город Москва |
|
5 ноября 2013 г. |
дело N А40-87495/13 |
Резолютивная часть постановления оглашена 31.10.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.11.2013.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
при ведении протокола |
помощником судьи Гумеровой Е.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Газпром"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.09.2013
по делу N А40-87495/13, принятого судьей Корогодовым И.В.
по заявлению ОАО "Газпром" (117997, Москва, ул. Наметкина, дом 16. ГСП-7, ИНН 7736050003)
к Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (628011, Ханты-Мансийск, ул. Светлая, дом 69)
о признании незаконным постановления;
при участии:
от заявителя: |
Большаков А.В. по доверенности N 5-12186 от 13.12.2012; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 09.09.2013 заявление ОАО "Газпром" о признании незаконным и отмене постановления Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 31.05.2013 N 05-246/2013 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставлено без удовлетворения. При этом суд первой инстанции исходил из того, что законные основания для привлечения общества к административной ответственности, у административного органа имелись; вина общества в совершении административного правонарушения доказана; установленный порядок привлечения к административной ответственности при производстве по делу об административном правонарушении соблюден; оспариваемое постановление принято до истечения срока давности привлечения к административной ответственности.
Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, административный орган извещен надлежащим образом, дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения N 05-26/П от 14.03.2013 в период с 04.04.2013 по 24.04.2013 в отношении ОАО "Газпром" проведена внеплановая проверка по исполнению требований обязательного предписания N 05-676/2012 от 18.09.2012.
В соответствии с предписанием N 05-67 6/2012 от 18.09.2012 ОАО "Газпром" необходимо в срок до 06.03.2013 оформить правоустанавливающие документы на участок лесного фонда под объект Вдольтарссовый проезд км. 880-980, 8 в составе стройки Магистральный газопровод СРТО-Торжок Няксимвольское лесничество Хуранское участковое лесничество (по материалам лесоустройства 1996 Торское лесничество Акрышское участковое лесничество кв. 2)
По результатам проверки установлено, что ОАО "Газпром" не выполнены в установленные сроки требования обязательного предписания об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды N 05-676/2012 от 18.09.2012, а именно: в соответствии с предписанием N 05-676/2012 от 18.09.2012 обществу по истечению срока выполнения соответствующего предписания требовалось предоставить в Советский отдел Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО Югры, по адресу ХМАО - Югра, Тюменская область, Советский район г. Советский ул. 50 лет Пионерии 1, информацию о выполнении указанного предписания с перечислением конкретных мер, принятых по устранению выявленных нарушений.
При проведении проверки установлено, что по истечении срока исполнения требования предписания N 05-676/2012 от 18.09.2012, подтверждающей информации об исполнении требования предписания N 05-676/2012 от 19.09.2012 от общества в адрес Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды объектов животного мира и лесных отношений не поступало.
В период проведения проверки в адрес Советского отдела Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды объектов животного мира и лесных отношений 19.04.2013 поступило письмо от общества, из которого следует, что правоустанавливающих документов на пользование участком лесного фонда под объект Вдольтарссовый проезд км. 880-980, 8 в составе стройки Магистральный газопровод СРТО-Торжок, Няк-символьское лесничество, Хуранское участковое лесничество (по материалам лесоустройства 1996 Торское лесничество Ак-рышское участковое лесничество кв. 2) ОАО "Газпром" не имеет, подтверждением данного факта, является письмо от 17.04.2013 N 01/7452 "О заключении договора аренды лесного участка" направленного генеральным директором ЗАО "Ямалгазинвест", выступающим в соответствии с действующим законодательством лицом выполняющим комплекс работ по оформлению прав ОАО "Газпром" на лесные участки, необходимые для строительства и эксплуатации объектов в составе стройки Магистральный газопровод СРТО - Торжок в адрес директора департамента природных ресурсов и не-сырьевого сектора экономики ХМАО - Югры и указано, что о потребности в использовании участков лесного фонда ОАО "Газпром" учитывая, что лесные участки в границах Территориального отдела Няксимвольское лесничество, Хуранское участковое лесничество (по материалам лесоустройства 1996 Торское лесничество Акрышское участковое лесничество кв. 2) на площади 4, 03 га, испрашиваются под объект Вдольтарссовый проезд км. 880-980, 8 в составе стройки Магистральный газопровод СРТО-Торжок.
В действиях ОАО "Газпром" имеется повторное нарушение требований действующего законодательства.
21.05.2013 составлен протокол об административном правонарушении N 05-246/2013 и 31.05.2013 в отношении заявителя вынесено оспариваемое постановление N 05-246/2013, которым заявитель признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 7.9 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 11.000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции, исходил из необоснованности заявленного требования.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения арбитражного суда исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, решение суда первой инстанции признается законным и обоснованным.
Статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.
Частью 5 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что в область действия законодательства в сфере охраны окружающей среды входят отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления.
Данные отношения регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
В свою очередь природная среда представляет собой совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов. При этом компоненты природной среды это земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; леса и иная растительность, и т.д.
Состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусматривает ст. 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образуют деяния по самовольному занятию лесных участков или использованию указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Согласно ч. 1 ст. 72 Лесного кодекса Российской Федерации, по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 названного Кодекса.
В соответствии со ст. 21 Лесного кодекса Российской Федерации дорога является линейным объектом, не связанным с создание лесной инфраструктуры.
Строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов в силу п. 13 ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации отнесены к одному из возможных видов использования лесов.
Порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов установлен приказом Рослесхоза от 10.06.2011 N 223 "Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов".
Пунктом 7 Правил установлено, что на лесных участках, предоставленных в пользование в целях строительства, реконструкции линейных объектов, использование лесов осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов.
В соответствии со ст. 26 Лесного кодекса Российской Федерации, законное освоение лесного участка и изъятие лесных ресурсов осуществляются только при наличии у лесопользователя проекта освоения лесов и последующем представлении лесопользователем лесной декларации.
Таким образом, для пользования участком лесного фонда необходимы договор аренды лесного участка, проект освоения лесов и лесная декларация.
Указанные документы в установленный предписанием срок ОАО "Газпром" не представлены, следовательно, дальнейшее использование участка без разрешительных документов, является нарушением требований ст. ст. 9, 45, 71 Лесного кодекса Российской Федерации, что влечет за собой привлечение к административной ответственности.
Доводы общества относительно того, что административным органом не доказана вина общества, поскольку последним были предприняты все возможные действия по использованию участка лесного фонда в установленном законом порядке, отклоняются, поскольку документально не подтверждены.
Согласно информации, представленной Департаментом природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (исх. N 348 от 05.05.2012, N 349 от 10.05.2012), ЗАО "Ямалгазинвест" (исх. N 11/11446 от 30.05.2012), договор аренды на спорный участок лесного фонда не заключался, отсутствуют проект освоения лесов, лесная декларация.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, поскольку все документы и обстоятельства спора, на которые ссылается заявитель в апелляционной жалобе, были приняты во внимание судом первой инстанции, что нашло подтверждение в ходе проверки и повторного рассмотрения дела судом апелляционной инстанции. Оснований для отмены судебного акта не имеется. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ч. 3 ст. 229, ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.09.2013 по делу N А40-87495/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа, только по основаниям предусмотренным ч. 4 ст. 228 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-87495/2013
Истец: ОАО "Газпром"
Ответчик: Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского АО-Югры, Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры