергитической системы" в лице ф-ла ОАО "ФСК ЕЭС" - Московское ПМЭС
Ответчик: Комитет лесного хозяйства Московской области
Третье лицо: Комитет лесного хозяйства по Московской области